Р. Амундсен и Р. Скотт. История покорения Южного полюса Земли.




Тема: «Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке.

И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев»

План урока:

Папанин Иван Дмитриевич: вклад в развитие географической науки

2. Обручев Сергей Владимирович: важнейшие географические открытия.

Р. Амундсен и Р. Скотт. История покорения Южного полюса Земли.

Вавилов Николай Иванович - создатель учения о центрах происхождения культурных растений и их географическом распространении.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Ход урока.

1. Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986): вклад в развитие географической науки

Доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940), руководитель первой советской дрейфующей станции СП-1 (1937-1938), начальник Главсевморпути (1939-1946), начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951). С конца 1948 г. заместитель директора Института океанологии по экспедициям. Добился передачи Институту нескольких малых судов Министерства рыбного хозяйства для исследования берегов Черного и дальневосточных морей.

По его инициативе и с его деятельной помощью было принято решение Совета Министров СССР о проектировании и строительстве серии научно-исследовательских судов, два из которых – «Академик Курчатов» и «Дмитрий Менделеев» были переданы Институту океанологии. С его помощью организовывались экспедиции Института, приобреталось научное оборудование. Советский арктический исследователь.

Обручев Сергей Владимирович (1891-1965): важнейшие географические открытия.

Обручев Сергей Владимирович, советский геолог и исследователь-путешественник. С 1917 г. путешествовал по Северной Азии, где открыл Тунгусский угольный бассейн. В 1925 г. работал на Шпицбергене и в 1927 г. – на Новой Земле. В 1926-1927 и в 1929-1930 гг. С.В. Обручев руководил географо-геологическими экспедициями к среднему течению Индигирки и Колымы; экспедиции открыли до того еще неизвестный высокий горный хребет Черского, определили полюс холода у Оймякона и составили новые географические карты и карты речной сети исследованных областей. Географическая экспедиция в северо-восточную Сибирь в 1932 и 1933 гг. сопровождалась ценными аэрофотосъемками горных областей на Анадыре и Чукотском полуострове.

Научно-популярные описания путешествий С. В. Обручева содержатся в его книгах: «В неведомых горах Якутии». М., 1928; «На «Персее» по полярным морям». М., 1929; «Колымская землица». М., 1933; «В неизведанные края». М., 1954; «В центре Азии». М., 1965, и др. Научные результаты путешествий освещены им в ряде трудов, в том числе: «Тунгусский бассейн (южная и западная часть)», т. 1-2. М.-Л., 1932-1933; «Колымско-Индигирский край. Географический и геологический очерк...». М., 1931; «Новая орографическая схема северо-восточной Азии», «Ученые записки Ленинградского гос. ун-та. Серия географ, наук», 1940, № 56, вып. 3; «Орография и геоморфология восточной половины Восточного Саяна», «Известия Всесоюз. географического об-ва», 1946, № 7–8, и др.

Р. Амундсен и Р. Скотт. История покорения Южного полюса Земли.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса - моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки - Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды. ТЕМЕ

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование - боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. И все, что осталось от английской экспедиции – это единственный свидетель разыгравшейся трагедии - дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что. (видеоматериал по данному вопросу - https://youtu.be/shpBJxy9FCA ).

4.Вавилов Николай Иванович (1887-1943 гг.) - генетик, селекционер, ботаник-географ, посетивший многие страны и материки, считавший своей научной целью обновление земли с помощью наилучших культурных растений, отвечающих требованиям всех географических зон. Н.И.Вавилов явился создателем учения о центрах происхождения культурных растений и их географическом распространении.

Итоги своих многолетних путешествий Н.И.Вавилов описал в книге «Пять континентов». Ученый писал, что сам он в этих исследованиях пытался соединить географию, астрономию, ботанику, историю культуры. Он познал земледельческую культуру многих стран, проник в философию их земледелия, изучил растительные ресурсы Земли в их эволюции, проследив пути и этапы расселения культурных растений из очагов начального видообразования.

 

Итоги урока.

К началу ХХ века на Земле практически не осталось мест, где бы не ступила нога географа: основные материки были более-менее изучены, а представления современников об окружающем мире относительно точно нанесены на карты. Тем не менее, прошедшее столетие запомнится нам важнейшими географическими открытиями, значительно расширившими представление о нашем родном доме под названием «планета Земля».

6. Домашнее задание:

1) изучить теоретический материал по теме урока;

2) ознакомиться с дополнительным видеоматериалом https://youtu.be/shpBJxy9FCA, презентацией «Покорение Южного полюса. Исследование Антарктиды»;

3) выполнить практическое задание: нанести на контурную карту маршрут экспедиции Р. Амундсена. Контурная карта содержится в данном документе, может быть использована ваша к/к из комплекта. Обязательно указание условных обозначений!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: