Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 153» городского округа Самара
Россия, 443029, г. Самара, ул. Солнечная, 51
тел.: (846) 243 90 55 факс: (846) 994 68 58 e-mail: mbdouds153@yandex.ru
ДОКЛАД
Влияние народного фольклора на речевое развитие детей
(Родительское собрание в средне и старшей группах ДОУ)
Подготовил:
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 153» г. о. Самара – Доровских С.В.
Май, 2021 г.
Фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Исследования лингвистов и психологов показывают, что дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к языку и звуковой стороне речи. Звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклорных произведений вызывают у дошкольников желание повторить их и запомнить, а это, в свою очередь, способствует развитию речи и ее выразительности. Поэтому следует использовать фольклор во всех его формах.
Значимость фольклорных форм | Особые характеристики фольклорных форм | Фольклорные формы |
формирование фонематического восприятия, развитие чувства ритма | напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп | песенки, заклички, потешки, прибаутки, пестушки |
развитие артикуляционного аппарата и звукопроизношения | наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний | скороговорки, чистоговорки |
обогащение словарного запаса | изобилие слов-признаков предметов, метафор, образных сравнений, синонимов и антонимов | сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, пестушки |
освоение грамматического строя речи | повторы различных словосочетаний, использование разнообразных форм одного слова | песенки, потешки, прибаутки |
развитие способности к языковому анализу и синтезу; формирование умения самостоятельно делать выводы и умозаключения, четко выделять наиболее характерные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов | представление наиболее ярких, характерных признаков предметов или явлений в предельно сжатой, образной форме | загадки, пословицы, поговорки |
подготовка руки к письменной речи через развитие мелкой моторики | простота передачи содержания через движения кистей и пальцев рук | потешки, прибаутки |
Народные песенки, заклички, потешки, прибаутки, пестушки сопровождают ребенка с первых дней его рождения. Невзирая на небольшой объем, они содержат в себе неисчерпаемые возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особенности их интонационной организации. В них используются наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Кроме того, эти фольклорные формы обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений о предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. Их грамматическое разнообразие способствует освоению детьми грамматического строя речи.
Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является выработка дикции. Незаменимым материалом для дикционных упражнений являются скороговорки и чистоговорки. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
В пословицах и поговорках, по мнениюспециалистав области фольклора– В.П. Адриановой-Перетц, в обобщенном суждении о типических явлениях используется наиболее устойчивая часть лексики общенародного языка. В них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и точно отобранными словами.
Обращаясь к пословицам и поговоркам, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, творчески использовать слово.
Загадки –необходимый атрибут всего дошкольного детства. Они являются для ребенка не только своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, но и средством формирования образности его речи. Загадки обогащают словарь ребенка за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Народные сказки дарят ребенку радость и являются одним из самых эффективных способов развития описательной формы речи. Знакомя ребенка со сказкой, необходимо обращать его внимание на языковые особенности этого фольклорного жанра, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей с помощью движений кистей и пальцев рук. В процессе пальчиковых упражнений не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Подводя итог всему выше сказанному, нельзя не согласиться со словами известного ученого в области педагогики – А.П. Усовой: «Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо».