Влияние народного фольклора на речевое развитие детей




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 153» городского округа Самара

Россия, 443029, г. Самара, ул. Солнечная, 51

тел.: (846) 243 90 55 факс: (846) 994 68 58 e-mail: mbdouds153@yandex.ru

 

ДОКЛАД

Влияние народного фольклора на речевое развитие детей

 

(Родительское собрание в средне и старшей группах ДОУ)

 

 

Подготовил:

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 153» г. о. Самара – Доровских С.В.

 

Май, 2021 г.

 

 

Фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Исследования лингвистов и психологов показывают, что дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к языку и звуковой стороне речи. Звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклорных произведений вызывают у дошкольников желание повторить их и запомнить, а это, в свою очередь, способствует развитию речи и ее выразительности. Поэтому следует использовать фольклор во всех его формах.

Значимость фольклорных форм Особые характеристики фольклорных форм   Фольклорные формы
формирование фонематического восприятия, развитие чувства ритма напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп   песенки, заклички, потешки, прибаутки, пестушки  
развитие артикуляционного аппарата и звукопроизношения   наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний   скороговорки, чистоговорки
обогащение словарного запаса изобилие слов-признаков предметов, метафор, образных сравнений, синонимов и антонимов   сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, пестушки
освоение грамматического строя речи повторы различных словосочетаний, использование разнообразных форм одного слова   песенки, потешки, прибаутки
развитие способности к языковому анализу и синтезу; формирование умения самостоятельно делать выводы и умозаключения, четко выделять наиболее характерные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов   представление наиболее ярких, характерных признаков предметов или явлений в предельно сжатой, образной форме загадки, пословицы, поговорки
подготовка руки к письменной речи через развитие мелкой моторики   простота передачи содержания через движения кистей и пальцев рук потешки, прибаутки

 

Народные песенки, заклички, потешки, прибаутки, пестушки сопровождают ребенка с первых дней его рождения. Невзирая на небольшой объем, они содержат в себе неисчерпаемые возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особенности их интонационной организации. В них используются наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей. Кроме того, эти фольклорные формы обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений о предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом. Их грамматическое разнообразие способствует освоению детьми грамматического строя речи.

Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является выработка дикции. Незаменимым материалом для дикционных упражнений являются скороговорки и чистоговорки. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

В пословицах и поговорках, по мнениюспециалистав области фольклора– В.П. Адриановой-Перетц, в обобщенном суждении о типических явлениях используется наиболее устойчивая часть лексики общенародного языка. В них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и точно отобранными словами.

Обращаясь к пословицам и поговоркам, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, творчески использовать слово.

Загадки –необходимый атрибут всего дошкольного детства. Они являются для ребенка не только своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, но и средством формирования образности его речи. Загадки обогащают словарь ребенка за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Народные сказки дарят ребенку радость и являются одним из самых эффективных способов развития описательной формы речи. Знакомя ребенка со сказкой, необходимо обращать его внимание на языковые особенности этого фольклорного жанра, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей с помощью движений кистей и пальцев рук. В процессе пальчиковых упражнений не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Подводя итог всему выше сказанному, нельзя не согласиться со словами известного ученого в области педагогики – А.П. Усовой: «Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: