ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Русский язык
Тема: Имя прилагательное
Цели занятия: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное»; закрепить навыки правописания прилагательных;
- развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;развивать практические умения по применению теоретических знаний и аналитических способностей обучающихся;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию.
Планируемые результаты:
предметные: владение основными понятиями об имени прилагательном как о самостоятельной части речи, навыками склонения имен прилагательных;умение выполнять морфологический разбор имени прилагательного;
метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для представления результата;
личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; уметь отбирать материал, анализировать, делать выводы; выявлять пробелы в знаниях и устранять их, развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Склонение имен прилагательных.
2. Словообразование имен прилагательных
3. Морфологический разбор
Оснащение: доска, дидактические плакаты.
Литература:
|
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб пособие для студ. учреждений сред. Проф. образования / Т.М. Воителева. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 224 с.
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.:общеобразов. орг.:базовый уровень – М., 2014.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Учебник Русский язык: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е Шаповалова и др.]; под ред. Н.А. Герасименко. – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.– 496 с.
Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=411731
Тема: Имя прилагательное.
План занятия:
Повторите:
- Общее значение имени прилагательного.
- Морфологические признаки имени прилагательного
- Разряды прилагательных.
- Степени сравнения качественных прилагательных
План
1. Склонение имен прилагательных.
2. Словообразование имен прилагательных
3. Морфологический разбор
Задание:
Изучите материал (§§ 84 - 86). В рабочей тетради кратко законспектируйте (примерный объём – 3 страницы). Выполните упражнение 461.
Склонение имен прилагательных
Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются. В отличие от существительного, которое всегда относится к одному и тому же роду, имя прилагательное изменяется по родам. Форма прилагательного при склонении зависит от
|
формы имени существительного, к которому это прилагательное относится: березовая роща — березовую рощу — к березовой роще; березового веника — березовым веником; березовому полену — о березовом полене. Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Чтобы не ошибиться в написании окончания прилагательного, нужно задать к нему вопрос от существительного: На лице у Наденьки выражение душевной (какой?) борьбы (Ч.); Месяц побледнел и слился с мутным (каким?) серым (каким?) небом... (Ч.). Окончание прилагательного совпадает с окончанием вопросительного слова.
В именительном и совпадающим с ним при склонении неодушевленных существительных винительном падеже мужского рода единственного числа прилагательных под ударением пишется окончание -ой, без ударения - ый/-ий: смешн ой рассказ, мудр ый человек, низк ий поступок.
Полные качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. В зависимости от твердости или мягкости конечного звука основы различаются твердое и мягкое склонения прилагательных: трудный (день), трудного (дня), трудному (дню), трудный (день), трудным (днем), о трудном (дне); летний (зной), летнего (зноя), летнему (зною), летний (зной), летним (зноем), о летнем (зное).
Притяжательные прилагательные при склонении отличаются от качественных и относительных. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-/-ев-, -ын-/-ин- имеют следующие окончания:
Притяжательные прилагательные, образованные от собственных существительных при помощи суффиксов - ов-/-ев -, -ын-/-ин-, пишутся с прописной буквы: Егорово пальто, Игорев рюкзак, Сашина книга, Танино платье, Аленушкин братец.
|
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий- в форме мужского рода единственного числа именительного/винительного падежа имеют нулевое окончание: волчий □, лисий □, заячий □. Основа этих прилагательных оканчивается на мягкий согласный [й], поэтому они склоняются по мягкому варианту склонения прилагательных. Нужно помнить, что -ий- в таких прилагательных является суффиксом, а не окончанием, как в прилагательных дерзкий, свежий и др.
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий- во всех формах, кроме формы именительного/винительного падежа мужского рода, пишутся с ь: лисий — лисьего — лисьему — лисьим — о лисьем.