Структура урока с применением приемов критического мышления




Критическое мышление в начальной школе»

 

 

Что такое критическое мышление?

В современном мире в поиске интересных подходов в построении уроков большую роль играет применение стратегии критического мышления, которое является актуальным для развития обучения и преподавания во всем мире. Казахстан, на данном этапе развития системы образования стремится заимствовать все самое лучшее из мирового опыта.

В одном из выступлений Министра Образования и Науки Республики Казахстан были обозначены проблемы, существующие в учебном процессе: передача готового материала учителем ученику, ориентация на простой путь усвоения знаний, доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика.

В связи с этим, им были определены и поставлены цели и задачи: обновление содержания среднего образования для воспитания, обучения и развития высоконравственной, творческой, критически мыслящей личности, способной непрерывно повышать собственный уровень образования и культуры, направить организацию образовательного процесса на воспитание творчески мыслящего, активного человека, способного саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.

Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями

образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.

Как сформировать такое мышление у учеников младшего школьного возраста,

ведь их мышление существенно отличается от мышления ученика среднего и старшего звена? Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения:

низкая концентрация внимания,

низкая способность воспринимать информацию на слух,

присущ кратковременный вид памяти,

невнимательность,

забывчивость,

неорганизованность и рассеянность,

слабая саморегуляция.

Ребенок развивается постепенно, по определенным этапам, которые должны предполагать разные формы обучения и виды мышления. Критическое мышление является одним из продуктивных видов мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления. Современные исследования подтверждают, что обучение происходит эффективнее, и интеллектуальные достижения возрастут, если учеников активно вовлекать в обсуждение, диалог и аргументацию.

Так что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является

отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.

 

Структура урока с применением приемов критического мышления

Как построить урок с применением приемов критического мышления?

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

· подготовительный – стадия вызова;

· восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

· присвоение информации – стадия рефлексии.

 

Стадия

Функции

Вызов

· Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

· Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

· Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержания

· Информационная (получение новой информации по теме).

· Систематизационная (классификация полученной информации).

· Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

· Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

· Информационная (приобретение нового знания).

· Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

· Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

 

Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Роль учителя — в основном координирующая. Он:

направляет усилия учеников в определенное русло,

сталкивает различные суждения,

создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений,

дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы,

подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: