Критическое мышление в начальной школе»
Что такое критическое мышление?
В современном мире в поиске интересных подходов в построении уроков большую роль играет применение стратегии критического мышления, которое является актуальным для развития обучения и преподавания во всем мире. Казахстан, на данном этапе развития системы образования стремится заимствовать все самое лучшее из мирового опыта.
В одном из выступлений Министра Образования и Науки Республики Казахстан были обозначены проблемы, существующие в учебном процессе: передача готового материала учителем ученику, ориентация на простой путь усвоения знаний, доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика.
В связи с этим, им были определены и поставлены цели и задачи: обновление содержания среднего образования для воспитания, обучения и развития высоконравственной, творческой, критически мыслящей личности, способной непрерывно повышать собственный уровень образования и культуры, направить организацию образовательного процесса на воспитание творчески мыслящего, активного человека, способного саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически.
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями
образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.
Как сформировать такое мышление у учеников младшего школьного возраста,
ведь их мышление существенно отличается от мышления ученика среднего и старшего звена? Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения:
низкая концентрация внимания,
низкая способность воспринимать информацию на слух,
присущ кратковременный вид памяти,
невнимательность,
забывчивость,
неорганизованность и рассеянность,
слабая саморегуляция.
Ребенок развивается постепенно, по определенным этапам, которые должны предполагать разные формы обучения и виды мышления. Критическое мышление является одним из продуктивных видов мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.
Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления. Современные исследования подтверждают, что обучение происходит эффективнее, и интеллектуальные достижения возрастут, если учеников активно вовлекать в обсуждение, диалог и аргументацию.
Так что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является
отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.
Структура урока с применением приемов критического мышления
Как построить урок с применением приемов критического мышления?
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
· подготовительный – стадия вызова;
· восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
· присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
Функции
Вызов
· Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
· Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
· Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания
· Информационная (получение новой информации по теме).
· Систематизационная (классификация полученной информации).
· Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
· Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
· Информационная (приобретение нового знания).
· Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
· Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая. Он:
направляет усилия учеников в определенное русло,
сталкивает различные суждения,
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений,
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы,
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.