Formation of the initial reading skill




Формирование навыка первоначального чтения

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам обучения чтению на первоначальном этапе. В ней говорится о создании равных стартовых условий для всех детей в классе. В данной работе затрагиваются проблемы формирования навыков осмысленного, беглого, выразительного чтения. Предлагаются пути их решения на основе опыта работы в этом направлении.

 

Ключевые слова: читательская грамотность, читательский дневник, ежедневное чтение, техника чтения, выразительность

 

Baranova Svetlana G.

Primary school teacher

Secondary School No. 2 named after V. A. Konovalov

of the city district ZATO Svetliy

Saratov region

E-mail: alex0676@mail.ru

 

Formation of the initial reading skill

The article is devoted to the problems of teaching reading at the initial stage. It refers to the creation of equal starting conditions for all children in the class. This paper deals with the problems of forming the skills of meaningful, fluent, expressive reading. The ways of their solution are suggested based on the experience of working in this direction.

Keywords: reader literacy, reader's diary, daily reading, the technique of reading, expressiveness.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследованииPISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Это такая способность, которую современный человек должен тренировать всю жизнь. Начинать же её формировать необходимо на этапе обучения чтению, то есть в начальных классах. И оттого насколько качественно она будет сформирована, будет зависеть дальнейшее развитие и закрепление читательской грамотности. Происходит это поэтапно: от навыка правильного сложения звуков в слоги к навыку понятийного чтения и способности извлекать нужную информацию из прочитанного. Процесс обучения чтению в начальных классах можно условно разделить на три этапа:

1. Формирование навыка первоначального чтения:

-умение правильно прочитывать слова

-понимать смысл текста

-выразительно читать

2. Формирование умений извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

3. Формирование умений интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

Хотелось бы подробно остановиться на первом этапе, а именно формировании навыка чтения как такового.

В первый класс дети приходили и приходят с разной степенью готовности к обучению в целом и к чтению в частности. Кто-то приходит в первый класс уже бегло читающим, а кто-то не знает даже букв. Важно, чтобы к моменту перехода на второй этап у детей были равные возможности. Другими словами, каждый ребёнок в классе к этому времени должен уметь бегло, правильно, выразительно и осмысленно читать текст. Самым важным условием здесь будет регулярность чтения, оно должно быть ежедневным. Понятно, что в рамках урока чтения охватить таким чтением класс, в котором 25 и более человек не представляется возможным. На протяжении уже многих лет помощником в этой работе является «Читательский дневник», в простонародье называемый «Читалочкой». Работа с ним обычно начинается сразу после окончания изучения алфавита. Это обычная тетрадь в клетку, в которую каждый день вносятся данные о чтении детей: дата, автор и название произведения, объём прочитанного, время, затраченное на чтение. На первоначальном этапе объём высчитывается в строчках, затем в страницах. Время постепенно увеличивается. Две последние графы – это роспись родителей (они же первое время их заполняют) и роспись учителя. Работа с «Читательским дневником» является неотъемлемой частью ежедневного домашнего задания по чтению. Здесь очень важны понимание и поддержка родителей и их участие, так как дети обязательно должны читать вслух, а взрослые контролировать правильность и регулярность чтения.

Первым результатом такой работы является отсутствие в классе детей, не выполняющих нормы техники чтения на конец первого начала второго класса.

В дальнейшем работу можно усложнять. Когда учащиеся уже в силах вести записи самостоятельно, в «Читалочку» могут добавляться новые графы: главные герои, основная мысль и т.д., на усмотрение учителя.

Для формирования навыка выразительного чтения очень полезны альтернативные домашние задания: выучить стихотворение наизусть или выразительно его читать. При этом выразительное чтение оценивается гораздо строже чтения наизусть. Поэтому ученики вынуждены либо многократно читать, чтобы выучить текст, либо не менее многократно его повторять, чтобы добиться правильности и выразительности при чтении. Но, по факту, выбор делают они сами, что всем детям очень нравится.

В заключении хотелось бы отметить, что эффективность данной работы целиком и полностью зависит от слаженности в работе учителя и родителей. Необходимо убедить их в том, без успешного преодоления первого этапа обучения чтению каждым ребёнком, невозможна их дальнейшая успешность ни по одному предмету. В задачу учителя входит умение донести до родителей то, что без их непосредственной помощи реализовать этот метод не представляется возможным.

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников/под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М., 1997.

2. Бакулина П.Д. Проверка первичного восприятия художественного произведения // Начальная школа. - 2009. - №8.

3. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - Спб., 1998.

4. Шишкина В.Н. Новые методы и приемы в работе по развитию речи // Начальная школа. - 2006. - №9.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: