Полтерн – патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера.




Содержание и формы коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений темпа речи

тахилалия – патологически ускоренный темп речи;

баттаризм – патологически ускоренный темп речи, при котором дополнительно проявляются неправильное построение фразы, невнятное произношение и недоговоривание слов;

полтерн – патологически ускоренная речь, осложненная прерывистостью голосоподачи несудорожного характера.

Преодоление быстрого темпа речи требует систематической работы в течение 2–3 месяцев.

Основные принципы логопедической и психологической работы по устранению тахилалии разработаны Ю.А. Флоренской и 3.С. Ходоровой еще в 1935 г. В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексное воздействие, включающее ряд направлений:

1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).

2. Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).

3. Специальные виды лечебной физкультуры.

4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики).

Продолжительность занятий 9–10 мес.

Вся указанная работа проводится обязательно в коллективной форме, пусть небольшой, но группой. Ю.А. Флоренская подчеркивала, что коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость.

На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи (вначале дети говорят в темпе, даже несколько более медленном, чем нормальный).

На первых порах детям бывает очень трудно выдерживать такой непривычный для них замедленный темп речи. Для этой цели логопед должен “задавать” нужный темп каким-то дополнительным образом: отхлопывать такт в ладоши, отстукивать по столу, дирижировать. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают детям сохранять заданный темп во время всего занятия.

На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны и т. д. Так изо дня в день дошкольников упражняют в замедленной речи. После того как навык неторопливой речи станет прочным, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает каждую фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.

Очевидно, что баттаризм является своеобразным речевым неврозом, во многом сходным как по своей этиологии, так и по некоторым проявлениям с заиканием (вспомним «торопливость» заикающихся как в стадии заикания, так и в стадии, предшествующей заиканию, когда эта торопливость является предвестником грядущего заикания). Коренное отличие от заикания: нет судорог, нет страха публичной речи и «трудных» звуков, нет ярко выраженной периодичности в протекании недостатка (улучшение или ухудшение), лучше говорит с незнакомыми людьми – больше следит за содержанием речи, хуже с знакомыми (заикающийся – наоборот).

Из самого описания дефекта становится очевидной методика его устранения. Всё то, что укрепляет и оздоровляет нервную систему и вырабатывает прочные тормозные механизмы, фиксирует внимание баттарика на произносимом им самим и другими,– всё это содействует ликвидации ускоренной речи.

Поэтому при нервной ускоренной речи используются следующие приёмы воздействия:

1) выработка медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования;

2) выработка медленного ритмического чтения;

3) выработка медленной, спокойной, ритмически упорядоченной речи в условиях коллектива;

4) выработка здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения;

5) развитие общего и слухового внимания к речи.

Важной работой являются упражнения, связанные с чётким, ритмическим чтением, рецитированием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки, или для замедления ученик читает вслед за движением по буквам пальца или указки логопеда, или через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу. Полезно письмо под медленную диктовку, обязательно под неторопливое «проговаривание».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: