(его анализ, обобщение и систематизация).
Второй этап научной работы – это систематизация по признакам состава преступления набранного научного материала. Необходимо досконально разобраться в интерпретациях учёных, сопоставить их суждения, выявив, в чём их сходство или отличие, показать по какому пути идёт судебная практика, в чём, на ваш взгляд, её ошибки, недостатки, если таковые имеются, и как их исправить. Вы обязательно должны выразить своё отношение к мнению учёных, практиков. Что, на Ваш взгляд, является правильным толкованием, а что неправильным и почему? К изложенным в литературных источниках рекомендациям по толкованию и применению закона, Вы должны относиться критически, и, на основе изучения и анализа материалов судебной практики, стремиться проверить их правильность. Если, на ваш взгляд, правоприменители неверно понимают тот или иной признак состава преступления, перед Вами встанет проблема из всех значений определённого понятия выбрать то значение, которое наполнено юридическим содержанием и соответствует замыслу законодателя.
Написание научной статьи.
Самостоятельная работа должна носить научно-исследовательский характер. Это означает, что все вопросы в теме (в нашем случае это вопросы толкования конкретного признака состава преступления, выбранного студентом) должны освещаться на основе анализа последних достижений юридической теории, с учетом практики её применения и требований жизни. В обоснование своих мыслей (суждений, выводов и т.п.) студент может широко использовать выписки, сделанные им в ходе изучения специальной литературы, законодательства и судебной практики.
Студент несет ответственность за достоверность представленных в научной работе данных. Заимствованные материалы или отдельные результаты исследований должны сопровождаться ссылкой на соответствующего автора и источник (с обязательным указанием страницы).
|
В случае критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты, не забывая о ссылке. При этом допускается не только дословное цитирование понятий, содержащихся в опубликованных работах, но и свободная передача их своими словами (естественно, без искажения смысла). Цитаты не должны быть громоздкими. Цитировать нужно суть понятия, то, что непосредственно относиться к анализируемому вопросу. К цитированию литературных источников следует прибегать в случаях, когда это действительно вызывается необходимостью.
Приводимые для иллюстрации тех или иных положений примеры должны быть краткими и, по возможности, содержать описание лишь тех обстоятельств, которые имеют значение для подтверждения или опровержения развиваемых в работе идей. Переписывание всего текста из приговора или других процессуальных документов не допустимо.
Ссылка в тексте научной работы на отмененное законодательство является самой грубой ошибкой. Для того, чтобы ее не допустить, необходимо перед началом написания работы убедиться в том, что имеющийся Уголовный кодекс или другой нормативно-правовой акт находится в действующей (а не устаревшей) редакции и сопоставить текст анализируемой статьи (статей) со всей подобранной литературой. Источники, не соответствующие действующему закону можно использовать лишь в той части, которая ему не противоречит (за исключением исторического экскурса).
|
Сопоставление различных точек зрения учёных на проблему - обязательное требование для научной работы. В работе желательно выразить мнение студента по рассматриваемой проблеме и озвучить собственную точку зрения. К различным суждениям следует относиться уважительно. Бездоказательная критика недопустима.
Неоднозначное толкование признаков исследуемого состава преступления учёными и в судебной практике позволит Вам выделить существующие проблемные вопросы и показать пути их решения. Вы также должны указать пути устранения имеющихся, на ваш взгляд, пробелов в законодательной конструкции статьи УК. В заключение работы подводятся итоги проведенного исследования. Не следует в виде тезисов переписывать текст работы, необходимо изложить лишь общие выводы проведённого исследования, и к какому решению пришёл автор.
Приводим план-схему научной статьи
Подготовительная работа: выбрать для научного исследования состав преступления, предусмотренной статьёй УК РФ.
Сделать сравнительный анализ суждений учёных по толкованию признаков состава преступления (изучение и анализ учебной и специальной литературы). Выразить своё отношение к этим суждениям.
Изучить положения Постановлений Пленума Верховного суда, разъясняющих судебную практику по толкованию признаков состава преступления (см. Бюллетень Верховного Суда РФ, Консультант Плюс и другие интернет-ресурсы).
Провести разбор примеров из судебной практики по конкретным уголовным делам по вменению признаков состава преступления на предмет правильности их толкования (см. Определения Президиума Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам, сайт МВД РФ, сайт Верховного Суда РФ, сайты судов субъектов) Выразить своё отношение к этим суждениям.
5. Выявить проблемные вопросы в толковании признаков состава преступления, существующие в теории и судебной практике по данной статье УК, и предложить возможные пути их решения.