Общий механизм действия наркотических веществ на организм




Влияние пагубных привычек на организм молодежи

Вредные привычки-это привычки, которые оказывают пагубное влияние на здоровье человека, мешают ему осуществлять свои цели и использовать в полной мере свои возможности.

Наличие вредных привычек характерно для любой социальной группы. Однако студенты меньше других заботятся о своём здоровье, не задумываются о последствиях. Нередко молодёжь не понимает, что-то, что они делают, является вредной привычкой. Одними из самых распространённых привычек среди молодёжи является курение, употребление алкоголя и наркотиков. Ведь алкоголь, табак и наркотики особенно активно влияет на формирующийся организм, постепенно разрушая его.

Влияние пагубных привычек на организм человека

· Наркотики истощают организм, человек теряет массу тела, в основном, наркотики пагубно влияют на такие органы как печень и почки. При даже кратковременном употреблении наркотических веществ происходит разрушение мозга, и, следовательно – личности. Распространенная болезнь среди наркоманов – это гепатит. Так как большинство наркотиков вводится внутривенно. Такие наркоманы колются в грязных помещениях, некоторые и вовсе пользуются одним шприцом. Вероятность заразиться и заболеть неизлечимыми болезнями очень большая.

· В основном сигареты влияют на такие органы, как легкие и сердце. Зачастую болезни (туберкулез, рак легкого) являются результатом курения. У начинающего курильщика даже от одной выкуренной сигареты могут проявляться такие симптомы отравления, как бледность, холодный пот, общая слабость, учащение пульса, головокружение.

· От алкоголя страдает практически весь организм человека. В основном это сердце, головной мозг и печень. Такие болезни, как цирроз печени, гастрит, панкреатит, внутримозговое кровоизлияние и аритмия. При попадании внутрь организма, алкоголь разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. Особенно это влияет на мышечные ткани и умственную деятельность.

Вредные привычки молодежи, курение, алкоголь, наркомания настолько прочно вошли в жизнь современного подростка, что бороться с ними с каждым годом становится все труднее и труднее. Всемирная организация здравоохранения ведет активную борьбу с курильщиками и наркоманами, некоторые страны приняли законы о наказании курильщиков, ввели запреты на курение в общественных местах, а главное ввели ограничение по возрасту. Все это действует и в нашей стране, только запреты, как известно, только разжигают интерес и тягу к вредным привычкам.

На сегодняшний день статистика такова, что процент взрослого курящего населения закономерно снижается, но процент мальчиков и девочек, у которых имеются вредные привычки подростков, значительно увеличился за последнее время. Причем количество девушек, употребляющих табак, уже сравнялось с таковым среди юношей.

О вреде курения говорится много, настолько много, что уже никто не обращает внимания, и подростки зачастую не понимают всей серьезности последствий курения. Особенно пагубно сказывается курение на молодой, еще неокрепший организм детей-подростков. В нашей стране курить начинают уже с 8-9 лет, в таком возрасте велика вероятность стать заядлым курильщиком в будущем. Поэтому необходимо проводить профилактику курения как можно с более раннего возраста и доступно объяснять детям, как вредные привычки подростков влияют на их организм, и к каким последствиям это может привести.

Как и курение, употребление алкоголя начинается еще с раннего школьного возраста, когда мальчики начинают пробовать алкогольные напитки, а в более взрослом возрасте (13-14 лет) у них уже начинает развиваться зависимость. Девочки в этом вопросе присоединяются немного позже, начиная с подросткового возраста. В это время среди подростков распространено так называемое девиантное поведение, они стремятся подражать взрослому поведению. А поскольку культура нашего общества остается на низком уровне, то и от подрастающего поколения ничего хорошего не остается ждать.

Общий механизм действия наркотических веществ на организм

Все наркотические вещества имеют общий механизм влияния на организм, так как являются ядами. При систематическом употреблении (для развлечения) они вызывают следующие фазы изменений в организме.

Первая фаза — защитная реакция. При первом употреблении наркотические вещества оказывают на организм токсическое (отравляющее) действие, и это вызывает защитную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение, головную боль и т.д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает.

Вторая фаза — эйфория. При повторных приемах защитная реакция ослабевает, и возникает эйфория — преувеличенное ощущение хорошего самочувствия. Она достигается возбуждением наркотиками рецепторов (чувствительных структур) мозга, родственных эндорфинам (естественным внутренним стимуляторам, вызывающим чувство удовольствия). Наркотик на этой стадии действует как эндорфин.

Третья фаза — психическая зависимость от наркотиков. Наркотик, вызывающий эйфорию, нарушает синтез (выработку) эндорфинов в организме. Это приводит к ухудшению настроения человека, и он начинает стремиться получить удовольствие от приема наркотических веществ (алкоголь, наркотики и т.д.). Это еще более ухудшает синтез естественных «гормонов удовольствия» и усиливает желание принимать наркотические вещества. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к наркотику (это уже болезнь), которое заключается в том, что он постоянно думает о приеме наркотических средств, о вызываемом им эффекте, и уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержания мыслей человека: о чем бы ни думал, чем бы ни занимался, он не забывает о наркотике. Как благоприятные он расценивает ситуации, способствующие добыванию наркотиков, а как неблагоприятные — препятствующие этому. Однако на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Четвертая фаза — физическая зависимость от наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к полному нарушению системы, синтезирующей эндорфины, и организм перестает их продуцировать. Поскольку эндорфины обладают болеутоляющим действием, то прекращение их синтеза организмом, принимающим наркотические вещества, вызывает физическую и эмоциональную боль.

Чтобы избавиться от этой боли, человек вынужден принимать большую дозу наркотического вещества. Так развивается физическая (химическая) зависимость от наркотических веществ. Решившись отказаться от приема наркотиков, человек привыкший к ним, должен пережить период приспособления, занимающий несколько дней, прежде чем мозг возобновит производство эндорфинов. Этот неприятный период называется периодом абстиненции («ломки»). Она проявляется в общем недомогании, снижении работоспособности, дрожании конечностей, ознобе, болях в различных частях тела. Многие болезненные симптомы хорошо заметны окружающим. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции, например, после приема алкоголя — похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику становится неудержимым, у него появляется стремление немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать одежду, унести все из дома и т.д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе преступления.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его наступает устойчивость организма к яду (развивается толерантность).

Пятая фаза — психосоциальная деградация личности. Она наступает при систематическом и длительном приеме наркотических веществ и включает эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее сложных и тонких эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения. К ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, довести до конца начатое дело, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. У этих больных все мимолетно, и верить их обещаниям и клятвам нельзя (обязательно подведут). Они способны проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество. Это состояние у них носит навязчивый характер. Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, выделить главное и существенное в разговоре, в забывчивости, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей, стремлении рассказывать пошлые анекдоты и т.д.

Социальные последствия вредных привычек молодежи представляются многими факторами. К ним можно отнести: низкую культуру населения, деградацию общества, снижение работоспособного и фертильного населения, эпидемии инфекций, ранние беременности и многое другое.

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

· следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;

· детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;

· соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

· понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

· учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;

· прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

· в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычек самому.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: