Педагогические инновации и их основные характеристики.




Слайд 1 (титул.) Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения должно пройти длительное время. Однако современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.
Слайд 2 Утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики. Речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно. Возникает вопрос, что же такое инновация?
Слайд 3 Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.
Слайд 4 Источниками инновационных идей могут быть: · неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы); · различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога); · потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей); · появление новых образовательных моделей; · демографический фактор; · изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения); · новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
Слайд 5 Проблемы инноваций в сфере образования. Проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Нововведения всегда связаны с большим риском, и нет уверенности в том, что он будет оправдан. Специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом: Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее. Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени. Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый. Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.
Без слайда Существуют другие классификации: 1. По новизне: · абсолютно новые, впервые созданные (открытия); · содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но малоэффективны). 2. По объектам образования: · обновление школы; · обучение и воспитание; · социализация учащихся; · сохранение здоровья учащихся. 3. по масштабам их внедрения: · в конкретной школе, коллективе, микрорайоне; · по всей стране, региону; · использование только автором инновации. 4. По авторству инноваций: · результат коллективного творчества; · индивидуальный проект. 5. По источникам инноваций: · внешний заказ; · собственный замысел.
Слайд 6 В качестве примера успешных инноваций хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня. 1«Школа для жизни, через жизнь» Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями. При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому. 2Школа «свободного воспитания» Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно. В этой школе не было классов или учёбного плана. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие. Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире. 3«Открытые школы» 4«Круглогодичная школа» Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения. 5«Снежные классы» и «Морские классы» Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю. 6«Неградуированные школы» 7«Трудовые школы» Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России. В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры. Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.
Без слайда В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Можно выделить следующие инновационные технологии.
Слайд 7 МАССОВОЕ ОТКРЫТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. Massive Open Social Learning) – организация сетевого коллегиального обучения в процессе прохождения МООК (Массовых Открытых Онлайн Курсов).МООК курсы сегодня уже не являются абсолютной новинкой в мире, но именно в последнее десятилетие они получили серьезное распространение. По мнению президента Стэнфордского университета Дж. Хэннесси, эти курсы являются не просто прорывом, это «наш удачный выстрел»
Слайд 8 Перевернутый класс (англ. Flipped Classroom) – это новейший метод обучения. Заключается он в том, что обучение сначала происходит в домашних условиях: теоретическая часть разбирается учеником самостоятельно, при прослушивании (возможно и в записи). Ученик прорабатывает материал, готовит его. Затем все ученики собираются в аудитории, чтобы решить коллегиально более сложные практические примеры, создать совместный проект и т.д. Учитель выступает в роли тьютора, к которому обращаются в случае необходимости.
Слайд 9 BYOD Bring your own devices — это модель, при которой для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников.
Слайд 10 Событийное образование (англ. Event-Based Learning) – такой подход в организации педагогического процесса, когда процесс обучения строится на событиях. Такими событиями могут выступать образовательные фестивали, интеллектуальные конкурсы, ярмарки технологий и достижений и т.д.
Слайд 11 Бриколаж в образовании (англ. Bricolage) – подход, при котором в процессе организации учебы используются все подручные материалы, кроме специально созданных для этой цели учебников
Слайд 12 Сторителлинг в обучении (англ. Learning Through Storytelling) – способ построения процесса обучения в виде истории
Слайд 13 Образовательный контент вместо учебника (англ. Educational Content Instead of Textbook) – учебник это линейный способ представления информации, тогда как контент подразумевает нелинейный способ взаимодействия с информацией.
Слайд 14 Заключение Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Благодаря активному внедрению в образовательные учреждения инновационных информационных технологий, появилась возможность полноценного дистанционного обучения детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В рамках специального государственного проекта «Доступная среда» для таких школьников создаются комфортные условия для развития, получения новых знаний, приобретения навыков, успешной адаптации к современным социальным условиям.Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: