С октября 1905 до февраля 1906 г. идет процесс создания политических партий.




Оформились монархические организации (Союз русского народа»),

партия праволиберального толка «Союз 17 октября» (октябристы) партия «господ»

леволиберального толка «Конституционной свободы» (кадеты) интеллигентская по составу (кадюки).

и партии радикального толка

- ПСР – Отражали интересы мелкой буржуазии. Называли себя крестьянской партией.

- РСДРП. (Эсдеки)

Третий этап революции пришелся на 1906 г. – лето 1907 г. Нисходящая линия революции. В этот период продолжались крестьянские выступления, восстания на флоте, национальные движения. Но в целом революция отступала. Число стачек пошло на убыль, поток политической борьбы постепенно переместился в легальное русло – в Государственную думу. Резиденцией Государственной думы стал Таврический дворец в Петербурге.

Днем окончания революции считается 3 июня 1907 г.

Итоги и значение революции

Как буржуазная революция, революция 1905 г. не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.

Законодательная власть была разделена между короной и народным представительством. Введено некое подобие парламентаризма. (С 1908 г. монархия была восстановлена);

- революция заставила решать аграрный вопрос;

- были дарованы буржуазные свободы (слова, печати, профсоюзов);

- улучшено материальное положение народных масс, отменены выкупные платежи, заработная плата выросла на 20%;

- изменился микроклимат на предприятиях, исчезли рукоприкладство, нецензурная брань по отношению к рабочим;

- буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны;

- Кровавое воскресенье убило царистские иллюзии в народе.

Причины поры поражения революции:

- консерватизм буржуазии;

- несовпадение пиков рабочего и крестьянского движений;

- армия в целом осталась на стороне царизма;

- либеральное движение имело иллюзии достижения демократии путем реформ.

Законодательство Первой Русской революции.

Развернувшиеся с начала 1905 г. революционные события вынудили царизм идти на отдельные уступки с тем, чтобы ослабить размах в силу революции и спасти самодержавный строй. Одной из таких уступок было создание Государственной думы.

В августе 1905 года были приняты: "Манифест об учреждении Государственной думы (получивший название Булыгинской) и "Положение о выборах в Государственную Думу.

По этим законам Дума должна была собираться на обсуждения законодательных проектов, вносимых Государственным Советом на утверждение царю. Она имела право законодательной инициативы (исключая основные законы государства) и обсуждения бюджета.

Выборы Думы были задуманы как многостепенные, по 3 куриям:

* уездных землевладельцев - (34% выборщиков);

* городских избирателей - (24% --"--);

* уполномоченных от волостей (42% --"--).

Из участия в выборах исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, горожане, не имевшие недвижимой собственности и не снимавшие отдельных квартир, кочевники.

Однако эта Дума не была созвана, она была сметена нарастающей революцией, которая продолжала развиваться.

В разгар всеобщей забастовки в октябре 1905 г.царь издал Манифест от 17 октября 1905 г."Об усовершенствовании государственного порядка", который утверждал следующее:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы не началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав...

3. "Установить, как незыблемое правило, чтобы ни какой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Дальнейшее развитие революции заставило царизм принять 11 декабря 1905 г. Указ "Об изменении положения о выборах в государственную думу" и изданных в дополнение к нему узаконений.

Общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г. были сохранены. Однако V раздел указа представлял очень ограниченные избирательные права рабочим.

I и II разделы увеличили круг избирателей по городской курии.

Порядок организации и деятельности Государственной Думы и Государственного совета были определены следующие законы:

* "Манифест об изменении учреждения Государственного совета" и "О переустройстве учреждения Государственной Думы" от 20 февраля 1906 г.

* Указ "Учреждение Государственной Думы" 20 февраля 1906 г.

* "Свод основных государственных законов" от 23 апреля 1906 г.

Эти законы не колебали царской власти, которая по прежнему объявлялась носителем верховной самодержавной власти (ст.ст. 4-22 Свода Основных государственных законов).

Законодательную власть он осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой (ст.ст. 86-87 "Свода законов").

При этом только император имел право законодательной инициативы в отношении пересмотра основных законов, за ним оставалось право утверждать законы, он мог издавать законы и без Государственной Думы (в перерывах заседаний Совет министров мог представить проекты законов непосредственно императору).

Положения о выборах в Думу обеспечивали недемократический ее состав. Хотя срок деятельности Думы был определен 5 лет, царь мог распустить ее досрочно.

Первая Государственная Дума начала работать 24 апреля 1906 г. и была распущена Манифестом Царя от 9 июля 1906 г.

Вторая Государственная Дума начала работать 20 февраля 1907 г. и была распущена Манифестом от 3 июня 1907 г.

Причем "Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу" и "Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июня 1907 г. свидетельствует о реакционном государственном перевороте, т.к. представители рабочих и крестьян почти полностью были устранены от участия в Думе.

Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года).

Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков.

Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда:

а) первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков;

б) второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%.

Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 г.).

По новым законам были избраны III и IV Государственные Думы (1907-1912 гг.). Формально компетенция Государственной Думы была обширной: издание законов, утверждение бюджета, верховный надзор за государственным контролем, дела о строительстве железных дорог, об учреждении компаний на акциях и т.д. (ст. 31 "Учреждение Государственной Думы", от 20 февраля 1906 года).

В действительности законодательные функции думы были ограничены:

* не могла рассматривать вопросы об отмене Основных законов;

* принятие ею проектов законов могли быть отклонены Государственным советом и царем;

* ведомства могли не приостанавливать исполнение бюджета, даже если дума отказывала в его утверждении и т.д.

Дума внешне напоминала буржуазно-парламентский орган (избираемость членов, право запросов, право Законодательной инициативы и т.д.), но фактически была лишь законосовещательным органом.

Переустройство Государственного Совета в соответствии с Указом от 20 февраля 1906 г. как второй палаты явилось нарушением Манифеста 17 октября, в котором говорилось только о Государственной думе.

Государственный совет состоял из членов по назначению царя и членов по выборам в равном количестве. Первую половину состава царь единолично назначал ежегодно. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет с таким расчетом, чтобы каждые 3 года 1/3 их выбывала и избирались новые.

Выборы производились не населением, а высшими дворянскими обществами, промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетами.

Председатель и вице-председатель назначались императором. При совете сохранялась канцелярия.

Государственный совет получил в области законодательства права, одинаковые с думой. Он имел право законодательной инициативы, без утверждения Совета законопроект не передавался царю на утверждение. Реорганизация Государственного Совета, придания ему значения верхней палаты, существенно ограничивало право Думы (законопроекты на утверждение представлялись председателем Государственного Совета).

В соответствии с Манифестом 19 октября 1905 г. "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений" был преобразован Совет Министров.

Манифест возложил на Совет министров функции "направления и объединения действий главных начальников и ведомств по предметам законодательства, так и высшего Государственного управления". До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом, координирующим работу министерств.

По Указу Совет министров создавался как правительственный орган во главе с председателем, назначаемым царем. Царь сохранял существенные прерогативы в непосредственном руководстве внешней политикой и военными вопросами, минуя парламент (Государственный Совет и Думу).

Совет Министров превращался в высшее правительственное исполнительное учреждение. Но вместе с тем, только в период между I и II Думами (июль 1906 - февраль 1907 г.) через Совет Министров было проведено 59 законов, важнейшие из которых были направлены на борьбу с революционным движением.

Сущность изменений в государственном строе, по местной характеристике В.И. Ленина, состояла в том, что российская монархия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазную монархию.

После подавления революции в России наступил период реакций (1907-1910 гг.) царским правительством широко применялись формы военного подавления, организовывались карательные экспедиции.

В связи с крестьянскими волнениями было принято несколько законодательных актов, которые частично изменили положение крестьян. Указы "О даровании населению облегчений по уплате продовольственного и других налогов" и "О даровании населению облегчений по уплате долгов" (апрель 1905 г.);

Манифест "Об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения и Указ "Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян" (ноябрь 1905 г.);

Указ "О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков" (сентябрь 1906 г.).

Земля поступала в полное распоряжение переселенцев и облагалась оброчной податью. В июне 1910 г. принят Закон "Об изменении и дополнении постановлений о крестьянском землевладении", которым закреплялось право крестьян выделять свои наследственные наделы, а за общиной сохранялось право на недра.

В мае 1911 г. принят Закон "О землеустройстве".

 

Развитие права.

В 1900 - 1914 гг. продолжал действовать Свод законов российской империи, однако единого права для всех подданных России не существовало. В Финляндии действовало Шведское уложение 1734 г., в Царстве Польском применялся Французский гражданский кодекс, в Бессарабии - шестикнижие Арменопуло - собрание законов Донича, в

Прибалтийских губерниях - Свод законов губерний Остзейских, а кочевые и полукочевые народы, населявшие азиатскую часть, жили по своим национальным обычаям.

В гражданском праве получило развитие понятие юридического лица. Все юридические лица разделялись на публичные, частные, соединения лиц и учреждений. Правоспособность юридических лиц увязывалась с целями их деятельности. Имущество делилось, как и раньше, на движимое и недвижимое, родовое и благоприобретенное.

Вещи делились на раздельные и нераздельные, потребляемые и не потребляемые, заменимые и незаменимые, тленные и нетленные, изъятые

из оборота и не изъятые из него.

Выделялись институты права владения, права собственности, права на чужие вещи.

К правам на чужие вещи относилось право пользования вещью и ее плодами, право пользования угодьями.

С 1912 г. к ним присоединилось право застройки, под которое отводился земельный участок на срок от 36 до 99 лет.

Были выработаны ограничения в пользовании собственником недвижимостью, в частности землей. Это выражалось в праве общественного пользования дорогами, реками, проходящими через частные владения.

Сохранялся 10-летний срок исковой давности для защиты прав собственности. Родовое имение нельзя было дарить.

Проданное родовое имение могло быть выкуплено родственниками в течение трех лет.

В первое десятилетие XX в. была установлена более четкая правовая охрана интеллектуальной собственности (книги, речи, лекции, изобретения). После смерти автора его права переходили к наследникам на 50 лет. Закон от 28 июня 1912 г. установил, что, несмотря на право изобретателя пользоваться своим изобретением в течение 15 лет, в случае необходимости оно может быть отчуждено правительством принудительно.

Наследственное право.

До 1912 г. наследство делилось так, чтобы дочерям доставалась меньшая доля. Новый закон уравнял права сыновей и дочерей. Внебрачные дети могли по закону наследовать только благоприобретенное имущество матери.

Семейное право.

Закон 1902 г. позволил рассматривать иски внебрачных детей о предоставлении им содержания в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно этому закону происхождение ребенка от отца могло подтверждаться любыми доказательствами. Однако речь шла не об установлении отцовства как семейно-правовой связи с ребенком, а лишь о праве ребенка на содержание.

Добровольное признание отцовства не допускалось. Правовая связь с матерью устанавливалась на основании признания ребенка своим. Фамилия ребенку давалась по фамилии матери, отчество записывалось по имени крестного. Отец, выплачивавший ребенку содержание, имел право быть назначенным его опекуном или попечителем.

Родовое имущество матери и имущество отца по закону внебрачные дети наследовать не могли.

Закон от 14 марта 1914 г. установил возможность раздельного проживания супругов, если их совместная жизнь была невыносимой. Правило о принудительном возвращении жены в дом мужа было отменено. Рабочее законодательство.

Экономический спад в начале XX в. вызвал усиление эксплуатации рабочих, которые ответили на это расширением стачечного движения. Правительство стремилось контролировать отношения между капиталистами и рабочими. 1 июня 1897 г. опубликован Закон о сокращении рабочего дня на фабриках и заводах с 14 - 16 часов до 11 часов 30 минут, по субботам и в канун праздников - до 10 часов. Установлено право на отдых в праздничные дни.

В 1903 г. издан Закон об обязательном страховании рабочих от несчастных случаев, введены пенсии для рабочих в случае увечья и их семьям в случае смерти кормильца. Запрещен труд детей до 12-летнего возраста. На предприятиях стали создаваться общества и кассы взаимопомощи рабочим. Созданы специальные рабочие инспекции, в цехах избирались рабочие старосты. После опубликования Манифеста 17 октября 1905 г. стали создаваться профсоюзы, а с 1912 г. введено социальное страхование. Во время войны ограничения на продолжительность рабочего времени и применение женского и детского труда были отменены.

Уголовное право. В уголовном праве продолжали действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В нем говорилось о равенстве всех перед законом, независимо от их сословной принадлежности.

Преступление определялось как правонарушение. Таким образом, утверждался один из основных принципов законности: если нет указания в законе, то нет и преступления.

Была упрощена система наказаний. Исключены телесные наказания (розги и пле­ти). Смертная казнь сохранялась, но только за посягательство на жизнь царя, членов его семьи и государственную измену.

Уголовная ответственность отныне начиналась не с 7 лет, а с 10. Считалось, что ре­бенок до 10 лет, безусловно невменяем и не может отвечать за свои поступки. Возраст с 10 до 17 лет определялся как период условной вменяемости. Период с 17 лет до 21считался возрастом смягченного наказания.

Правда, Уложение было решено вводить поэтапно, по мере созревания общества для более либеральной системы наказаний. А поскольку они не созрели, то вплоть до

1917 г. продолжали действовать все старые уголовные законы, начиная с Уложения 1845 г.

 

В связи с декабрьским вооруженным восстанием 1905 г. издан Указ "О временных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение". По Указу виновные наказывались лишением свободы сроком до полутора лет. Широко использовалось чрезвычайное законодательство, которое давало право применения смертной казни за уголовные и политические преступления.

В августе 1906 г. введено Положение о военно-полевых судах, которые рассматривали дела в течение двух суток без предварительного следствия.

В сфере процессуального права имело место новое явление - создание в Петербурге в 1910 - 1912 гг. судов по делам несовершеннолетних. В связи с началом войны в процессуальное право внесены изменения. Неявка обвиняемого по причине его службы в армии служила препятствием для открытия судебного заседания до окончания военных действий.

. В мае 1905 г. опубликовано мнение Государственного совета "Об изменении и дополнении некоторых из действующих законоположений о печати", в ноябре принят Указ "О временных правилах и повременных изданиях". В марте 1906 г. издан Указ "О временных правилах, об обществах и союзах". Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если их деятельность угрожала общественному спокойствию и безопасности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: