ДОБРО И ЛЮБОВЬ
Цель:
усвоить понятия главных христианских ценностей добра и любви и их антиподов – зла и ненависти;
прояснить на конкретных примерах из Библии и повседневной жизни их важность и необходимость.
БИБЛИЯ
Воспитатель. Вы, конечно, согласитесь со мной, ребята, что существует много интересных книг.
Но есть среди них особенная – очень необходимая людям.
«Книга книг», «Книга мудрости», «Книга жизни» -- так возвышенно её называют. Всякий, кто её читает, убеждается в том, что это действительно самая важная и самая ценная книга. Потому что она, как никакая другая, учит добру и любви, предостерегает от недобрых намерений и поступков.
О, Книга книг! Кто не изведал
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомлённый дух – тебе!..
Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!
Эту удивительную книгу читают с большой пользой для себя и люди простые, и президенты, и люди молодые, и пожилые.
В забытой всеми деревне
Живёт одинокий старик,
Нашёл утешенье он в древней
И самой мудрейшей из книг.
Читает он книгу ночами,
Читает в стотысячный раз,
С божницы святыми очами
Глядит нестареющий Спас…
И нет одиночества старцу,
И старости нету ему,
Небесному светлому Царству
Доверился он одному 4.
Вот какие замечательные слова об этой книге сказаны поэтами Валерием Брюсовым и Виктором Федотовым. Книга эта, ребята, называется – Библия.
Воспитатель показывает детям оригинальную Библию.
Библия написана Богом. Но Бог, ребята, не писал Библию Своей рукой. В древности жили на земле благочестивые, любящие Бога люди. Бог давал им вдохновение и мудрость, давал знание того, что нужно писать.
|
Этих боголюбивых людей мы теперь называем святыми, а Библию, которую они написали, называем Святой Книгой, Словом Божьим, или Священным Писанием.
Воспитатель показывает икону одного из четырёх апостолов-евангелистов – Матфея, Марка, Луку, Иоанна, – записывающего текст Библии.
Сейчас мы прочитаем одну библейскую историю и попытаемся определить какие положительные и какие отрицательные качества человека в ней описаны. Оригинальную Библию детям трудно читать, поэтому будем читать по тексту специально написанному для школьников, но в точности как в Библии5.
Текст может читать воспитатель или кто-нибудь из детей.
Во время чтения и последующего анализа библейских текстов воспитатель показывает детям иллюстрации из детских Библий и других источников на предлагаемые сюжеты.
Иосиф
Бог послал Иакову – двенадцать сыновей. Одного звали Иосиф. Его за кротость и послушание очень любил Иаков. Братья завидовали любимчику отца.
Однажды Иосиф увидел сон и рассказал братьям:
-- Посреди поля мы вяжем снопы. И вот мой сноп встал, ваши снопы окружили его и поклонились ему.
Братья озлобились на Иосифа и спрашивали с издёвкой:
-- Неужели ты будешь нашим царём?
Как-то пришёл Иосиф наведать братьев, которые пасли скот далеко от дома. А они задумали ему отомстить.
Проходил мимо караван купцов с товарами в Египет. Братья за 20 серебренников6 продали Иосифа в рабство. Отца же убедили, что хищный зверь растерзал его.
Иаков горько оплакивал утрату любимого сына. Он не знал, что бессердечные сыновья обманули его.
|
Быт. 37.
Воспитатель. Мы будем, ребята, сейчас читать дальше, но давайте в этом первом рассказе обратим внимание на человеческие качества братьев Иосифа и постараемся их найти в тексте. Читаю первый абзац…
Воспитатель обращает внимание на последнее предложение абзаца, а в нём на слово «завидовали». Пишет на доске: зависть.
Далее по тексту таким же образом дети с воспитателем находят следующие отрицательные качества братьев, и на доске выстраиваются столбиком слова:
Зависть
Злобность
Мстительность
Ложь
Бессердечность
Ненависть
Воспитатель. Теперь, дети, мы с уверенностью можем сказать, что у братьев Иосифа были отрицательные человеческие качества, и по отношению к брату Иосифу это было проявление зла.
Над столбиком из шести слов воспитатель пишет более крупным шрифтом:
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗЛА
Воспитатель. Откройте, пожалуйста, тетради, и на левой странице разворота напишите всё, что видите на доске.
Дети записывают, а воспитатель предлагает читать далее библейский текст.
Иосиф в Египте
Купцы привели Иосифа в Египет и продали царедворцу фараона Потифару. Живя среди язычников, Иосиф сохранил веру в истинного Бога, честно служил своему господину. Потифар полюбил разумного слугу и сделал его управляющим. Юный Иосиф понравился жене Потифара. Но Иосиф отказался за ней ухаживать, чтобы не огорчать доверчивого хозяина.
-- Как же сделаю я это зло и согрешу перед Богом? – отвечал он искусительнице.
|
Рассерженная женщина обвинила Иосифа перед мужем в несовершённых плохих поступках. Потифар поверил клевете и приказал посадить благонравного юношу в темницу.
Господь помогал набожному Иосифу. Начальник темницы сделал его распорядителем, и заточение стало менее тягостным. В темнице открылась способность Иосифа толковать сны. И удивительно – всё сбывалось, как он говорил.
Случилось тогда фараону увидеть необычный сон. Будто на одном стебле выросло семь колосьев полных и хороших. А потом выросло семь колосьев тощих, иссушенных ветром. И пожрали тощие колосья семь колосьев полных.
Фараону захотелось разгадать сон. Но никто не мог это сделать.
Тогда из темницы привели Иосифа.
-- Я слышал, что ты умеешь толковать сны, -- сказал фараон.
-- Мне помогает Бог, -- ответил Иосиф. – Что Бог сделает, то тебе показал во сне. Семь колосьев полных и хороших означают семь хороших и урожайных лет. Потом настанут семь неурожайных лет и голод. Всё изобилие лет урожайных будет истрачено во время голодных лет.
Иосиф дал совет фараону заготовить столько зерна, чтобы его хватило на все голодные годы.
Истолкование сна и совет понравились фараону. Он сказал Иосифу:
-- Нет более разумного и мудрого человека, чем ты. Воистину, Бог помогает тебе. Поставлю тебя над всем Египтом первым после себя.
Так Иосиф стал известным человеком и с помощью Господа успешно хозяйствовал в Египте.
Быт. 39; 40; 41:1-44.
Встреча с братьями
Как предсказал Иосиф, было семь урожайных лет. И собрали в Египте столько хлеба, что хватило с лишком на семь неурожайных лет.
Голод принуждал людей с соседних стран приезжать в Египет за хлебом.
За хлебом приехали и сыновья Иакова, которые продали брата своего Иосифа в рабство. Они подошли к Иосифу, поклонились ему в ноги, прося продать хлеба. Но не узнали в богато одетом вельможе родного брата. Иосиф же сразу узнал братьев и вспомнил сон о снопах7, который увидел в детстве.
В этом месте воспитатель может прервать чтение и задать детям вопрос: как бы они на месте Иосифа встретили братьев, которые продали его в рабство, и согласились ли спасти их от голодной смерти? Выслушав ответы и не комментируя их, воспитатель предлагает продолжить чтение, чтобы узнать, как же на самом деле поступил с братьями Иосиф.
Он приказал насыпать достаточно им хлеба, а серебро (плату за зерно) вернуть – незаметно положить в их мешки.
-- Это Бог нам послал! -- говорили они с удивлением, обнаружив серебро.
Через год братья опять приехали в Египет за хлебом.
Иосиф встретил их, угостил и приказал, как в прошлый раз, дополна насыпать зерна.
Однако на этот раз он намеренно обвинил младшего брата Вениамина в хищении и, будто в наказание, объявил им:
-- Ваш брат станет рабом! А вам разрешаю вернуться.
Братья очень огорчились. Один из них сказал Иосифу:
-- Господин мой! Отец наш стар, младшего сына жалеет больше всех. Если он не вернётся – отец с горя умрёт. Лучше я останусь рабом.
Теперь Иосиф убедился, что братья приобрели любовь и больше не способны на зло. Он не стал далее таиться:
-- Я – брат ваш Иосиф, которого вы продали в рабство! Бог привёл меня в Египет для спасения вашего, -- волнуясь говорил Иосиф. – Идите к отцу и скажите, чтобы ехал сюда, ибо голод будет ещё пять лет.
От этих слов братья смутились…
Иосиф, не удержавшись, бросился обнимать их и заплакал…
Когда старенький Иаков узнал, что сын его Иосиф жив, то очень утешился и со всею семьей переехал в Египет
Быт. 41:47-57; 42-46
Воспитатель. Теперь, ребята, я предлагаю вам назвать человеческие качества, присуще Иосифу, которые проявились при его встрече с братьями в Египте. Для начала я вам помогу. Проявил ли Иосиф к братьям сочувствие?
Дети соглашаются, и воспитатель пишет на доске: сочувствие. Далее дети называют целый ряд положительных качеств, и на доске, справа от первого столбика, выстраиваются вторым столбиком слова:
Сочувствие
Милосердие
Доброжелательность
Великодушие
благодеяние (добродетель)
Щедрость
Прощение
Спасение жизни
Воспитатель. Можем ли мы сказать, что Иосиф своим братьям сделал добро? А если это так, то рядом со словами на доске будет справедливо написать: проявление добра.
Над столбиком из восьми слов воспитатель пишет более крупным шрифтом:
ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРА
Воспитатель. Напишите всё это, ребята, на правой странице разворота ваших тетрадей.
Дети записывают…
Воспитатель. Теперь мы понимаем, что братья сделали Иосифу зло, а он, несмотря на это, сделал им добро, т.е. на зло ответил добром! А согласны ли будете вы, ребята, со мной, если я скажу, что Иосиф к братьям проявил любовь? С вашего согласия, я это напишу, а вы напишите тоже.
В заглавии второго столбика получается запись: