Тема и идея текста: зачем нужны, как сформулировать




ДИСКЛЕЙМЕР

Уважаемые авторы, мы не являемся продавцами «уникального» контента. Все рекомендации по созданию синопсиса, композиционного плана текста можно найти в любом академическом издании по теории литературы. Мы собрали их в один документ и упростили изложение для того, чтобы вы могли освежить свои знания или получить самое краткое представление о том, как справиться с заданием, не тратя время на поиски в интернете.

Наша основная задача – продуктивно поработать над самим текстом и с помощью плана и синопсиса помочь вам понять, насколько задуманное вами произведение получилось и что необходимо поменять. Мы не учим писать тексты, а редактируем. Абсолютно все пожелания носят рекомендательный характер.

Прислушиваться к ним или нет – ваше право.

Пишем синопсис и композиционный план текста

Синопсис

Синопсис – это обзор вашего текста, краткий пересказ основной истории и важных обстоятельств, в которых совершается действие.

Синопсис чаще пишут к тексту постфактум, для того чтобы, отправив его в издательство, заинтересовать принимающую сторону, убедить взять вашу рукопись в работу. Или, если автор давно сотрудничает с издательством, синопсис служит гарантией для выплаты аванса, чтобы издатель понимал, над чем идет работа, за что он платит.

Начинающим авторам мы рекомендуем использовать синопсис в качестве служебного текста, на котором можно потренироваться:

а) кратко излагать замысел еще не написанного текста, чтобы понять, видите ли вы сами канву будущего произведения целиком;

б) синопсис легко поддается редактированию, его можно менять в процессе работы с редактором, анализировать и править по нему основные моменты, чтобы каждый раз не возвращаться за этим в основной текст, перечитывая большой объём.

Синопсис – это:

– 1-1,5 вордовских листа (меньше можно, больше не надо!), написанные 12 кеглем.

– В шапке документа указывается жанр, название и объем вашего текста, его тема и идея.

Тема и идея текста: зачем нужны, как сформулировать

Тема отвечает на вопрос, о чём произведение, идея – зачем оно написано.

Пример: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема романа – о чём он? О грубом социальном неравенстве, об унизительном положении людей, не наделённых богатством и властью. Идея – зачем он написан? Чтобы показать, что любое преступление в первую очередь оборачивается против того, кто его совершил. И весь текст Достоевского – это палитра преступлений и наказаний за содеянное.

Идея – это творческий замысел автора, его мысли, его отношение к поставленной в тексте проблеме. Тогда как тема – нечто более общее, сам предмет изображения, фон для поиска новых смыслов. Тема делает текст частью целого литературного процесса, а идея выделяет из него. Например, тема неразделенной любви в литературе очень популярна, встречается во множестве произведений, но отношение к ней у каждого писателя своё: вспомните «Грозу», «Бесприданницу», «Гранатовый браслет», «Вам и не снилось», «Темные аллеи», «Евгения Онегина»... Если бы все они писались только ради темы, то отличались бы лишь описанной эпохой и социальным статусом главных героев. Такое чтение быстро бы наскучило. Но эти произведения читают и перечитывают до сих пор, потому что у каждого из них есть своя идея, заложенная автором. И почему люди не перечитывают Донцову? Потому что её труды – это коммерческая литература, серия безыдейных текстов, построенных на различных темах и объединенных особенностями жанра «детектив». Уберите из «Преступления и наказания» идею – получится первый русский детективный роман, как раньше любили писать в школьных учебниках. Ни в коем случае не умаляем важности детективного жанра, но идея всегда должна быть выше желания написать текст ради интриги в стиле «а убийца – садовник».

Всегда начинайте с темы. Ее проще определить. Не переживайте, если в формулировку будут проситься общие слова и выражения – для темы это нормально.

Если трудно с наскока определиться с идеей, пропустите этот шаг, пока не построите композиционный план текста. Дело в том, что идея произведения всегда раскрывается через его основной конфликт. Конфликт легче всего представить, построив основную часть композиции: завязку, кульминацию и развязку. Определите, как меняются основные события от завязки к развязке, в чем заключается поворотный для повествования момент (кульминация), как он влияет на героев, – и станет ясно, что вы хотели вложить в идею.

Пожалуйста, не пренебрегайте работой над темой и идеей, это не формальность. Их формулировки помогут вам понять, ушли вы ли в сторону от первоначального замысла в процессе создания текста.

Возвращаемся к синопсису:

– Повествование должно быть от третьего лица в настоящем времени, независимо от того, как написан основной текст (правильно – «Гг находит клад, зарытый на задворках бабушкиного огорода», неправильно – «Однажды я помогал бабушке копать картошку и нашел клад»).

– События излагаются в хронологической последовательности, по фабуле текста, не по сюжету. Фабула – это последовательность, в которой события происходили; сюжет – порядок, в котором о них узнает читатель.

– Старайтесь использовать как можно меньше средств словесной образности и витиеватых оборотов речи, если любите их употреблять: ваш стиль оставьте основному тексту.

– Уберите интригующие обороты из серии «А что было дальше, вы узнаете, если прочтёте мой роман до конца». Из синопсиса о тексте должно быть всё понятно от начала и до конца.

– В синопсисе обязательно должны быть описаны: основные герои и важные их характеристики (внешность, характер, образ жизни, должность, судьба – выбираете сами то, что имеет влияние на развитие сюжета), место и время действия, основные события. Важно! Синопсис представляет собой связный рассказ. Никаких блоков с подзаголовками или таблиц с перечислением основных характеристик персонажа в его теле быть не должно!

Пример: сказка «Колобок». Бабка печёт Колобка из последней муки в доме, ставит на окно остужаться, а он убегает и катится со двора на улицу, с улицы на тропинку. По дороге встречает зверей, которые хотят его съесть. Колобок обманывает их всех с помощью веселой песенки, пока не попадает в лапы хитрой лисе. Она притворяется глухой, просит Колобка сесть ей на нос, спеть песенку погромче и съедает его.

– Если вы написали или задумали крупное произведение с множеством сюжетных линий и героев, синопсис разбейте на абзацы, где каждый будет посвящен группе героев и событий, а последний абзац расскажет о том, как в итоге все эти линии и судьбы переплелись, и что из этого получилось.

– Не забудьте про конфликт! Подумайте над ним и отразите его в синопсисе. У каждой истории он должен быть: герой и антигерой, герой и общество, герой и силы природы, герой и судьба и т. д.

Пишем композиционный план текста

В отличие от синопсиса, композиционный план отражает сюжет, порядок, в котором события происходят в тексте, и отмечает основные сюжетные узлы.

Элементы композиции, которые обязательно должны быть в вашем тексте: завязка, кульминация и развязка. Остальные элементы факультативны. Обратите на это внимание! Как следует изучите схему, представленную ниже, и не ищите в своём тексте экспозицию, если её у вас нет!

Завязка

В ней происходит зарождение конфликта. Она включает событие, с которого начинается основная история. К примеру, Колобок повстречал зверей и был съеден лисой, потому что «От дедушки ушел и от бабушки ушел», спрыгнул с окошка. Это завязка сказки.

Завязку часто путают с экспозицией. Пожалуйста, будьте внимательны! Экспозиция подводит читателя к началу истории, завязка историю начинает.

Развитие действия

Это, грубо говоря, все события, которые происходят между завязкой и кульминацией. Конфликт нарастает, появляются второстепенные герои и побочные сюжетные линии, если это крупное произведение. В малых формах развитие действия может отсутствовать. А может присутствовать, как в «Колобке», например, «я от зайца ушел, я от волка ушел…» Важно, чтобы в тексте на этом отрезке не выросло отдельное произведение, которое раздует объём и при этом заставит читателя забыть об основной истории. Не зря этот элемент называется РАЗВИТИЕМ, он тоже должен работать на основной сюжет, а не на побочные линии.

Кульминация

Эмоциональный пик, перелом, обнажение конфликта. Скрытые враги становятся явными, друзья познаются в беде, влюбленные признаются в любви. Это момент в тексте, после которого ничто уже не может быть прежним, вскрываются обстоятельства, после которых дело неминуемо движется к развязке. В «Колобке» это встреча с хитрой лисой. Когда она просит Колобка «сесть ей на носик да спеть ещё разочек», становится понятно, что с ней обойтись так, как с другими зверями, у него вряд ли получится.

Несмотря на всю важность этого элемента композиции, начинающие авторы его часто пропускают или не докручивают, стараясь поскорей описать финал. Потому что это довольно сложно: не просто показать, что персонаж изменился, а грамотно обосновать, ПОЧЕМУ он это сделал. Герои всегда видятся нам только в двух измерениях: какими они были и какими они стали. Кульминация – это катализатор перемен, спусковой крючок, придумать который непросто, но обязательно нужно.

Развязка

Развязка представляет собой последствия произошедшего конфликта: влюбленные признались друг другу в любви и: 1) тайно поженились; 2) один из них умер; 3) он/она женился/вышла замуж на/за другой/другого, – всё это варианты развязки сюжета. А ещё вы наверняка знаете выражение «открытый финал». Это вариант развязки, в котором автор предлагает читателям самим додумать, чем закончилось повествование. Такой финал может быть как неоднозначным, так и вполне предсказуемым.

Экспозиция и эпилог

Эти элементы композиции факультативны. Могут быть в тексте, а могут и не быть. Главное, не перепутать с ними завязку и развязку. Экспозиция излагает события, которые уже завершились к началу основного повествования. Например, «Колобок»: всё, что предшествует его «побегу» от бабушки с дедом – это экспозиция.

На схеме выше указано, что в эпилоге выражается основная мысль автора. Тогда почему же он не всегда есть в тексте? Потому что автор часто высказывает свою главную мысль в основной части произведения. У него нет необходимости ещё раз подытоживать написанное или утверждать свои идеи. Имеет право. Также эпилог не обязательно должен быть связан с основным текстом хронологическими рамками. Главное, чтобы он не был спасательным кругом, на который автор грузит всё, что хотел сказать, но как-то не успел в «содержании предыдущих пятисот серий».

Схема, приведенная выше, отражает только один, самый простой тип композиционного строения – линейный, когда события происходят последовательно, одно за другим, от начала к концу. Помните об этом, выстраивая композицию своего текста! Она может отличаться расположением и количеством элементов!

В процессе может оказаться, что у вас в композиции чего-то не хватает, или вы, например, затрудняетесь определить, где у вас тот или иной элемент. Пожалуйста, в таком случае не тратьте время впустую, а просто напишите редактору, что вас смущает, что не получается, чтобы разбираться во всем вместе. Так будет продуктивней.

Закончив с выделением основных композиционных элементов сюжета, под каждым из них в одном предложении изложите происходящие в тексте события в формате «Герои – действие». Например:

 

Экспозиция

Дед попросил бабку испечь колобок, она собрала по сусекам последнюю муку, испекла и поставила на окошко остывать.

Завязка

Колобок спрыгнул с окошка и покатился.

Развитие действия

Покатился по тропинке, а по дороге встретил зайца, волка, медведя, которые хотели его съесть, но он всех обманул.

Кульминация

Колобок встретил лису, которая его перехитрила.

Развязка

Она его съела.

 

Готовые синопсис и план отправляйте редактору.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: