«Рождество Христово» Семейные традиции.
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Примерная образовательная программа «От рождения до школы» по редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. (подготовительная группа)
Подготовил:
воспитатель
Недвигина Елена Дмитриевна
г. Губкин, 2019
Возраст детей / направленность группы | Дети 6-7 лет подготовительная группа/ обще-развивающей направленности | |||
Форма проведения ОД | Интегрированное занятие | |||
Приоритетные образовательные области | «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||
Цель | Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями на Руси, приучать детей бережно относиться к этим традициям. | |||
Программные задачи | Образовательные:Закрепить и расширить знания детей о православном празднике Рождество Христово и о его значении. Рассмотреть репродукцию иконы «Рождество Христово». Обогатить словарь детей небылицами, колядками. Познакомить детей с народными приметами, связанными с праздником. Развивать восприятия, социальных эмоций образно-логического мышления и памяти, связной речи. Воспитательные: - воспитывать духовно-нравственные чувства: сострадание, терпение, милосердие, желание делать добрые дела; содействовать воспитанию интереса к деятельности, самостоятельность, трудолюбие, создать благожелательную творческую атмосферу. | |||
Основные понятия (новые слова) | волхвы, пастухи, ясли, колядки. | |||
Виды детской деятельности | Двигательная, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкальная, познавательно – исследовательная. | |||
Формы организации детской деятельности | - совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, самостоятельная деятельность | |||
Ресурсы | Технические средства: музыкальный центр, видео проектор. Презентация к занятию. Раздаточный материал: клей, лист белой бумаги, салфетки, ножницы. Наглядно-демонстрационный материал: репродукция иконы «Рождество Христово», аудиозапись песни-арии «Аве Мария» - Ф. Шуберта, «Перезвон колоколов». Маски животных, шумовые инструменты, «Вифлеемская звезда», икона, церковная свеча, платки. | |||
Ожидаемые результаты | Например: - узнать больше о православном празднике, семейных традициях, как его праздновали предки. - проявляет доброжелательность, уметь дарить подарки - формирование у детей положительной мотивации, желание делать добрые поступки | |||
Этапы ОД | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Планируемые результаты | |
I. Мотивационно – ориентировочныйэтап | Педагог приглашает детей в русскую избу. Ребята, давайте представим, что в этот зимний день за окном трещит мороз, кружит метель, куда ни глянь, лежат пушистые сугробы, а у нас топится русская печь, горит, потрескивает лучина, нам уютно и тепло. Ведет беседу о православных праздниках.: - А какие праздник вы знаете, которые отмечают в нашей стране? Приходит к детям странник, который просит им помочь ему узнать историю; «Яркой звезды на небосклоне» | Дети сидят на скамье. Действие происходит в русской избе Ответы детей: Троица, Пасха, Благовещение, Новый год и т. д. | Дети вспоминают знакомые им православные праздники | |
II. Поисковый этап | Педагог: -ребята, ну что поможем страннику. Тогда предлагаю вам отправиться в виртуальные путешествие по страницам истории. - А как вы, думаете, почему появилась на небе яркая звезда?, Куда она нас может привести? | Предположительные ответы детей. Ответы детей | ||
III. Практический этап 1. Рассказ педагога о истории праздника. 2. Педагог знакомит детей с приметами и символами Рождества 3.Изготовление праздничного «Рождественского Ангела» | Воспитатель. На небе в канун этого праздника сияет яркая звезда. Давайте пойдем за этой звездой и узнаем, куда она нас приведет Сегодня я расскажу вам о православном празднике – Рождество Христово. Что значит слово рождество – это день, когда кто то появляется на свет, или говорят родился. И у вас у всех есть день рождения. - Давным-давно это было. Более 2–Х тысяч лет назад, в г. Назарете, жила девушка по имени Мария. Однажды пред ней предстал ангел Гавриил и сказал: - «Радуйся, Мария. Вскоре родишь ты, сына и дашь ему имя Иисус. Он будет велик, назовётся сыном Божьим, и царствованию его не будет конца, и он спасет людей от грехов их». Вскоре Мария вышла замуж за хорошего человека Иосифа, и предсказание сбылось, Иосиф и Мария стали ждать рождение сына Божия, спасителя мира. В те дни Римский правитель Август повелел сделать перепись населения. Каждый житель должен был записаться в своем городе. Иосиф родился в Вифлееме, и они с женой отправились в Вифлеем на перепись. Много народу пришло в этот город. Все гостиницы были заняты, остановиться им было негде. Пришлось заночевать в пещере, называемой вертепом, куда пастухи загоняли скот (коров, овец, лошадей) во время непогоды. Наступила тихая, ясная ночь. У Марии родился мальчик. Она его перепеленала и положила в ясли для овец (корм для животных). Каждый час и каждую минуту на земле рождаются люди, но когда родился Христос, в мире произошло чудо. Звучит аудиозапись «Перезвон колоколов» Воспитатель. Нужно отметить, что не было на Руси праздника, который сопровождался бы таким изобилием обычаев и примет. Воспитатель. В канун праздника украшали ёлку, на её верхушке зажигали Рождественскую звезду. Так вот куда привела нас эта яркая звезда. Воспитатель знакомит детей с обрядами и приметами Рождества. Колядки, гадания на святках. Воспитатель. В прежние времена в канун Рождества все друг другу дарили подарки. Предлагаю вам сделать в подарок Рождественского Ангела. И подарить самому близкому для вас человеку, чтобы Ангел его хранил весь год | Дети слушают. Задают интересующие их вопросы. Дети смотрят слайды презентации Дети читают стихи; Великое чудо в ту ночь совершилось, Спасителя бог нам послал. В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец, Сын Божий лежал. Звезда над пещерой, как свет путеводный, Сияла ученым волхвам. И громко песнь пастухов величаво И стройно неслась к небесам. Исполнение «Рождественской песни» Приметы на рождество; Иней на Рождество – урожай на хлеб. Метель в канун Рождества – ранняя листва. Если Рождество теплое – весна холодная Метель – пчелы хорошо родиться будут. Тёмные святки – молочные коровы, светлые – ноские куры. Небо звездное – урожай на горох. Проводится «Гадание», дети выбирают предметы, с пояснением, что это означает. Дети одевают маски животных на голову, шумовые инструменты и проводится колядка. Ребенок несет шест, на котором прикреплена «Вифлеемская звезда», другой ребенок несет корзину с пшеном. Исполняются колядки Дети делают «Ангела» из бумаги. Звучит Рождественская музыка. | Знакомятся с историей праздника Узнают,как отмечали праздник их бабушки и дедушки. Готовит подарки к празднику, делать добрые дела. | |
IV. Рефлексивно – оценочный этап. | Воспитатель. О чем мы говорили сегодня на занятии? Сохранились ли в наше время эти обычаи. Традиции в вашей семье? Воспитатель. Еще одна традиция – встречать Рождество в кругу своей семьи. | Дети отвечают. Дети передовая свечу говорят друг другу пожелания. | Учатся «Дарить Добро» которое идет от сердца. Добрые пожелания. | |
Список используемой литературы:
1. «Детская библия»
2. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Т. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет »
3. ной
3. Шевченко Л.Л. «Добрый мир»