Неисправности колесных пар и уход за ними




Формирование КП

начинается с посадки на ось зубчатого колеса (ступицы при использовании УЗК). Величина натяга между сопрягаемыми поверхностями должна быть в пределах 0,18 – 0,22 мм, задиры и забоины на них не допускаются. Зубчатое колесо (ступицу) нагревают до температуры 160 – 200оС. Подступичную часть оси КП покрывают тонким слоем эластомера ГЭН-150 или лаком марки ВДУ-3, что позволяет защитить сопрягаемые поверхности от коррозии. После посадки и остывания зубчатого колеса прочность соединения проверяется на сдвиг на прессе. При воздействии силы (70 тс) зубчатое колесо должно оставаться неподвижным. Процесс пробного нагружения отображается графически в виде диаграммы на специальных бланках.

Ось с посаженным зубчатым колесом запрессовывают в колёсные центры в холодном состоянии. Перед установкой на гидравлический пресс посадочные поверхности оси и центров протирают насухо, а затем смазывают растительным маслом (натуральной олифой), чтобы не допустить задиров при сборке и предохранить сопрягаемые поверхности от коррозии. Величина натяга должна быть впределах 0,2 – 0,35 мм, усилие в конце процесса запрессовки (95 – 140 тс). Сдвиг оси на ступице колёсного центра не допускается.

 

Для надёжной посадки бандажа на колёсный центр создают натяг величиной 1,1 – 1,45 мм. Перед посадкой проверяют целостность бандажей (дефектоскопией) и определяют их твёрдость. Бандажи одной КП должны иметь примерно одинаковую твёрдость.

Перед посадкой бандаж нагревают в электрическом или газовом горне до температуры 250 – 300 оС, после чего обод колёсного центра заводят в нагретый бандаж до упора в бурт. При медленном естественном остывании бандаж плотно сжимает центр.

Сформированная КП подвергается проверке и приёмке лицами, осуществляющими контроль качества выпускаемых КП (мастер колёсного цеха, приёмщик локомотивов, мастер ОТК, инспектор-приёмщик ЦТ). На принятой КП проставляются клейма в соответствии с требованиями ЦТ-329 Инструкция по формированию, ремонту и содержанию КП ТПС железных дорог колеи 1520 мм от 14.06.1995 г. и КМБШ.67120.001 РЭ Колёсные пары ТПС железных дорог колеи 1520 мм от 27.12.2005 г. Торец оси КП, на котором наносят постоянные клейма, относящиеся к её изготовлению, считается правой стороной оси и КП. На левом торце оси наносят только временные клейма, которые после каждого освидетельствования КП заменяют новыми.

Готовую КП окрашивают: колёсные центры – эмалью чёрного или тёмно-серого цвета, наружные грани бандажей – эмалью белого цвета. После окраски по контрольным кернам и рискам наносят полосу шириной 25 мм: на бандажах эмалью красного цвета, на ободах колёсных центров эмалью белого цвета.

Колёсные пары в установленном порядке должны подвергаться осмотру под подвижным составом, обыкновенному и полному освидетельствованиям, а при подкатке регистрироваться в соответствующих журналах или паспортах.

 

Неисправности колесных пар и уход за ними

 

От исправного состояния колесных пар тепловозов зависит безопасность движения поездов. Характерными неисправностями их являются: износ бандажей - прокат, выбоины или ползуны, подрез гребня; ослабление бандажа, колесного центра, зубчатого колеса; трещины, вмятины, отколы зубьев зубчатого колеса; трещины, риски, забоины, вмятины на шейках оси и др. Выбоины или ползуны на поверхности катания бандажа образуются вследствие заклинивания колесных пар при неправильном торможении, разрушении роликоподшипников, заклинивании зубчатой передачи.

Вертикальный подрез гребня и остроконечный накат возникают при неправильной установке колёсных пар в раме тележки или работе тепловозов на участках с кривыми малого радиуса. При перекосе колёсной пары в раме происходит набегание на рельс гребня бандажа отстающего колеса и поперечное скольжение бандажа по рельсу.

При движении тепловоза происходит износ бандажей по кругу катания, называемый прокатом.

На поверхности катания бандажей могут быть трещины, плены, раковины и выщербины. Под раковинами понимаются пороки металлургического происхождения в виде неметаллических включений (песка, шлака) внутри металла и пустот от усадки металла при неравномерном остывании, выходящих на поверхность катания колеса по мере его износа.

Выщербины - это выкрашивание кусочков металла на поверхности катания колеса. Ослабление бандажа на колёсном центре происходит при недостаточном натяге, нарушении температурного режима при посадке бандажа (неравномерный нагрев, быстрое остывание), а также при заклинивании колёсных пар при торможении.

Ослабление посадки колесного центра или зубчатого колеса на оси возникает, как правило, при нарушении их напрессовки.

Дефекты зубьев в зубчатой передаче возникают вследствие частого боксования колёсных пар, износа в зубьях и нарушениях зацепления, загрязнения и недостатка смазки в тяговом редукторе.

Трещины и плены на поверхности оси образуются из-за скрытых пороков металла (пустот, неметаллических включений, микротрещин) и усталости металла от значительной знакопеременной нагрузки, действующей на ось.

Риски, забоины, вмятины на оси - результат неосторожного обращения в процессе перемещения, при хранении колёсных пар, неправильного монтажа и проворачивания внутренних колец роликоподшипников, загрязнения и недостаточного количества смазки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: