Агностицизм – системафилософскихпредставлений о способах и результатах познания окружающего мира, отрицающая возможность достижения полностью достоверного знания об окружающем мире (природе).
Абсолютная истина – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.
Эволюция биологическая – становление человека современного вида (HomoSapiens). Гипотеза – научное предположение, один из методов научногопознания мира, основанный на рациональном познании.
Глобализация – процесс формирования единого экономического, информационного и культурного пространства на основе достижений НТР, который происходит во второй половине XX — начале XXI веков и является главной предпосылкой возникновения глобальных проблем человечества.
Глобальные проблемы – угрозы XXI века, способные при отсутствии мер по их решению поставить человечество на грань полного уничтожения (экологическая,мировой войны,Север-Юг,терроризм, эпидемии, наркомания).
Гносеология – раздел философии, теория познания (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем мировоззренческого порядка.
Гностицизм – системафилософскихпредставлений о способах и результатах познания окружающего мира, признающая возможность достижения полностью достоверного знания об окружающем мире (природе).
Гуманизм – от лат. Homo (человек), философская концепция человечного отношения к человеку, заключающегося в максимальном учете и развитии его личностных качеств и способностей.
Философия - наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.
Гипотеза – научное предположение, один из методов научного познания мира, основанный на рациональном познании.
|
Гуманитарные науки – система знания, основным объектом познания, которой являются человек и общественные отношения (история, лингвистика например).
Естественные науки – система знания, основным объектом познания, которой
Гуманитарные науки – система знания, основным объектом познания которой являются человек и общественные отношения (история,лингвистика например).
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Действия- это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций
Духовная сфера – основная подсистема общества, включающая институты и учреждения, производящие, сохраняющие и распространяющие духовные ценности.
Вторичные потребности – высокий уровень потребностей человека по А. Маслоу, в первую очередь отличающие его от животного — социальные, престижные и духовные потребности.
Воображение - отражение в сознании человека явлений действительности в новых сочетаниях и формах
Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление)
Духовная сфера – основная подсистемаобщества, включающая институты и учреждения, производящие, сохраняющие и распространяющие духовные ценности. Подробнее смотри тему «Системное строение общества».
Духовные ценности – интеллектуальные продукты (знания,технологии).
Задатки – врожденные особенности нервной системы человека, составляющие индивидуально-природную основу для развития его способностей.
|
Знание – результат познавательной деятельностичеловека.
Игра – специфический для человека абстрактный вид деятельности по определенным правилам. В тоже время, как игру можно представить себе любой вид человеческой деятельности.
Индивид – любой конкретный представитель вида «человек» (homosapiens), новорожденный ребенок. В социологии часто под индивидом понимают участника общественных отношений.
Интуиция - знание, условия получения которого, не осознаются
Индивидуальность – уникальный для каждого человека набор биологических (цвет глаз, волос, особенности характера,темперамента) и социальных качеств (особенности общения, социальных взаимодействий), отличающий его от других индивидов.
Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике(капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархическойполитической системы средневековья.
Интеллект – разум человека.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
Относительная истина - изменчивое знание по мере развития познания.
Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.
Институты (социальные) – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, воспроизводящиеся в любом историческом обществе и выполняющие необходимые для него функции.
|
Информатизация - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.
Идеал -представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.
Личность – субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением,статусами,ролями, прошедший социализацию.
Миф – одна из первых форм познания мира, повествование, передающее представления древних людей об устройстве мира (природы), месте человека в нем.
Мотивы -то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается
Модернизация - процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям
Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях,теориях.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир и своё место в нем, идеалы, убеждения, принципы, ценности человека.
Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Наблюдение – сбор данных с помощью органов чувств, один из методов научного познания мира, основанный на чувственном познании.
Научное знание — система теорий, установленных и проверенных с помощью специальных методов науки, включенная в общую систему обоснованных знаний.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются:
- объективность добываемого знания;
- развитость понятийного аппарата;
- проверяемость;
- высокий уровень обобщения знаний, теоретическое обоснование;
- универсальность
Общение – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Образование – это институт духовной культуры, выполняющий трансляцию знаний из поколение в поколение.
Обыденное (практическое) мировоззрение – характерный для каждого человека способ мыслительной деятельности, существующий для решения повседневных проблем.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Узкое значение общества:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна;
Широкое значение общества:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объединения.
4) всё человечество вцелом
Обыденное (практическое) мировоззрение – характерный для каждого человека способ мыслительной деятельности, существующий для решения повседневных проблем.
Опыт – один из способов научногопознания мира, тоже, что эксперимент.
Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки и отличающийся субъективизмом оценок.
Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
Объект- то, на что направлена деятельность
Первичные потребности – самый низкий уровень потребностей человека по А. Маслоу, базовые — физиологические и экзистенциальныепотребности, их удовлетворение роднит человека с животным.
Потребности:
- физиологические (в воспроизводстве рода, в пище, одежде, жилище, отдыхе)
- экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятности)
- социальные потребности проявляются в желании человека общаться, привязанности, заботе о другом человеке, внимании к себе.
- престижные в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха.
- духовные в самоактуализации, самовыражении, творчестве.
Проблема - в широком смысле сложный или практический вопрос, требующий изучения, разрешения в науке-противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений.
Подсистема — сфера жизни общества.
Познание – форма деятельностичеловека и общества, направленная на получение информации об окружающем мире.
Паранаука - околонаучное знание
Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое. Соловей - не насекомое.)
Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).
Учение -это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве,средств массовой информации. Результат НТР XX века.
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности.
Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.
Критерии общественного прогресса:
• развитие и совершенствование производительных сил
• увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества
• расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям
• способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан
• рост уровня жизни, степени социальной защиты
Личность – субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением, статусами, ролями, прошедший социализацию.
Разум (интеллект) – общая характеристика мыслительнойдеятельностичеловека, осуществляемой с помощью развитого головного мозга.
Рациональное познание – ступень познавательного процесса, заключающаяся в умственной обработке информации, собранной на стадии чувственного познания с помощью опыта (эмпирики). В науке выражается в виде гипотез,теорий.
Революция – вид социальных изменений, инициируемый населением и меняющий все стороны общественных отношений. Противоположен реформе, эволюции. Различают революции политические, научно-технические (НТР).
Революция политическая – смена государственнойвласти, производящаяся преимущественно насильственным путем.
Регресс – деградациясоциальной структуры и общественных отношений