Глоссарий: Общество, деятельность, познание




Агностицизм – системафилософскихпредставлений о способах и результатах познания окружающего мира, отрицающая возможность достижения полностью достоверного знания об окружающем мире (природе).

Абсолютная истина – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

Эволюция биологическая – становление человека современного вида (HomoSapiens). Гипотеза – научное предположение, один из методов научногопознания мира, основанный на рациональном познании.

Глобализация – процесс формирования единого экономического, информационного и культурного пространства на основе достижений НТР, который происходит во второй половине XX — начале XXI веков и является главной предпосылкой возникновения глобальных проблем человечества.

Глобальные проблемы – угрозы XXI века, способные при отсутствии мер по их решению поставить человечество на грань полного уничтожения (экологическая,мировой войны,Север-Юг,терроризм, эпидемии, наркомания).

Гносеология – раздел философии, теория познания (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем мировоззренческого порядка.

Гностицизм – системафилософскихпредставлений о способах и результатах познания окружающего мира, признающая возможность достижения полностью достоверного знания об окружающем мире (природе).

Гуманизм – от лат. Homo (человек), философская концепция человечного отношения к человеку, заключающегося в максимальном учете и развитии его личностных качеств и способностей.

Философия - наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Гипотеза – научное предположение, один из методов научного познания мира, основанный на рациональном познании.

Гуманитарные науки – система знания, основным объектом познания, которой являются человек и общественные отношения (история, лингвистика например).

Естественные науки – система знания, основным объектом познания, которой

Гуманитарные науки – система знания, основным объектом познания которой являются человек и общественные отношения (история,лингвистика например).

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Действия- это ряд заранее спланированных, последовательно проводимых сторонами операций

Духовная сфера – основная подсистема общества, включающая институты и учреждения, производящие, сохраняющие и распространяющие духовные ценности.

Вторичные потребности – высокий уровень потребностей человека по А. Маслоу, в первую очередь отличающие его от животного — социальные, престижные и духовные потребности.

Воображение - отражение в сознании человека явлений действительности в новых сочетаниях и формах

Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)

Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление)

Духовная сфера – основная подсистемаобщества, включающая институты и учреждения, производящие, сохраняющие и распространяющие духовные ценности. Подробнее смотри тему «Системное строение общества».

Духовные ценности – интеллектуальные продукты (знания,технологии).

Задатки – врожденные особенности нервной системы человека, составляющие индивидуально-природную основу для развития его способностей.

Знание – результат познавательной деятельностичеловека.

Игра – специфический для человека абстрактный вид деятельности по определенным правилам. В тоже время, как игру можно представить себе любой вид человеческой деятельности.

Индивид – любой конкретный представитель вида «человек» (homosapiens), новорожденный ребенок. В социологии часто под индивидом понимают участника общественных отношений.

Интуиция - знание, условия получения которого, не осознаются

Индивидуальность – уникальный для каждого человека набор биологических (цвет глаз, волос, особенности характера,темперамента) и социальных качеств (особенности общения, социальных взаимодействий), отличающий его от других индивидов.

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике(капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархическойполитической системы средневековья.

Интеллект – разум человека.

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

Относительная истина - изменчивое знание по мере развития познания.

Интерес – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д.

 

Институты (социальные) – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, воспроизводящиеся в любом историческом обществе и выполняющие необходимые для него функции.

Информатизация - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

Идеал -представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

Личность – субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением,статусами,ролями, прошедший социализацию.

Миф – одна из первых форм познания мира, повествование, передающее представления древних людей об устройстве мира (природы), месте человека в нем.

Мотивы -то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается

Модернизация - процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях,теориях.

Мировоззрение система взглядов человека на мир и своё место в нем, идеалы, убеждения, принципы, ценности человека.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Наблюдение – сбор данных с помощью органов чувств, один из методов научного познания мира, основанный на чувственном познании.

Научное знание — система теорий, установленных и проверенных с помощью специальных методов науки, включенная в общую систему обоснованных знаний.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются:

- объективность добываемого знания;

- развитость понятийного аппарата;

- проверяемость;

- высокий уровень обобщения знаний, теоретическое обоснование;

- универсальность

Общение – процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Образование – это институт духовной культуры, выполняющий трансляцию знаний из поколение в поколение.

Обыденное (практическое) мировоззрение – характерный для каждого человека способ мыслительной деятельности, существующий для решения повседневных проблем.

 

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Узкое значение общества:

1) определённая группа людей;

2) этап развития общества;

3) совместная деятельность;

4) определенная страна;

Широкое значение общества:

1) часть материального мира;

2) динамичная система;

3) совокупность способов взаимодействия и объединения.

4) всё человечество вцелом

Обыденное (практическое) мировоззрение – характерный для каждого человека способ мыслительной деятельности, существующий для решения повседневных проблем.

Опыт – один из способов научногопознания мира, тоже, что эксперимент.

Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки и отличающийся субъективизмом оценок.

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)

Объект- то, на что направлена деятельность

Первичные потребности – самый низкий уровень потребностей человека по А. Маслоу, базовые — физиологические и экзистенциальныепотребности, их удовлетворение роднит человека с животным.

Потребности:

- физиологические (в воспроизводстве рода, в пище, одежде, жилище, отдыхе)

- экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятности)

- социальные потребности проявляются в желании человека общаться, привязанности, заботе о другом человеке, внимании к себе.

- престижные в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха.

- духовные в самоактуализации, самовыражении, творчестве.

Проблема - в широком смысле сложный или практический вопрос, требующий изучения, разрешения в науке-противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений.

Подсистема — сфера жизни общества.

Познание – форма деятельностичеловека и общества, направленная на получение информации об окружающем мире.

Паранаука - околонаучное знание

Понятие - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)

Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. (Муха-насекомое. Соловей - не насекомое.)

Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

Учение -это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве,средств массовой информации. Результат НТР XX века.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Критерии общественного прогресса:

• развитие и совершенствование производительных сил

• увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества

• расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям

• способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан

• рост уровня жизни, степени социальной защиты

Личность – субъект сознательной социальной деятельности, обладающий мировоззрением, статусами, ролями, прошедший социализацию.

Разум (интеллект) – общая характеристика мыслительнойдеятельностичеловека, осуществляемой с помощью развитого головного мозга.

Рациональное познание – ступень познавательного процесса, заключающаяся в умственной обработке информации, собранной на стадии чувственного познания с помощью опыта (эмпирики). В науке выражается в виде гипотез,теорий.

Революция – вид социальных изменений, инициируемый населением и меняющий все стороны общественных отношений. Противоположен реформе, эволюции. Различают революции политические, научно-технические (НТР).

Революция политическая – смена государственнойвласти, производящаяся преимущественно насильственным путем.

Регресс – деградациясоциальной структуры и общественных отношений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: