УТВЕРЖДАЮ
Начальник военной кафедры
ЕНУ им. Л.Н.Гумилева
генерал-майор________ У. Б. Еламанов
«___» ____________201 года
Вопросы, выносимые на зачет без оценки по ВУС -800100
«Военной психологии и педагогике»
Тема № 1. «Военная психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности офицера-воспитателя».
1. Сущность, предмет, задачи и принципы общей психологии.
2. Сущность, задачи и методы военной психологии.
3. Основные задачи социально-психологической работы.
Тема № 2. «Психологическая структура личности воина. Требования к психологической подготовке военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности ».
4. Личность военнослужащего. Методы психодиагностики личности.
5.Социально-психологический анализ различных видов служебно-боевой деятельности и влияния их условий на морально-психологическое состояние личного состава.
Тема № 3. «Чувства и воля военнослужащих в условиях воинской деятельности. Проблемы адаптации военнослужащих к воинской службе».
6. Психическая реальность человека.
7.Этапы адаптации военнослужащих к воинской службе.
8.Проблемы адаптации воинов с нервно-психической неустойчивостью (НПН) в подразделениях.
Тема № 4. «Психология воинской дисциплины и пути ее укрепления в подразделении».
9. Сущность и роль воинской дисциплины в повышении боевой готовности частей и подразделений.
10. Параметры дисциплинированности воина.
11. Анализ состояния воинской дисциплины.
12.Мотивы и поводы суицидов (самоубийств).
13. Мероприятия по предупреждению суицидальных действий.
14. Типология психических реакций.
15. Выявления «группы риска» совершения суицида.
Тема № 5. «Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья военнослужащих ».
16. Нормы психического здоровья военнослужащих. Нервно-психическая неустойчивость. Этапы работы по профилактике НПН.
17. Выявление лиц, склонных к наркомании и токсикомании. Предупреждение наркомании в подразделении.
18. Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.
19. Основные принципы психореабилитационной работы.
Тема № 6. «Социально-психологическая структура воинского коллектива».
20. Основные социально-психологические понятия группы. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах
21.Основные направления психологического исследования воинского коллектива.
22. Основные признаки и виды групп. Влияние групп разного уровня на развитие личности.
23.Понятие о коллективе. Воинское подразделение как коллектив. Особенности воинского коллектива.
Тема № 7. «Психологические основы управления педагогической деятельностью воинским коллективом ».
24.Управление воинскими группами в процессе развития. Особенности управления воинским коллективом.
25. Управление социально-психологическим климатом воинского коллектива. Формирование коллективного мнения.
26. Управление коллективным настроением.
27.Предупреждение и преодоление конфликтов. Управление коллективной дисциплинированностью.
Тема № 8. «Морально-психологическая подготовка личного состава подразделения».
28.Психологическая война. Виды психологического воздействия. Психологическоевоздействие на воинов.
29. Морально-психологическая подготовка личного состава.
30. Особенности морально-психологического обеспечения в мирное и военное время.
31. Психологическая подготовка личного состава.
Тема №9. «Предмет и основные задачи военной педагогики. Особенности военно-педагогического процесса. Сущность, специфика, формы и методы обучения воинов».
32. Предмет и основные задачи военной педагогики. Особенности военно-педагогического процесса.
33. Военная дидактика и ее роль в организации боевой и государственно-правовой подготовки войск.
34.Понятие о принципах обучения воинов. Сущность и специфика обучения воинов.
35.Средства и методы педагогического воздействия на личность военнослужащего.
36. Процесс воспитания воинов. Сущность, основные направления, принципы, формы и методы воспитания.
37. Самовоспитание воинов. Особенности воспитания воинов в современных условиях.
Тема №10. «Педагогическая культура офицера-воспитателя».
Педагогическая культура офицера.
39. Нравственно-психологический образ педагога в современных условиях.
40. Пути формирования педагогической культуры офицера.
Практические вопросы:
41. Составить листы бесед.
42. Уметь распознать признаки конфликтную ситуацию.
43. Составить сигнальный лист на военнослужащего.
Литература:
1. Основы военной психологии и педагогики, Москва, Воениздат,1982г.
2. Введение в психологию (учебное пособие), Алматы, 2000 г.
3. Немов Р.С., Психология В трех книгах. Москва 2005г
4. Основы военной психологии и педагогики, В.И., Москва, 1982г.
5. Военная психология и педагогика.
6. Психолого-педагогические основы деятельности командира
7. А. А. Радугина, Психология и педагогика, Москва, 2003г.
8. Современная военная психология, Хрестоматия, Минск, 2003г.
9. А.Г. Асмолов, Психология личности, 1990г
10. Подласый И.П., Педагогика В двух книгах. Москва,2006г.
11. Ковалев А.Г., Личность воспитывает себя, 1983г.