2.3.1 Принципы научного мышления и научных методов исследований прививаются студентам с первых курсов обучения при изучении обязательных дисциплин. Образовательная программа включает элементы обучения студентов для формирования научного мышления и применения научных методов исследований.
2.3.2 Образовательные программы составлены таким образом, что теоретические дисциплины интегрированы с клиническими дисциплинами по вертикали и горизонтали начиная с первого курса, что отражено в рабочих программах путем указания пререквизитов и постреквизитов, а также протоколов согласования рабочих программ. Так, студенты, начиная с младших курсов, осваивают практические навыки в учебно-клиническом центре и у постели больного. Для реализации принципов интеграции применяются инновационные методы, включая работу в малых группах, дискуссии и т.д.
Междисциплинарная интеграция – требование настоящего времени. Недостаточность глубины междисциплинарной интеграции часто приводит к дублированию отдельных вопросов при изучении некоторых непосредственно граничащих и даже неграничащих между собой дисциплин. Кроме того, изучение отдельных тем на младших курсах недостаточно воспринимается студентами, так как неясна роль того или иного процесса в дальнейшем, а именно в практической деятельности. Будучи студентами медицинского ВУЗа, считается правильным на младших курсах связывать каждую тему календарного занятия с клиническими аспектами. Взаимосвязь дисциплин позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные ранее знания и применить их уже во врачебной практике. Одной из доступных форм междисциплинарной интеграции являются учебные занятия – лекции, семинары, практические работы. Так, например, в Университете практикуется проведение занятия в форме лекции, в присутствии двух преподавателей интегрируемых предметов (теоретических и клинических)это дисциплинирует студентов, повышает мотивацию, дает возможность получить более объективную и всестороннюю оценку своего труда, повышает доверие к получаемой информации. Положительным моментом для преподавателей является то, что они обмениваются профессиональным опытом и в процессе разработки учебно-методического комплекса корректируют содержание и структуру своей дисциплины.
|
Базовые биомедицинские дисциплины, включенные в образовательную программу по медицине, представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Базовые биометрические дисциплины
Основные базовые биомедицинские науки | К-во кредитов или часов | Курсы обучения | Методы преподавания и обучения | Методы оценки | ||||
лек | Прак.зан | Лаб.зан | Традиционные, инновационные Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Биохимия | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | |||||
Молек.биология и мед.генетика | - | + | - | - | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||
Анатомия -1 | - | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | |||
Анатомия- 2 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Гистология -1 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Гистология -2 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Физиология -1 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Физиология -2 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Патанатомия -1 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Патанатомия- 2 | - | + | Традиционные, инновационные | |||||
Патфизиология- 1 | - | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | |||||
Патфизиология -2 | - | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | |||||
Фармакология- 1 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Фармакология- 2 | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Микробиология | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Пропедевтика внутренних болезней | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Визуальная диагностика | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Общая хирургия | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Общая иммунология | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль | ||||
Основы доказательной медицины | - | + | Традиционные, инновационные | Текущий контроль Итоговый контроль |
2.3.4 Основным условием формирования устойчивых знаний и умений при подготовке врача является сочетание знаний фундаментальных дисциплин с практическими умениями и навыками, приобретаемыми как на теоретических, так и на клинических дисциплинах, посредством внедрения новых достижений биомедицинских наук в образовательный процесс. В образовательный процесс университета постоянно внедряются научные достижения ППС, магистрантов, докторантов PhD. Для повышения эффективности обучения у студентов по специальности «Общая медицина» преподаватели проводят занятия с применением новых образовательных технологий (НОТ). Акты внедрения НОТ оформляются в соответствии со стандартом Университета СУ-МУА-14-13 «Внедрение новых образовательных технологий», утвержденный решением Правления АО «МУА» протокол №54 и отделом инновационных технологий и мониторинга качества обучения регистрируются в журнале регистрации актов внедрения. Так, например внедрены в образовательный процесс следующие образовательные технологии: «Учебное телевидение», «Морфологический комплекс» (Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии), «Визуально – картографический метод. Концепт карты», «Дәрісті оқытудың сапасын арттыру үшін кіші топтарға ұсыныстар», «Командно – ориентированный метод обучения», Применение ассоциативно – рефлекторного метода (опорные конспекты) в освоении патологической физиологии (Кафедра Патологической физиологии им. В.Корпачева), «Метод моделирования при изучении дисциплины «Молекулярная биология и медицинская генетика», «E- learning как форма организации учебного процесса в экспериментальных группах», «Организация СРС используя ситуационное моделирование» (Кафедра молекулярной биологии и медицинской генетики) и др.
|
|
Существующий высокий потенциал профессорско-преподавательского состава, уровень научных исследований, информационное и материально-техническое обеспечение по основным показателям являются достаточными для эффективного ведения образовательной, учебно-методической, научной и клинической деятельности для профессиональной и качественной подготовки конкурентоспособных выпускников.
2.3.5 АО «МУА» сегодня входит в число ведущих учебных, научных, методических и культурных центров Северного региона Казахстана. Университет обеспечивает высокое качество и широкий спектр образовательных услуг, внедряя новые технологии обучения и расширяя базу научных исследований. Главная задача образовательных программ заключается в том, чтобы обеспечить студенту не только овладение определенным объемом знаний, но и умением постоянно приобретать дополнительные знания, в условиях развития науки, технических достижений и экономического роста. Это направлено на реализацию конкретных мер, предусматривающих расширение использования проектных технологий и технологий развивающего обучения, обучению новейшим клиническим разработкам. Данная задача осуществляется благодаря следующим мероприятиям:
1) участие в подготовке, переподготовке и повышения квалификации специалистов по международным программам, а также проведение совместных с зарубежными специалистами научных исследований;
2) организация совместной работы с организациями здравоохранения по профилактике заболеваний;
3) участие в организации и проведении научно-образовательных мероприятий, выставок, семинаров, конференций, тренингов в области здравоохранения и медицинского образования;
4) разработка, издание и распространение учебно-методической, научной и научно-практической литературы, в том числе на электронных носителях;
5) организация и совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
6) материально-техническое обеспечение, оснащение в соответствии с нормативными требованиями для организации учебной и научной работы;
7) внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс;
8) осуществление прямых связей с зарубежными и международными организациями и учреждениями, заключение договоров о сотрудничестве в области образования и научной деятельности;
9) направление в другие государства студентов, магистрантов, преподавателей (в том числе в порядке обмена) для получения образования, стажировки, научных исследований, обмена опытом и повышения квалификации;
10) участие в международных научных проектах и грантах;
При подготовки учебно-методического комплекса специальности «Общая медицина» для каждой дисциплины (модуля) предусмотрены соответствующие виды учебных занятий и технологии обучения, с учетом современных требований времени, что позволит наиболее эффективно обеспечить достижение планируемых результатов обучения.
Обучение по специальности «Общая медицина» построена таким образом, что гибкость и динамичность образовательной программы позволяет адаптироваться и своевременно реагировать на глобальные изменения и опережающие темпы развития экономики в условиях конкуренции.