В первой половине XX в. получили развитие одномерные концепции и теории управления: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук. Они включают аспекты менеджмента только внутренней среды организации.
Школа научного управления определяет инструменты воздействия на производительность труда: нормирование, рациональные приемы и способы выполнения работы, вознаграждение за конечный результат. Вместе с тем потенциал, заложенный в теории научного управления, не может быть в полной мере реализован на практике, пока работник не будет заинтересован в применении методов научной организации труда.
Административная (классическая) школа управления рассматривает подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Административная деятельность рассматривается как обязательная, содержание которой определяется общими функциями управления как предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль. Условиями для эффективного функционирования органов управления является соблюдение 14 принципов управления, определяющих организаторские и социально-психологические аспекты менеджмента: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Вместе с темОднако в полной мере не была осознана идея повышения эффективности организации за счет личной заинтересованности работников. Статус работника и его вознаграждение зависели не от результатов труда, а от его должности.
Школа человеческих отношений определяет, что производительность труда зависит не только от улучшения условий труда и увеличения заработной платы, а в значительной степени от сполоченности группы, в которой работает человек, отношений между рабочими и их взаимоотношений с менеджерами. При этом значимым социально-психологическим фактором является мотивация персонала. Поэтому необходимо уделять внимание формированию благоприятных социально-психологических взаимоотношений в коллективе.
Школа поведенческих наук основывается на изучении поведения человека в результате воздействия стимулов и реакций на них. Если работник получает в качестве стимула хорошее вознаграждение, то и отвечает на него положительной реакций (эффективной работой).
Многофакторные (синтетические) теории управления учитывают влияние и взаимодействие множества факторов, находящихся внутри и вне организации. Это обуславливает проявление системного эффекта: целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.
Среди многофакторных учений заметное место занимают системный и ситуативный подходы.
Исходные положения теории системного управления:
1. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов (частей), каждый из которых вносит свой вклад в ее функционирование и развитие.
2. Организация является системой, т.е. все ее части взаимосвязаны.
3. Организация – это открытая система, для которой характерно взаимодействие с внешней средой.
4. Организация как система состоит из технических и социальных подсистем.
Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут заметно отличаться. Поэтому теория систем была дополнена ситуационным анализом. Управление ситуацией осуществляется посредством выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет разрешить возникшие проблемы. Поэтому менеджмент представляется как искусство управления, которое требует определение характеристик организации и выбора оптимального способа действий.
Количественный подход/школа науки управления опирается на экономико-математические методы для оптимизации организационных процессов с учетом всех влияющих факторов.
Процессный подход рассматривает управление как взаимосвязанную цепь повторяющихся функций менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), объединенных в свою очередь связующими процессами, к числу которых относятся принятие решений и коммуникации.
Концепция социальной ответственности бизнеса определяет, что каждая организация, помимо получения прибыли, должна ставить вполне определенные цели, оправдывающие ее существование, и нести социальную ответственность перед обществом. Направлениями социальной ответственности организаций перед обществом признаны: охрана окружающей среды, здравоохранение, развитие личности работников, образование и культура, участие в жизни общества.
В настоящее время научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями.
Согласно теории инноваций развитие социально-экономической системы должно обеспечиваться потреблением результатов интеллектуального труда и приращением интеллектуального капитала.
Лидерство представляет собой специфический тип управленческих отношений, который опирается на социальное воздействие.
Корпоративная культура рассматривается как совокупность моделей поведения, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.
Концепция командообразования: н аличие команды, в которой ее члены понимают друг друга, способны распределить обязанности и совместно решать проблемы, повышает производительность, мотивацию сотрудников, улучшает морально-психологический климат в трудовом коллективе, снижает текучесть кадров и позволяет более объективно оценивать результаты труда.
Концепция всеобщего управления качеством отражает нацеленность организации на обеспечение качества продукции при участии всех ее членов для достижения долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителей и выгоды как для сотрудников организации, та и общества в целом.
Теория реинжиниринга бизнес-процессов предусматривает их фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование для достижения существенных ключевых показателей результативности организации как прибыль, затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.
Концепция сбалансированной системы показателей основывается на определении оптимальных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации.
Современная система взглядов на управление (новая управленческаяпарадигма) характеризуется следующими положениями:
1. Организация – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.
2. Ориентация на качество продукции и услуг и удовлетворение потребностей.
3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватной реакции, обеспечивающих адаптацию к условиями существования организации, при которых внутренняя рационализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.
4. Главные источники прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.
5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и лидерский стиль руководства.