2.5.1 Одним из направлений практического внедрения новых данных, полученных в результате научных исследований, является учебный процесс. Кафедры ведут постоянную работу по совершенствованию методической базы. Издаются и перерабатываются учебные пособия для студентов. Учебные пособия содержат материалы и результаты научно-исследовательской деятельности коллективов кафедр и ученых, выполняющих совместную научную работу. Такой подход способствует формированию в дальнейшем клинического мышления будущего врача. Содержание и цели каждой клинической дисциплины определены ГОСО РК, Типовыми, Рабочими программами и соответствуют уровню требований к достижению компетенций на каждом этапе подготовки. Достижение этих компетенций осуществляется отработкой навыков у постели больного во время практических занятий, ведением медицинской документации, составлением алгоритмов дифференциальной диагностики и выбора оптимальных методов обследования и лечения. По окончании каждого цикла студент демонстрирует способность принять на себя соответствующую клиническую ответственность во время проведения ОСКЭ и мини-клинического экзамена. Интерны отрабатывают клинические навыки в учебно-методическом центре, которые включены в ОСКЭ, а также соответствуют темам практического занятия. Интерны непосредственно участвуют в утренних врачебных конференциях, врачебных обходах, оперативных вмешательствах, приеме пациентов, проводят санпросвет работу в школах.
2.5.2 Для повышения качества клинической подготовки и формирования профессиональных компетенций у обучающихся в условиях безопасной и надежной образовательной среды в АО «МУА» организован и успешно функционирует УКЦ (учебно-клинический центр). Для приобретения опыта имеются различные виды медицинской практики (стационарная/амбулаторная помощь, работа в клинике/общественном здравоохранении, сельская/городская, специализированная/общая.).
|
После проведения практических, семинарских занятий интерны выполняют лечебную работу в рамках компетенции под контролем лечащих врачей и преподавателей.
Непосредственно участвуют во врачебных обходах курируемых палат, участвуют в операциях, консультативно-диагностических приемах.
Университет гарантирует студентам безопасную среду на всех этапах обучения. В настоящее время становится актуальным более глубокий подход к организации занятий на кафедрах университета, клинических базах. Проводятся работы по укреплению здоровья обучающихся и профилактике заболеваний.
2.5.3 Согласно приказу Минздрава РК за №781 от 23.10.2003г. «Об утверждении Правил организации медицинской помощи подростковому населению, учащимся и студентам организаций среднего и высшего профессионального образования Республики Казахстан», медицинское обслуживание и медицинские осмотры студентов проводятся в Медицинском центре Университета.
Медицинское обслуживание студентов осуществляется по следующим направлениям: прием студентов, медицинский осмотр, флюорографическое обследование, госпитализация, диспансеризация, лечение студентов с подозрением на туберкулез, стоматологические услуги, диспансерный учет по беременности и родам, медицинский осмотр студентов-спортсменов, профилактическая вакцинация студентов, наблюдение за очагами инфекции, обсуживание заболевших студентов, санитарно-просветительная работа, работа над объектом питания (контроль качества продукции и уровня обслуживания проводится постоянно действующей студенческой комиссией и работниками здравпункта).
|
При приеме в интернатуру, обучающиеся предоставляют медицинскую справку №086, а также результаты обследования для допуска к клинической практике, утвержденные МЗСР. Интерны проходят ежегодное полное клиническое обследование. По причине беременности, родов и болезней предоставляется академический отпуск.
2.5.4 Конкретное содержание образования устанавливается Типовыми Учебными программами дисциплин. Учебный план, Рабочие учебные программы по специальности соответствует требованиям ГОСО РК по содержанию и объему часов аудиторных и внеаудиторных занятий с учетом вузовского компонента (таблица 2.5).
Таблица 2.5. Ожидаемые конечные результаты по основным клиническим дисциплинам
Клинические дисциплины | Количество недель | Количество часов | Ожидаемые конечные результаты | Клиническая база |
Внутренние болезни | повышения удовлетворенности потребностей и ожиданий своих стейкхолдеров, | ГККП «Городская больница № 2» | ||
Хирургия | Стремление превзойти ожидания не только потребителей, но и всех заинтересованных сторон в процессе оказания образовательных услуг, а именно общества, уполномоченных органов власти, персонала, партнеров и конкурентов привело лидеров | ГККП «Городская больница № 2», ГКП на ПХВ «Городская больница № 1» | ||
Общая врачебная практика/Семей-ая медицина | Освоить весь перечень компетенций (знания, умения, навыки), которыми обучающиеся должны овладеть по окончании дисциплины. | ГККП «учебно – профилактический центр семейной медицины «Демеу» | ||
Акушерство и гинекология | Достижение образовательных результатов | ГУ «Перинатальный центр№1», ГУ «Перинатальный центр№3» | ||
Педиатрия | · Соответствие квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения | ГУ «Городская детская больница №1», ГККП на ПХВ «Городская детская больница №2» | ||
Психиатрия, наркология, неврология | Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины, и профилактики заболеваний. | ГУ «Медицинский центр проблем психического здоровья» |
|
2.5.5 На протяжении всего учебного процесса студенты привлекаются и активно участвуют при оказании медицинской помощи больным. Начиная с 3 курса студенты осваивают клинические дисциплины такие, как «Пропедевтика внутренних болезней». Знакомятся с клиникой, контактируют с больными под руководством и курацией преподавателя. Впервые студенты знакомятся с лечебно-диагностической программой, осуществляющейся для лечения больных с той или иной патологией. Так как юридическую ответственность за судьбу пациентов несут врачи, то обучающийся не может полностью самостоятельно оказывать лечебно-диагностическую помощь, а лишь наблюдают и познают весь комплекс диагностических и лечебных мероприятий. Весь учебный процесс студентов, интернов и в особенности клиническая деятельность регламентируется таким видом учебной деятельности, как СРСП. Требования и структура СРСП на клинических кафедрах всех курсов описаны в Рабочих программах, силлабусах, методических рекомендациях для обучающихся. Составными частями СРСП являются: курация больных в отделениях, работа в приемном покое, функциональных кабинетах, проведение клинических разборов, участие в консилиумах, активные посещения больных на дому, работа помощником врача первичного звена и совместный прием пациентов на амбулаторном приеме, заполнение медицинской документации, истории болезни, направлений на диагностическое обследование, интерпретация анализов, проведение с пациентами бесед о здоровом образе жизни, во всех клинических стационарах, предусмотренных учебной программой: терапевтических, инфекционных, фтизиатрических и хирургических совместно с преподавателем. При оказании неотложной хирургической помощи, наиболее важной компетенцией является безопасность пациента, и чем травматичней вмешательство, тем более повышается ответственность преподавателя за осуществлением контроля и за работой и деятельностью студента, интерна, резидента, в особенности, когда речь идет о жизнеугрожающих состояниях. Особенно это касается неотложной помощи при хирургических и акушерско-гинекологических вмешательствах, а также при работе с детьми и больных пожилого возраста.
Процесс контроля и наблюдения преподавателем за освоением обучающимися практических навыков и степень самостоятельности выполнения практических навыков, регламентируется и описан в квалификационных характеристиках бакалавров, интернов, резидентов. В основе принципа самостоятельности освоения навыков лежит уровневый подход. Уровневый подход означает, что на младших курсах студенты только могут видеть, знать описание и ход процедуры, не имея права выполнять эту процедуру. Начиная со 2-3 курсов, при освоении дисциплины «пропедевтика внутренних болезней», ряд процедур студенты учатся выполнять в стандартизированных условиях на муляжах, манекенах. Это касается аускультации сердца, легких, пункции суставов, сердечно-легочной реанимации, принятия родов и лапароскопических видеоопераций.
Травматичные, деликатные процедурные навыки студенты предварительно отрабатывают в безопасной для пациентов среде в условиях УКЦ на манекенех и тренажерах. В УКЦ имеется четыре блока по направлениям подготовки: хирургичесикий, акушерский, терапевтический, педиатрический с соотвествующим набором муляжей, фантомов и инструментария.
В процессе обеспечения безопасности пациентов участвуют и врачи клинических баз, заведующие отделениями, дежурные врачи, под непосредственным контролем которых ведется обследование и лечение больных. Ответственность врачей клинических баз за курацию студентов, интернов, резидентов описана в договорах кафедр АО «МУА», при этом ответственность двухсторонняя.
Еще один аспект безопасности пациента рассматривается во время освоения студентами правовой компетенции. Правовая компетенция является одной из 5-ти ключевых компетенций Модели медицинского образования. Студенты широко ознакомлены с содержанием Кодекса РК от 18.09.2009 N 193-IV "О здоровье народа и системе здравоохранения", статьей 91 «Права пациента». В соотвествии с Кодексом пациент обладает правами на:
- достойное обращение в процессе диагностики и лечения;
-уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям;
-пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, оказываемых услугах, стоимости платных услуг, а также о порядке их предоставления. Информация о правах пациента должна быть размещена в местах наглядной агитации медицинских организаций.
При поступлении в медицинскую организацию пациенту должны быть представлены сведения о профессиональном статусе лиц, оказывающих медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка медицинской организации. Пациенты, получающие медицинскую помощь в условиях клинических баз организаций образования в области здравоохранения, имеют право отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц при проведении лечебно-диагностических процедур. Защита прав пациентов осуществляется органами и организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции. Перед курацией необходимо оповестить пациента о цели и задачах осмотра, диагностического мероприятия и получить разрешенияе на осмотр совместно со студентами. Знание кодекса о здоровье входит в оценку правовой компетенции.
2.5.6 На клинических кафедрах организация образовательного процесса проводятся с учетом научных достижений и клинических разработок. Согласно приказу РЦРЗ МЗСР РК №124-и «О проведении мероприятий по внедрению клинических протоколов в практическое здравоохранение и медицинское образование» от 20.08.2015 года и «Технического задания Договора о возмездном оказании услуг регионального координатора по внедрению клинических руководств/протоколов в практическое здравоохранение и образовательный процесс» на всех клинических кафедрах внедрены клинические протоколы.
2.5.7 Главным принципом деятельности АО «МУА» является стремление к оптимизации его деятельности в таких направлениях, как подготовка высококвалифицированных специалистов, развитие медицинской науки и предоставление населению медицинских услуг на самом высоком уровне. Вуз выгодно отличается от большинства других медицинских университетов тем, что являясь столичным ВУЗом имеет возможность помимо базирования в местных организациях здравоохранения, работать на современном оборудовании, с применением новейших технологий, что соответствует требованиям международных стандартов.
2.5.8 ГОСО РК по специальности «Общая медицина» регламентирует контакт студентов с пациентами и гарантирует обучение клиническим навыкам, начиная с младших курсов. Студенты 1-3 курсов имеют возможность контакта с пациентами, обучаясь дисциплинам «Введение в клинику-1, 2», «Пропедевтика внутренних болезней», «Общая хирургия»; проходят учебно-производственную практику «Помощник младшей медсестры», «Помощник палатной медсестры», «Помощник процедурной медсестры». На 4, 5 курсах студенты проходят практику: «Помощник врача ординатора», «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи», где приобретают и нарабатывают новые практические навыки в оказании стационарной врачебной медицинской помощи пациентам терапевтического, хирургического, детского и акушерско-гинекологического отделений, а также скорой и неотложной помощи пациентам во время вывозов линейных и специализированных бригад станций скорой и неотложной помощи.
В преподавании клинических дисциплин необходимо отметить такие эффективные методы обучения, как: курация больных; отработка приемов мануального обследования здоровых и больных лиц; ролевые игры; работа в приемных отделениях больниц, перевязочных, операционных, родильных залах, процедурных кабинетах; участие в обходах профессоров и доцентов; анализ рентгенограмм, ЭКГ, УЗИ и др.; разбор тематических больных; присутствие на аутопсиях; освоение практических навыков на фантомах и муляжах, у постели больного; работа на врачебных участках поликлиник; заполнение медицинской документации и др.
2.5.9 Университет обеспечивает формирование и последовательное развитие клинических навыков. Объем и сложность клинических навыков нарастают по мере накопления знаний по базовым дисциплинам и возрастания компетентности. На первом курсе осваиваются навыки общения с больным, ухода за больным и простейшие манипуляции. В дальнейшем углубляются приобретенные и нарабатываются новые практические навыки, необходимые для решения ключевых задач профессиональной деятельности, эффективного взаимодействия с другими специалистами по оказанию медицинской помощи населению. Клинические навыки отрабатываются у постели больного и в УКЦ.
Освоение клинических навыков проводится в соответствии с практическими занятиями путем разбора «тематических больных» и проведения «тематических операций». Интерн проходит клиническую практику в профильных отделениях соответственно программе обучения.
Стандарт предусматривает корреляцию практических навыков с уровнем и объемом теоретических знаний, строгое соблюдение принципов интеграции по вертикали и горизонтали.
Умение выслушать больного, собрать анамнез, провести физикальное обследование – эти навыки студенты по специальности «Общая медицина» получают на первом этапе программы обучения (1-3 курс) во время кратковременного находжения в клиниках (когда обучение в клинических условиях занимает от 5-7% до 25 – 30% учебного времени). В это же время студенты начинают осваивать простые процедурные навыки, такие как различные виды инъекций, наложение повязок, обработка простых ран, остановка наружного кровотечения. На следующем этапе программы обучения – освоения профилирующих клинических дисциплин (4-5 курс) компонентами клинического обучения являются формирование у студентов клинического мышления, умение объяснить пациенту причину болезни, интерпретировать наиболее распространенные лабораторные и инструментальные данные, проводить профилактические мероприятия. Студенты осваивают более сложные процедурные навыки, такие как гинекологический осмотр с забором материала на исследование, осмотр предстательной железы, снятие и интерпретация ЭКГ в норме и при патологии. Навыки оказания экстренной медицинской помощи студенты предварительно отрабатывают в безопасной среде в условиях УКЦ на манекенех и тренажерах, где имеется четыре блока по направлениям подготовки: хирургичесикий, акушерский, терапевтический, педиатрический с соотвествующим набором муляжей, фантомов и инструментария. Завершается формирование клинических навыков во время профильной интернатуры по направлениям подготовки 6-7 курсы, с освоением навыков самостоятельного выбора тактики ведения больного с учетом всех социальных факторов, проведения дифференциальной диагностики, интерпретации данных более сложных методов исследования, выбора рациональной лечебной тактики, лекарственной терапии, заполнения медицинской документации, в том числе и электронной, умения изложить историю заболевания пациента на врачебных конференциях, обходах. проведения вторичной профилактики заболевания.
В зависимости от направления подготовки в интенатуре студент осваивает наиболее сложные навыки, такие как, лапароцентез, элементы эндовидеохирургических операций, освоение методов мониторинга и командного ведения больных в критических ситуациях (осложненные роды, сложные нарушения ритма сердца, судорожный синдром и т.д.).
2.6 Структура образовательной программы, содержание и продолжительность.
2.6.1 Образовательная программа специальности «Общая медицина» БМО (5+2) содержит:
- теоретическое обучение, включающее изучение базовых и профилирующих дисциплин;
- клиническое обучение;
- итоговый контроль по завершению каждой дисциплины;
- итоговую государственную аттестацию после 5 курса по профильным дисциплинам типового учебного плана, а также аттестацию практических навыков по неотложным состояниям;
- итоговую государственную аттестацию после 7 курса по всем дисциплинам типового учебного плана интернатуры, а также аттестацию практических навыков по избранной специальности.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по специальности «Общая медицина» (5) является освоение студентом не менее 8100 академических часов теоретического обучения, не менее 468 академических часов профессиональной практики. При этом, студент должен освоить не менее 7569 академических часов по обязательному компоненту и не менее 531 академических часа по компоненту по выбору. Учебный год состоит из 36 недель, что составляет 1620 часов и включает в себя теоретическую, клиническую подготовку и каникулы, продолжительностью не менее 8 недель между академическими годами. Учебная неделя состоит из 45 часов, 1/3 часть которых приходится на самостоятельную работу студента во вне учебное время.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по специальности «Общая медицина» БМО (5+2) является освоение студентом 11340 академических часов теоретического обучения, не менее 468 академических часов профессиональной практики. При этом, студент должен освоить не менее 10449 академических часов по обязательному компоненту и не менее 891 академических часа по компоненту по выбору. Для специальности «Общая медицина» обучение ведется по линейно-модульной системе. Для 3 курса модули формируются по 8 дисциплинам. Модули проводятся в одном учебном году, где итоговый контроль проводятся в виде интегрированного экзамена по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучений модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование и прием практических навыков. Оценка выставляется отдельно по каждой дисциплине. Для 4 курса введется модульное обучение по 4 дисциплинам: Акушерство и гинекологии, внутренние болезни, детские болезни, хирургические болезни. Для 5 курса по 3 дисциплинам: общая врачебная практика, неврология, психиатрия, наркология и скорая неотложная медицинская помощь. Модульная образовательной программы по специальности «Общая медицина» дает возможность обучающемуся во время всего обучения планировать и реализовывать индивидуальную, направленную траекторию обучения, готовя к работе по выбранной специальности.
2.6.2 Интеграция дисциплин по горизонтали закреплена в рабочих учебных программах и направлена на установление межпредметных связей. С целью реализации интеграции составлено соответствующее расписание практических занятий и лекций, позволяющее проводить интегрированные практические занятия и лекции с использованием инновационных методов обучения (TBL, PBL,). Для повышения качества образовательного процесса интегрированными кафедрами разработаны методические пособия по модулям, электронная версия находится в библиотеке и доступна для обучающихся. Рубежный контроль и экзамен проводятся интегрировано.
2.6.3 С целью обеспечения достижения конечных результатов обучения (знаний и умений) на основе совместного изучения клинических и фундаментальных дисциплин в университете внедряется вертикальное интегрированное обучение. Вертикальная интеграция в вузе проводится по элективным дисциплинам: Синдром эндогенной интоксикации (кафедра общей и биологической химии, кафедра патофизиологии им. В.Г. Корпачева, кафедра скорой неотложной медицинской помощи, анестезиологии и реаниматологии), основы интенсивной терапии неотложных состояний (кафедра патофизиологии им. В.Г. Корпачева, кафедра скорой неотложной медицинской помощи, анестезиологии и реаниматологии) и др.
2.6.4 По специальности «Общая медицина» предусмотрено введение дополнительных дисциплин для расширенного или углубленного изучения отдельных направлений специальности. В дополнение к ТУП ежегодно по специальности 5В130100 «Общая медицина» (бакалавриат), вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору. В рамках КЭД представлены на выбор студентам несколько образовательных траекторий – перечней элективных дисциплин и последовательности их изучения, позволяющих студенту «на выходе» освоить образовательную программу, ориентированную на конкретную сферу деятельности с учетом потребностей рынка труда и работодателей. Индивидуальные траектории обучения с учетом компонента по выбору сформированы внутри 5 основных направлений интернатуры; контроль за их реализацией поддерживается эдвайзерами, кураторами и деканами.
В университете планируется в образовательную программу «Бакалавр» по специальности «Медицина» включить вузовский компонент из дисциплин, отражающий современные проблемы и потребности на рынке практического здравоохранения Северного региона страны, что будет уникальным и отличительным от программ других медицинских вузов. Согласно ГОСО на 1 курсе на элективные дисциплины отводится – 72 часа, на 3 курсе – 54 часа, на 5 курсе – 405 часов, всего- 531 час.
2.6.5 Структура образовательной программы, а именно, соотношение между базисными биомедицинскими, поведенческими и социальными, и клиническими дисциплинами рассмотрены в настоящем Стандарте пп. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3.
Управление программой.
2.7.1. Коллегиальным органом управления учебно-методической работой является Учебно-методический совет, возглавляемый проректором по образовательной деятельности. Структурным подразделением, ответственным за образовательную программу, ее планирование и внедрение, является учебно-методический центр. Распределение выделенных ресурсов для планирования образовательной программы является функцией учебно-методического центра. Внедрение методов преподавания и обучения, в том числе инновационных, разработки критериев качества знаний студентов осуществляется методистами данного отдела. Сотрудники данного отдела руководствуется нормативными, правовыми актами и иными документами МОН и МЗСР РК, Ученого совета, УМС университета, другими действующими нормативными документами в области организации учебной и учебно-методической работы. Также ими осуществляется методическое сопровождение учебного процесса согласно академическому календарю и учебным планам. КОПС разрабатывает компетентностно-ориентированную модель медицинского образования, контролирует процесс ее реализации, участвует в разработке КЭД, проводит экспертизу КИС. Для изучения и оценки образовательной программы преподавателями, кафедрами и другими подразделениями (СМК, деканат) проводится анкетирование обучающихся, ППС, выпускников, работодателей. Регулярность пересмотра ОП, процедура рецензирования и утверждения осуществляется в виде алгоритма разработки модульной образовательной программы специальности.
2.7.2 Демократичность и транспарентность являются основными принципами образовательной политики ВУЗа. В разработке, реализации и оценке образовательной политики специальности «Общая медицина» принимают участие все стороны, заинтересованные в образовательном процессе. Это не только уполномоченный орган в области медицинского образования, но и непосредственные участники процесса образования – студенты, преподаватели, администрация ВУЗа, а также представители практического здравоохранения. Образовательные программы обсуждаются и утверждаются на заседаниях комитета образовательных программ по соответствующим специальностям (КОПС) и учебно-методического совета (УМС).
Состав всех структурных подразделений АО «МУА», обеспечивающих образовательный процесс и осуществляющих учебно-методическую работу, представлен преподавателями университета, что обеспечивает их участие в управлении и непосредственной реализации образовательных программ. В состав Ученого совета, УМС, КОПС, Совета факультета введены представители из контингента обучающихся.
2.7.3 Структурным подразделением в АО «МУА», ответственным за внедрение инновационных технологий в образовательную программу является отдел инновационных технологий и мониторинга качества обучения. Данный отдел проводит подготовку ППС новым методикам на обучающих модулях, мастер-классах, семинарах. Планирование и внедрение инновационных технологий осуществляется подразделениями, участвующими в организации образовательного процесса. Комиссией по инновационным методам обучения рассматриваются документы по внедрению инновационных методик с выдачей соответствующего акта.
2.7.4 Представительство организаций здравоохранения осуществляется участием главных врачей, главных специалистов областного управления здравоохранения в работе Ученого совета, УМС, КОПС, ГАК по итоговой аттестации выпускников и интернов. В состав КОПС входят представитель практического здравоохранения (1 человек). В состав УМС входит представители областного управления здравоохранения (3 человека). В состав УС входят представитель практического здравоохранения (1 человек). В состав ГАК входят представитель практического здравоохранения (1 человек).