Часть 3. Внешние и внутренние «части»




Практика показывает, что действия благодати после крещения весьма различны по степени своего проявления. Кто-то чувствует просто душевный покой, кто-то – более глубокий покой, а вместе с ним светлую и сильную радость, у кого-то глубина благодатных переживаний такова, что он готов тут же пойти на смерть за Христа.

Не знаю, как классифицирует это различие в степени благодатных воздействий католическая схоластика (может, там есть и специальные термины для обозначения каждой степени, а может, она и не классифицирует это вовсе), но, с точки зрения православной аскетики, это различие объясняется тем, что благодать может оказывать воздействие на внешние или внутренние «части» человеческих ума и сердца.

С точки зрения православной антропологии (не просто антропологии, а именно аскетической – наиболее глубокой – антропологии, которую можно найти у аскетических писателей – Макария Великого, Диадоха Фотикийского, Григория Паламы, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника), наш «внутренний человек» имеет довольно-таки сложную структуру: кроме различий духа и души, ума и сердца, ума и рассудка, в нём следует различать ещё внешние и внутренние «части» или «стороны», т.е. более грубые и более утончённые, поверхностные и внутренние.

Так, преп. Макарий Великий говорит о глубочайших тайниках души (Беседа 41. § 1 // Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002. С. 438), обозначая этим внутренние «части».Их же он называет ещё глубиной и дном ума, замечая при этом, что эти глубины есть главнейшие члены души (Слово 5. О возвышении ума. Гл. 21 // Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные Беседы, Послание и Слова. М., 1998. С. 416).Св. Григорий Нисский называет эти внутренние «части» тонким и световидным в составе душевной природы (Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 23). Блаж. Диадох Фотикийский, с одной стороны, говорит о глубинах ума, а с другой стороны, – о внешних частях сердца (Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 77, 78, 88 // Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 53, 55, 64).Св. Григорий Палама говорит о том, что в душе есть некая телесная или телеснообразная часть (Триады в защиту священнобезмолствующих. Триада 2. Ч. 3. § 59 // Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1996. С. 246), обозначая этим внешнюю «часть» души.Св. Игнатий Брянчанинов говорит о поверхности души, которую он противопоставляет глубинам сердца (Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Статья 1. Ге // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 5. М., 2003. С. 349). А св. Феофан Затворник, вообще, даёт подробнейшее описание структуры «внутреннего человека», в которой он видит различные ярусы или уровни – духовный, душевно-духовный, душевный, душевно-телесный (Св. Феофан Затворник,. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Л., 1991. С. 37-42).

Степень воздействия на человека божественной благодати зависит не от «вида» или «качества» благодати (которую иногда схоластически разделяют на «призывающую» и «спасающую»), а от того, на какую «часть» человеческой души она воздействует – внешнюю или внутреннюю, поверхностную или глубокую. Когда благодать затрагивает своим действием поверхностные «слои» души, то и ощущения у человека бывают умеренными; когда же её действие проникает глубже, то, соответственно, и переживания человека становятся более глубокими и сильными.

Св. Игнатий Брянчанинов писал одному своему духовному сыну: «Милость Божия посетила тебя в день приобщения Святых Христовых Таин. Это было истинное утешение, утешение начальное, объемлющее поверхность ума; дальнейшие утешения, которые тебя ожидают по благости Божией, будут гораздо глубже » (Письма святителя Игнатия к некоему иноку Леониду, озаглавленные: «к брату, занимающемуся умною молитвою». Письмо № 6, от 14 декабря 1847 г. // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 7. М., 2007. С. 502).

Глубокая искренняя вера, выражающаяся в глубоком покаянном чувстве, открывает для благодати самые глубины души. Более поверхностная вера позволяет благодати воздействовать только на душевную поверхность. В Ветхом Завете, кстати, как раз и было такое поверхностное воздействие благодати на праведников. Поэтому о воздействии Духа в Ветхом Завете говорится в таких выражениях, которые указывают именно на поверхностный характер воздействия. Например: «Дух Господень объял Гедеона» (Суд. 6:34); «Дух Божий облек Захарию» (2Пар. 24:20). Слова «объял» и «облек» – это перевод одного и того же еврейского слова, которое употребляется в книге Бытия, когда говорится: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Вообще в большинстве случаев это слово употребляется, когда говорится о надетой или надеваемой одежде.

В Ветхом Завете Дух словно бы облекает человека снаружи. В Новом Завете Он исполняет сердце изнутри. Причём употребляется такой образ выражения: «Взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет. 1:19). Здесь следующая мысль: сердце наполнено словно бы тьмой, и вот в этой тьме восходит звезда, т.е. как бы возникает откуда-то из самых глубин, из сердцевины человеческого существа.

Помнится, в фильме “SlaveOfDream” («Раб мечты»), снятом по мотивам истории из книги Бытия об Иосифе, актёр, играющий Иосифа, произнёс фразу о том, что, мол, Бог у меня в сердце, – меня сразу эта фраза резанула своей неестественностью. Ведь нигде в Ветхом Завете никто из праведников не говорил, что Бог пребывает в его сердце; не говорил этого о праведниках и никто из авторов священных книг. Говорится только, что Бог был с ним или со мной, но не во мне или в нём. Или так: «…была на мне рука Господа» (Иез. 40:1). А если и говорилось, что Дух Божий во мне, то только так: «…дух Божий в ноздрях моих» (Иов. 27:3); «ноздрями» здесь, надо полагать, обозначается именно поверхностная «часть» человеческого духа. Другое дело в Новом Завете, – там часто говорится о присутствии Бога в самом человеке, в его сердце.

Поэтому на вопрос – воздействует ли Дух Божий на человеческую душу вне Церкви Христовой? – следует ответить: да, конечно, ведь все ветхозаветные праведники находились вне Церкви Христовой, а Дух на них воздействовал при этом.

А на вопрос – зачем же тогда Христу надо было создавать Церковь, если Дух и без неё действовал в мире? – следует ответить: вне Церкви Дух действует поверхностно, затрагивая лишь внешние, поверхностные «части» или «стороны» души, глубинное же проникновение Духа в человека возможно только после крещения во Христа.

И, надо заметить, не всегда после крещения Дух действует в глубинах души. Именно об этом говорит пример самарян, крещённых Филиппом и не почувствовавших действия Духа. Иногда Его действие задерживается – в ожидании, когда крестившийся приобщится к ещё одному церковному таинству и, таким образом, глубже приобщится к жизни Церкви – Тела Христова. В случае с самарянами Дух ожидал, пока они не войдут в молитвенное общение с высшими представителями Церкви и те не возложат на них руки. В каких-то случаях Дух, возможно, ждёт ещё дольше…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: