В структуру специальности «Общая медицина» входят 21 кафедра клинического профиля, где работают более 300 преподавателей. Профессорско-преподавательский состав клинических кафедр помимо образовательной деятельности осуществляют лечебно-диагностическую и консультативную работу. На данных кафедрах работают высококвалифицированные специалисты, что наглядно демонстрируют данные, представленные в диаграмме 5.3.
Диаграмма 5.3. Категорийность ППС, задействованных в образовательной деятельности факультета «Общая медицина»
Большинство сотрудников клинических кафедр являются обладателями высшей и I-ой врачебной категории, и лишь 12% ППС состава имеют II врачебную категорию. На сегодняшний день категорийность ППС составляет 64%, остальные имеют допуск к лечебно-консультативной работе посредством сертификатов. Необходимо отметить, что клинические кафедры факультета расположены в 43-х лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) г.Астана, а также в крупных лечебных, диагностических центрах республиканского значения и медицинского холдинга. С указанными медицинскими учреждениями заключены договора.
Качественный состав ППС факультета также определяется численностью преподавателей с достаточно высоким научно-педагогическим стажем (таблица 5.4). Так, доля преподавателей со стажем работы более 5 лет составляет более 70% от общей численности профессорско-преподавательского состава.
Таблица 5.4. Численность ППС по должностям и стажу
№ п/п | Должность | Всего | Научно-педагогический стаж | |||||
до года | 1-5 лет | 6-10 лет | 11-15 лет | 16-20 лет | более 20 лет | |||
1. | Ассистент | |||||||
2. | Преподаватель | |||||||
3. | Ст.преподаватель | |||||||
4. | Доцент | - | - | |||||
5. | Профессор | - | - | |||||
6. | Зав.кафедрой | - | - | |||||
Всего |
|
Как видно из таблицы, на должность старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой принимаются лица с научно-педагогическим стажем работы более 5 лет. Необходимо отметить, что должность заведующего кафедрой, профессора, доцента занимают ППС со стажем работы свыше 20 лет. Необходимо отметить, что средний возраст преподавателей на протяжении многих лет остается стабильным, в возрастном промежутке 45-51 лет. Данный возраст относится к категории зрелого, с достаточным опытом работы в научно-педагогической сфере и с перспективой дальнейшего роста, обеспечивающих наличие достаточного резерва квалифицированных преподавателей. При этом доля ППС пенсионного возраста не превышает 12%.
В последние годы увеличилось число молодых специалистов, имеющих академическую степень «магистра» по медицине и по непрофильным дисциплинам (математика, информатика, физическое воспитание, экология, языки). Все преподаватели университета имеют базовое образование.
5.1.2. В университете разработана кадровая политика. Основными критериями по отбору кадров являются научные, педагогические и клинические достоинства претендентов. На факультете сформированы научно-исследовательские школы по хирургии, терапии, фармакологии, лучевой диагностики, анатомии и другим дисциплинам в состав каждой из них входят доктора и кандидаты наук, что способствует росту научного и профессионального уровня преподавательского состава.
|
Анализ данных по численности штатных ППС и совместителей показывает, что количество штатных ППС, работающих на полную педагогическую ставку выше 80%, что соответствует требованиям Закона РК «Об образовании», Правилам лицензирования и квалификационным требованиям, предъявляемых к образовательной деятельности (Постановление Правительства РК от 02.06.2007 г. № 452).
5.1.3. Университет гарантирует равные возможности приема на работу, для непрерывного профессионального развития, которые согласуются и способствуют достижению миссии и целей вуза. Развитие человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала является одним из важнейших направлений стратегического плана развития АО «МУА». ППС университета отличается высоким уровнем квалификации и компетентности.
Преподаватели Университета являются членами рабочих групп Министерства образования и науки РК по разработке ГОСО и типовых программ. Участие в развитии процессов оценки, анализа и постоянного улучшения программ, регламентированы в должностных инструкциях преподавателей. Основным документом, определяющим работу каждого преподавателя, является индивидуальный план. Индивидуальный план работы преподавателя составляется на основании Инструктивного письма № 2 «Об образовании учебной и методической работы на кафедрах высших учебных заведений Республики Казахстан». В структуру плана входят планируемая на текущий учебный год учебная (в часах), методическая, научная, лечебная, воспитательная деятельность, план повышения квалификации, отчет и рекомендации.
|
Индивидуальный план работы рассматривается на заседании кафедры, после чего утверждается заведующим кафедрой и деканом. Индивидуальные планы работы преподавателей ориентированы на возможно более полное использование их знаний и квалификации для подготовки высококвалифицированных специалистов, для совершенствования методики обучения, обеспечения учебного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями и документацией, выполнения актуальных научных исследований. Индивидуальный план работы преподавателя составляется на основе годового плана работы кафедры, деканата, деканата по делам молодежи, также при составлении индивидуального плана учитываются показатели и индикаторы стратегического плана развития образовательной программы, университета, показатели матрицы ответственности кафедры. ИПП утверждается заведующими кафедрами в начале учебного года, а планы заведующих кафедрами – деканами факультетов.
В университете проводится анализ качественного и количественного состава ППС. Ученые звания и степени имеют больше половины ППС, что говорит о высоком педагогическом и профессиональном уровне преподавателей. Количество докторов наук, кандидатов, докторов PhD, магистрантов отражено в таблице 5.5.
Таблица 5.5. Научный потенциал АО «МУА»
Учебный год | Количество штатных ППС | Доктор PhD | Доктора наук | Кандидаты наук | Магистры |
2011-2012 | |||||
2012-2013 | |||||
2013-2014 | |||||
2014-2015 | |||||
2015-2016 |
В таблицах 5.6 и 5.7 представлена информация по объему часов преподаваемых биометрических и клинических дисциплин, а также по числу студентов, вовлеченных в образовательный процесс. Как видно из данных таблиц на клинических кафедрах объем часов больше, чем на кафедрах медико-биологического профиля.
Таблица 5.6. Ответственности кафедр базовых биомедицинских дисциплин по преподаванию за академический год
2015-2016 учебный год | ||
Кафедры | Количество курсов (в академических часах), преподаваемых в год | Студенты ОМ |
Биохимия | 2к-162ч (аудиторных 108ч.) | |
Мол.биология и мед. генетика | 1к-162ч (аудиторных 108ч.) | |
Анатомия | 1к-108ч (аудиторных 72ч.); 2к-108ч (аудиторных 72ч.); 3к-108ч (аудиторных 72ч.); | |
Гистология | 2к-108ч (аудиторных 72ч.); 3к-108ч (аудиторных 72ч.); | |
Физиология | 2к-108ч (аудиторных 72ч.); 3к-108ч (аудиторных 72ч.); | |
Патологическая анатомия | 2к-108ч (аудиторных 72ч.); 3к-108ч (аудиторных 72ч.); | |
Патологическая физиология | 2к-108ч (аудиторных 72ч.); 3к-108ч (аудиторных 72ч.); | |
Фармакология | 2к-108ч (аудиторных 72ч.); 3к-108ч (аудиторных 72ч.); | |
Микробиология | 2к-216ч (аудиторных 144ч.); |
Таблица 5.7. Ответственности кафедр клинических дисциплин по преподаванию за академический год
2015-2016 учебный год | ||
Кафедры | Количество курсов (в академических часах), преподаваемых в год | Студенты ОМ |
Пропедевтика внутренних болезней | 3к-216ч (аудиторных 144ч.); | |
Внутренние болезни | 4к-405ч (аудиторных 270ч.); | |
Хирургия | 4к-405ч (аудиторных 270ч.); | |
Акушерство и гинекология | 4к-405ч (аудиторных 270ч.); | |
Педиатрия | 4к-405ч (аудиторных 270ч.); | |
Психиатрия | 5к-152ч (аудиторных 102ч.); | |
Общая врачебная практика | 5к-201ч (аудиторных 134ч.); | |
Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия | 5к-405ч (аудиторных 270ч.); | |
Травматология | 4к-51ч (аудиторных 34ч.); | |
Неврология | 5к-152ч (аудиторных 102ч.); | |
Онкология | 4к-54ч (аудиторных 36ч.); | |
Офтальмология, оториноларингология | 4к-102ч (аудиторных 68ч.); | |
Детская хирургия | 4к-51ч (аудиторных 34ч.); | |
Инфекционные болезни | 4к-54ч (аудиторных 36ч.); | |
Фтизиатрия | 4к-54ч (аудиторных 36ч.); |
5.1.4. При формировании кадров ППС учитываются достоинства претендентов, измеряемые уровнем квалификации, профессиональным опытом, результатами научно-исследовательской деятельности, опытом преподавания, признанием со стороны коллег и др. Приоритет отдается лицам, имеющим навыки научно-педагогической, научной, клинической деятельности и признающим миссию университета. Характеристика ППС АО «МУА» представлена в таблице 5.8.
Качество преподавания определяется несколькими требованиями: возможностью внести международный аспект в преподаваемые дисциплины; активными исследованиями или подготовкой кейсов; использованием современных технологий преподавания и т.д. На факультете «Общая медицина» учебный процесс на государственном и русском языках проводится на должном уровне, 90% преподавателей ведут занятия на государственном языке. Отмечается увеличение количества преподавателей, владеющих иностранным (английским) языком с уровнем необходимым для преподавательской деятельности.
Таблица 5.8. Характеристика ППС
№ | Показатели | Доктора наук, профессора | Кандидаты наук | Доктор PhD | Магистры | Ассистенты, преподаватели без уч.степени | всего |
Возраст: | |||||||
До 35 лет | 17/3 | ||||||
40-45 лет | 50/8 | ||||||
45-50 лет | 15/2 | 42/18 | |||||
50-60 лет | 29/14 | 77/33 | |||||
Свыше 60 лет | 44/38 | 37/27 | |||||
Всего: | 89/52 | 223/89 | |||||
Национальный состав: | |||||||
Казахи | 75/48 | 193/75 | |||||
Русские и др нац. | 14/4 | 30/14 | |||||
Всего: | 89/52 | 223/89 | |||||
Стаж: | |||||||
До 5 лет | 9/2 | ||||||
5-15 лет | 5/2 | 97/32 | |||||
Свыше 15 лет | 83/50 | 117/55 | |||||
Всего: | 89/52 | 223/89 |
Конкурс проводится в рамках реализации «Программы развития профессорско-преподавательского состава на 2012-2016 гг.», Стратегического плана развития АО «МУА» на 2011-2015 годы и способствует закреплению позиций в качестве ведущего Университета среди медицинских ВУЗ-ов Республики Казахстан. При приеме на работу нет ограничений в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности, языка. Коллектив университета многонациональный. На кураторских часах обсуждаются вопросы межнационального общения, отношения к религии.
5.1.5. Кадровая политика разработана с учетом критериев по отбору кадров, включая научные, педагогические и клинические достоинства претендентов, отношение к миссии университета на основе нормативных и директивных документов. На кафедрах созданы условия для проведения образовательного процесса: имеются инструменты, необходимое оборудование.
Методы мотивации ППС являются важным компонентом системы управления качеством, обеспечивающим её эффективность. Среди наиболее действенных методов мотивации преподавателей к повышению качества преподавания и научных исследований следует выделить систему денежных премий, материальной помощи преподавателям за публикации в наиболее рейтинговых научных журналах и участие в конференциях, конгрессах, съездах, симпозиумах. Наиболее эффективными методами мотивации молодых преподавателей являются специальные программы обучения новым педагогическим технологиям (на базе ОНПР, ведущих вузов и медицинских организациях страны и зарубежья), совместные исследования и организация публикаций молодых преподавателей с ведущими профессорами вуза, а также выделяемые молодым учёным материальные средства (в том числе, внебюджетных) для участия в конференциях, программах повышения квалификации и т.п.
Университет с 2011 года активно реализует программу академической мобильности обучающихся, ППС и сотрудников, которая делает возможным приобретение и внедрение передового международного опыта, расширение профессиональных, педагогических и клинических знаний и навыков, обсуждение, разработку и реализацию проектных идей, укрепление имиджа университета.
Действующая кадровая политика позволяет создать среду обучения для формирования профессиональной компетенции и всестороннего развития личности ППС, обеспечивающую подготовку конкурентоспособных специалистов на основе достижений медицинского образования, науки и практики, способных продолжить обучение на протяжении всей жизни и адаптироваться к изменяющимся условиям в системе здравоохранения.