Медиа-Мост на политической арене




Курсовая работа

Медиа-империя Владимира Гусинского

 

Выполнил(а):

Студентка I курса

Ann

 

 

Научный руководитель:

неизвестен

Новосибирск 2005

Содержание

Введение  
Глава 1 Новая российская журналистика  
1.1 Демократизация и гласность  
1.2 Идея «четвертой власти»  
1.3 Новая роль журналистики  
1.4 Приватизация СМИ  
Глава 2 «Медиа-Мост» В.Гусинского  
1.1 Первоначальное накопление капитала  
1.2 Издательство «Семь дней»  
1.3 Радиостанции холдинга  
1.4 НТВ  
1.5 Телевизионные проекты  
1.6 Различия медиа-империй Гусинского и Березовского  
Глава3 «Медиа-Мост» на политической арене  
1.1 Политическая позиция во время первого президентского срока Ельцина  
1.2 «Семибанкирщина»  
1.3 Неправильная ставка  
1.4 Приход к власти Путина  
1.5 Скандал с НТВ  
1.6 Законодательные нарушения  
Заключение  
Список литературы(очень лажовый)  

 

Введение

 

В данной работе значительное место занимают прежде всего политические проблемы, потому что именно политика, как показали события, определяет развитие современных российских средств массовой информации. В нашей стране вообще журналистика всегда была крайне политизирована и очень тесно связана с властью, что не могло не отразиться отрицательно на качестве и правдивости информации.

С началом перестройки, а затем и с развитием нового демократического государства ситуация безусловно сильно меняется, однако связь СМИ с политикой и властью продолжает существовать. Масс-медиа в условиях молодого нестабильного государства имеют огромный вес, но новые экономические реалии делают их зависимыми. А зависеть они могут либо от власти, либо от частных лиц.

История развития холдинга Владимира Гусинского «Медиа-Мост» подтверждает то, что частный капитал может содержать профессиональные и конкурентоспособные СМИ. Но он не только может содержать. СМИ сами могут приносить доход и быть самоокупаемыми. То есть на информации можно зарабатывать, это такой же бизнес, как, например, добыча нефти, и при этом активно развивающийся и перспективный.

Владимир Гусинский вовремя понял это и начал вкладывать деньги именно в эту отрасль. Вот почему в отличие от своего главного конкурента Бориса Березовского, он создал организованную структуру – «Медиа-Мост» и целиком ушел в медиа-бизнес.

Всем уже известно чем это закончилось для «Медиа-МОСТа». К сожалению журналистика и политика слишком часто пересекаются.

Так, проследив историю развития холдинга Гусинского можно выявить основные закономерности и этапы в отношениях СМИ и государства.

В первой главе работы описывается общая обстановка в нашей стране на рубеже 80-х – 90-х годов, потому что именно тогда закладывались основы новой журналистики и многие сегодняшние проблемы СМИ уходят корнями именно в то время.

Вторая глава посвящена представлению структуры «Медиа-Моста», средств массовой информации, принадлежавших холдингу, проектов.

В третьей главе рассказывается о политической истории холдинга и о скандале с НТВ, как ее завершении.

 

 

Глава 1

Новая российская журналистика

1.1

История новейшей российской журналистики начинается еще в советские времена, во второй половине 80-х годов. К руководству партией пришел М. Горбачев. По его инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. Это был безусловно позитивный шаг, начало нового политического курса. Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В переходный период им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политичес­кой ситуации.

Провозглашение демократизации и гласности открыло перед средствами массовой информации возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.

После 70 лет ограничений средства массовой информации за­говорили в полный голос. Они активно способствовали начавшимся преобразованиям, развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознатель­ных действий по слому административно-командной системы.

Гласность стала для средств массовой информации важнейшим рычагом борьбы за демократизацию жизни общества. Вместе с тем журналистика оставалась органической структурой однопар­тийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все еще незыблемой оставалась линия на централизацию партийного руководства средствами массовой информации, целью которой являлось обязательное проведение в жизнь директив КПСС. По-прежнему признавалась руководящая роли партии. Широко обнародованная гласность фактически не коснулась мно­гих сфер государственной и общественной жизни, в том числе взаимоотношений прессы и партийных органов. Таким образом деятельность советской журналистики во второй половине 80-х гг. стала особенно сложной. С одной стороны, она высту­пала обличителем всех пороков, рожденных административно-командной системой, с другой — выражала готовность критико­вать что укажут и как укажут. Хотя запретные темы в прошлом и снимались, но оставался тот предел, перешагнуть который озна­чало посягнуть на святая святых — на партию.

1.2

Курс на перестройку, демократизацию и гласность привел к отказу от традиционной однопартийности и переходу к новой —многопартийной — системе и под давлением масс в марте 1990 г. была изменена статья Конституции СССР, кото­рая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом.

Новая политика демократизации значительно уменьшала возможности по управлению прессой для ЦК и даже генерального секретаря, потому что в какой-то момент выяснилось, что запретить публикацию, уволить журналиста или, тем более, главного редактора невозможно, не поставив под угрозу саму политическую линию партии на демократические преобразования.

В конце восьмидесятых все более и более популярной в журналистских кругах становится концепция "четвертой власти". Согласно этой концепции, пресса является самостоятельным и независимым общественным институтом, который, параллельно с тремя ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной), участвует в управлении обществом, в том числе выполняя определенные функции в системе сдержек и противовесов.

Важнейшую роль в формировании этой идеологии сыграли публикации в прессе на тему Афганской войны. Когда в 1989 году войска были выведены из Афганистана, для многих журналистов это стало источником вдохновения. Конечно, война была непопулярна, но об этом было не принято говорить до тех пор, пока этой темой не занялись журналисты. Статус представителей народа, способных добиваться от власти тех или иных решений - реальное содержание концепции "четвертой власти" - трудно оценить, не представляя себя степень зависимости прессы от власти до Горбачева. Вообще же окончание Афганской войны стало важным этапом в переоценке советской системы, что способствовало политизации масс.

Важность концепции "четвертой власти" для журналистов состояла в том, что она помогала подвести идеологический фундамент под сложившееся положение вещей, то есть легитимизировать независимый статус средств массовой информации. Кроме того, эта концепция вносила некоторую определенность и в новые задачи средств массовой информации.

Однако модель "четвертой власти" в понимании советских журналистов имела особый смысл. В соответствии с имеющей глубокие исторические корни традицией масс-медиа они видели своей задачей не информирование публики или формирование достоверной картины реальности, а просвещение, агитацию и организацию масс во имя истинных ценностей и идеалов.

Поначалу, впрочем, это не имело большого значения. Открытие архивов, появление в газетах новых оценок советской истории, открытое обсуждение экономических проблем советского строя и появление первых радикальных авторов, бурная политическая жизнь - все это способствовало небывалому росту авторитета и популярности печатных средств массовой информации.

«Освобождение прессы стало началом интенсивных духовных поисков, в ходе которых общество искало новые идеалы и ценности, а журналисты - новую доктрину.» Результатом этих поисков стала радикализация взглядов в обществе и формирование рыночного фундаментализма и трансформационной утопии. Формулирование новой догмы и истая, беззаветная и бескомпромиссная ее проповедь позволили журналистам претендовать на положение духовных лидеров нации.

1.3

Заметно возросшая самостоятельность прессы проявила себя в период политических кампаний по выборам в Верховный Со­вет 1989 г. и республиканские и местные Советы в 1990 г. Впер­вые за все годы советской власти в политических кампаниях участвовала печать, представлявшая различные политические партии и объединения. Это были первые в стране свободные выборы, позволившие массам проявить невиданную и подлин­ную политическую активность. Свобода волеизъявления, воз­можность плюрализма и право каждой партии отстаивать своего кандидата в депутаты наделили многопартийную советскую журналистику новыми качествами. Она преодолела негативные тенденции и догмы административно-командной системы, стре­мясь поднять свой авторитет и влияние в массах.

Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России воз­никла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образова­ния на новой основе Содружества Независимых Государств ра­дикальным образом изменилась не только политическая карта огромной евроазиатской страны, но и иной стала структура российской журналистики.

Все эти процессы способствовали переосмыслению положе­ния прессы в обществе, вызвали к жизни новые приемы и мето­ды ее работы, побудили к переосмыслению тех, которые она ис­пользовала десятилетиями. Обретая новые качества, журналис­тика в условиях национального возрождения проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальней­шей демократизации жизни страны.

Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности изме­нили общественно-политическую жизнь страны, сделали реаль­ностью функционирование новых политических партий и их прессы. Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР» оказал заметное воздействие на развитие многопартийной журналистики в Российской Федерации. Указ предоставил права и дал гарантии беспрепятственному выпуску и распространению по стране изданий, выражавших взгляды различных политических направлений, не противоречащих кон­ституционным нормам.

Провозглашение суверенитета России привело к бурному развитию всех сторон жизни общества. В этот период происходит создание Российской телерадиокомпании. Широкие возможности выбора различных телепрограмм не только индивидуализировало его возможности, но и все больше превращало телевидение в средство массово­го воздействия.

1.4

Негласная приватизация средств массовой информации произошла еще при Горбачеве, когда партийный контроль за прессой ослаб, а позже - сошел на нет. Учредителями редакций стали разнообразные законодательные органы, частные предприятия и трудовые коллективы редакций. Но если учесть, что в законе о средствах массовой информации, принятом в 1990 году для урегулирования деятельности СМИ, права учредителя по отношению к редакции строго регламентировались (а понятие собственника и вовсе отсутствовало), то станет ясно, что к тому времени редакции уже были вполне самостоятельными. Позже многие издания вообще отказались от учредителей в пользу редакции или трудового коллектива (которые, согласно закону, могли выступать в этом качестве).

Период с 1990 по начало 1992 года - «золотой век» российской печати. Это также период «первой приватизации»СМИ. При содействии власти некоторые издания получают в собственность или долгосрочную аренду по льготным тарифам помещения, в которых размещается редакция. Разделяя и отражая общественный подъем реформаторских 80-х и 90-х годов, средства массовой информации становятся естественными союзниками восходящей звезды российской политики Бориса Ельцина. В условиях непрекращающейся политической борьбы и краха всех традиционных социальных институтов масс-медиа в начале девяностых по сути закрепляют тот статус, который они получили еще в конце восьмидесятых: единственной опоры власти.

На протяжении последних лет правления Горбачева и в первые годы правления Ельцина пресса была действительно независимым институтом и обладала, на фоне слабости политической власти и хаоса в экономике, огромной властью.

Альянс власти с «демократическими» СМИ (под которыми следует понимать традиционные советские издания, поддержавшие Бориса Ельцина) в разгар экономического кризиса 1992 года стал еще более тесным благодаря развитию системы субсидий и экономической помощи изданиям. Когда в феврале 1992 года несколько дней подряд не вышли «Труд» и «Комсомольская правда», президент подписал указ, восстановивший фиксированные цены на бумагу. Государство взяло на себя обязанность возмещать часть производственных расходов изданиям с наибольшими тиражами (выбор которых оставался за министерством печати и массовой информации). Кроме того, и это было единственное «рыночное» положение указа, в нем давались распоряжения о начале процесса приватизации сети распространения печатных изданий.

Помощь независимым демократическим изданиям государства была безусловно логична и оправдана, однако странно после этого звучало слово «независимость».

Глава2

«Медиа-Мост» В. Гусинского

1.1

В ходе политических потрясений на рубеже 80-х – 90-х стало ясно, что СМИ обладают реальной силой. Они способны влиять на людей, на их мнение; могут управлять поведением, направлять сознание масс в ту или иную сторону. Показательными в этом плане стали выборы. Учитывая высокую степень политизированности общества в то время, журналистика, прежде всего, активно вторглась в политические процессы, сферу до недавнего времени закрытую.

90-е годы – период бурных экономических реформ и преобразований. Проходила широкая приватизация, «разгосударствление», которое должно было приводить широкие массы в собственников и предпринимателей. Совершился переход к рынку, в условиях которого приобретает важность конкуренция.

Эпоха 80-х с несколько романтичным представлением о будущем сменяется реальной ситуацией начала 90-х. Становиться понятным, что СМИ существуют в настоящей экономической ситуации и зависимы от нее.

Первым опытом создания системы СМИ, открыто объявивших о своих «тесных отношениях» с крупной финансовой структурой, стало формирование информационной системы, находящейся под контролем группы МОСТ. В 1993 году на деньги МОСТа была основана первая негосударственная телекомпания НТВ. Также в состав «информационной империи» МОСТа были включены приобретенные им радиостанция «Эхо Москвы» и еженедельник «Семь дней», а также основанные непосредственно МОСТом газета «Сегодня» и журнал «Итоги».

В медиа-бизнес В. Гусинский пришел далеко не сразу. В 1988 году Гусинский основал кооператив «Инфэкс», который занимался финансовыми и правовыми консультациями, а также политическим анализом по заказу клиентов - в основном иностранных. В 1989 году «Инфэкс» и американская юридическая фирма «Арнольд и Портер» создали совместное предприятие "Мост", зарегистрированное 24 мая 1989 г. В СП «Мост» «Инфэксу» принадлежала половина уставного капитала. В октябре 1989 года был создан "Мост-банк", а в 1992 году - холдинг АО "Группа "Мост", в структуре которого никаких иностранных участников уже не было.

В 1997 году была создана компания ЗАО «Медиа-Мост», которой были переданы пакеты акций и доли участия в средствах массовой информации, ранее принадлежавшие «Группе «МОСТ». Генеральным директором ЗАО «Медиа-Мост» стал Владимир Гусинский, который сложил с себя полномочия президента КБ "Мост-Банк" и генерального директора «Группы «МОСТ».

Проводя данную реорганизацию, Владимир Гусинский и его партнеры руководствовались, как сказано в их заявлении для печати, стремлением избежать возможного в рамках конгломерата компаний конфликта интересов между средствами массовой информации и другими его частями, занятыми в сферах деятельности, которые могут становиться объектом освещения СМИ, убежденностью в том, что рынок средств массовой информации является одной из наиболее перспективных частей формирующегося российского рынка и стремлением создать специализированную структуру для масштабной работы в области средств массовой информации, а также развития национального телевизионного и кинопроизводства.

1.2

Первоначально общее руководство информационными проектами МОСТа осуществлялось из единого центра, которым руководили Гусинский и президент ТОО «Группа «МОСТ» Сергей Зверев, однако внешне построение «империи» выглядело децентрализованным. В ходе объединения всех информационных структур в единую компанию «Медиа-МОСТ», существовавшая всегда централизация приобрела официальный характер.

Все печатные СМИ «МОСТа» вошли в издательство «Семь Дней», которое было создано в 1995 году и за время своего существования стало одним из лидеров российского рынка печати.

«Семь дней» издавали еженедельный журнал «Итоги», еженедельник «Семь Дней ТВ-Программа», ежемесячный журнал «Караван историй».
«Итоги» - являлись авторитетным аналитическим изданием, публикующим материалы на общественно-политические темы - совместное издание с американским журналом «Ньюсуик». Появившийся на свет в начале 1996 года, этот журнал сделал самую серьезную заявку на пустовавшую на тот момент нишу общеполитического еженедельника и обошел по популярности схожий по жанру журнал «Огонек». В 1997 Союз журналистов России назвал журнал «Итоги» самым влиятельным еженедельником. 1998 год принес «Итогам» победу на ежегодном Всероссийском конкурсе профессиональной фотографии «Лучшая фотография года». В 1999 году журнал победил в номинации «За лучший русский язык в издании» Гильдии издателей периодической печати.
Журнал «Итоги» распространялся в Москве и Подмосковье, крупнейших городах России, практически во всех европейских странах, в США и странах СНГ. По данным «TNS Gallup Media» журнал занимал лидирующую позицию в рейтинге общественно-политических еженедельников.

Еженедельник «Семь дней ТВ-Программа» - красочный, богато иллюстрированный развлекательный еженедельник для всей семьи. Среди его публикаций были материалы о жизни звезд кино, театра и шоу-бизнеса, интервью с известными людьми, репортажи с наиболее заметных светских событий, новинки моды и предсказания астрологов.
Согласно данным «TNS Gallup Media» еженедельник «Семь Дней ТВ-Программа» являлся самым популярным развлекательным изданием с самым высоким рейтингом. За счет сравнительной дешевизны и простоты подачи материала он определил по популярности своего основного конкурента – «ТВ-парк».

Ежемесячный журнал «Караван историй» - красочное издание, в котором публикуются материалы о ярких личностях, захватывающих приключениях и самых неординарных событиях века. «Караван историй» начал выходить в марте 1998 года и стал одним из хитов на издательском рынке: всего за полгода журнал поднялся на одну из верхних строчек в рейтинговой таблице женских журналов.

Но первым печатным изданием, контролируемых МОСТом, была газета «Сегодня», основанная в 1993г. В эту газету перешла группа журналистов из «Независимой газеты», которым удалось сделать ее «престижной», но неспособной достичь массового тиража. «Сегодня» никогда не выходила заявленным тиражом в 100 тыс. экземпляров, хотя эта цифра и указывалась вплоть до 1996 года в целях поддержания престижа. Эта газета была единственным проектом Гусинского невыгодным в коммерческом плане.

1.3

Также группе «Медиа-Мост» принадлежал ряд радиостанций.

В 1992 году начала вещать «Деловая волна». По мысли создателей станции она должна была стать знаменем менеджеров, бизнесменов, банкиров — словом, всех, кто рискнул окунуться в малоизвестную (на тот момент) сферу предпринимательства.

Вещание поначалу велось в диапазоне средних волн, а также тематическом диапазоне, рассчитанном на людей, которые интересуются деловой информацией. В 1994 году «Деловая волна» перешла в FM-диапазон, то есть стала доступней и удобней для широкой публики. Как следствие, стало увеличиваться число поклонников радиостанции.

Популярность «Деловой волны» постоянно росла и в конце 90-х радиостанция была приобретена группой «Медиа-Мост»

«Спорт-FM» вышедшее в эфир 1 сентября 1999, являлось единственным специализированным спортивным радио в России. Оно сразу обошло своего основного конкурента «Радио-Спорт». Проработав год, «Спорт-FM» на церемонии вручения Национальной премии имени Попова было названо «лучшим спортивным радио».

Но безусловно самой главной, известной и авторитетной была радиостанция «Эхо Москвы». Доверие у слушателей «Эхо» завоевало уже давно. 9 августа 1990 года оно было зарегистрировано и уже в конце месяца состоялся первый эфир. В том же году был организован радиомост с «Голосом Америки» (участвовали мэр Нью-Йорка Диккинс и вице-мэр Москвы Юрий Лужков). Известность «Эхо Москвы» приобрело после освещения событий в Вильнюсе.

В ночь на 13 января 1991 г. Была получена информация, что советские войска начали в городе активные действия. Собралось рабочее совещание, принявшее решение включить передатчик раньше времени. Весь день в прямом эфире по телефону передавалась информация из Литвы, в то время как государственные радиостанции молчали о событиях в Вильнюсе. Это стало первым серьезным шагом не пути к информационному радио.

Спустя некоторое время в 1992-93 годах был осуществлен переход на концепцию профессионального разговорного радиовещания. В 1996 г. было введено непрерывное информационное вещание в качестве основы программной политики.

В 1998г. «Эхо Москвы» вошло в холдинг «Медиа-Мост». Кроме того, что эта радиостанция одна из крупнейших в России, она была привлекательна в финансовом отношении также за счет количества рекламы. «Эхо Москвы» сохраняло высокий авторитет и по праву считалась одной из наиболее информированных радиостанций в России, что делало «Эхо» мощным политическим оружием. Хотя на протяжении отношений между «Медиа-МОСТом» и радиостанцией, последней удавалось сохранить независимость.

1.4

НТВ безусловно являлось главным проектом «Медиа-МОСТа», наиболее выгодным как с политической, так и с коммерческой точки зрения.

Телекомпания НТВ начала свое вещание 10 октября 1993 года на петербургском 5-м канале телевидения. Вещание началось с выпуска информационно-аналитической программы «Итоги» Евгения Киселева. 23 ноября 1993 года президент России Борис Ельцин подписывает указ о трансляции программ НТВ по восьмому московскому частотному каналу (4-я программа).

17 января 1994 года в 18:00 НТВ впервые выходит в эфир на 4-м общероссийском канале. На НТВ это событие отмечают как день рождения телекомпании.

C начала июня 1996 года в состав акционеров телекомпании НТВ входит РАО "Газпром".

11 ноября 1996 года НТВ начинает вещание на 4-м канале в полном объеме с раннего утра до поздней ночи. 1 января 1997 года началось вещание для русскоязычного населения Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

В декабре 1997 года телекомпания НТВ вошла в созданное в рамках ЗАО «Медиа-Мост» ЗАО «НТВ-Холдинг».

По данным на 2001г. на НТВ работало около 1200 человек.

Телекомпания НТВ имела статус общефедерального канала. Сигнал НТВ охватывал практически всю Россию, Белоруссию, Украину, Казахстан, Азербайджан и страны Балтии. С 1999 года программы НТВ можно стало смотреть в США. А ежедневное вещание НТВ составляло около 20 часов.

С сентября 1998 года НТВ первой из российских телекомпаний перешла на систему автоматизированного вещания. Это многоканальная система, в которой все орбиты контролируются единой компьютерной программой, позволяющей при существующей временной разнице, к примеру, жителям Дальнего Востока и Сибири, несмотря на десятичасовую разницу во времени, смотреть программы НТВ в удобное для них время. НТВ создало свою собственную корреспондентскую сеть в стране и мире. В сентябре 1995 года был открыт корпункт в Берлине, в январе того же года - в Вашингтоне, позднее - в Лондоне, Тель-Авиве, Париже и Риге. Компания имела корреспондентские пункты по всей России – в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Кемерове, Ставрополе, Сыктывкаре и Владивостоке, а также в странах СНГ и Балтии. Кроме этого, НТВ получало материалы от корреспондентов из 74 российских городов. Аудитория НТВ насчитывала около 110 миллионов человек. (2001г.)

Среди зрителей НТВ:

до 16 лет - 6%

от 16 до 39 - 27%

от 40 до 54 - 28%

от 55 и старше - 38%.

Профессионализм, талант, соответствие имиджу канала и рейтинг были заявлены как основные критерии при создании новых проектов. В результате сформировалось понимание того, что НТВ - это не только новости, но и передачи "Глас народа", "Путешествие натуралиста", "Без рецепта", "Большие родители", "Независимое расследование", "Полундра", "Интересное кино", "Служба спасения", "В нашу гавань заходили корабли".

На 2001г. на канале:

информация занимает 26%

кино - 37%

программы - 25%

реклама - 9-11%

межпрограммное пространство - 3%.

 

22 июня 2000 года был создан общественный совет НТВ, который возглавил Михаил Горбачев. В состав совета вошли известные политики, общественные деятели, представители науки и культуры.

2 апреля 2001 года на собрании журналистского коллектива НТВ генеральный директор ОАО «Телекомпания НТВ» Евгений Киселев был избран главным редактором телекомпании. Тогда же состоялся Совет директоров НТВ. На нем был утвержден устав редакции телекомпании в качестве электронного СМИ. Устав определял порядок выборов главного редактора. В соответствии с этим документом на общем собрании журналистского коллектива главным редактором был избран Киселев. Принципиальным в данной ситуации является то, что главного редактора телекомпании избирают журналисты, а не акционеры.

1.5

Наряду с телекомпанией НТВ, в «НТВ-холдинг» входил ряд компаний.

«НТВ-Интернейшенл» - дочерняя компания, создана с целью вещания НТВ за рубежом.

«НТВ-кино» занималась закупками кино для всех телекомпаний холдинга

«НТВ-профит» - продюсерская и кино-видео-производящая компания

«НТВ-дизайн» - занималась оформлением программ всех телекомпаний

холдинга

Еще один крупный коммерческий проект холдинга - система непосредственного спутникового вещания "НТВ-плюс", которая начала действовать в конце 1996-го. В декабре 1998 года с американского мыса Канаверел был запущен первый российский частный спутник "Бонум1", который позволил принимать 24 телеканала.

Вопреки прогнозам после финансового кризиса, расширялась региональная сеть ТНТ, являвшаяся последним проектом "Мост-Медиа" в области эфирного телевещания. В июле 1999 года потенциальная аудитория ТНТ составляла около 53 миллионов зрителей. Именно телесеть ТНТ впервые в России на практике осваивала мультимедийные технологии и проводила эксперимент по "слиянию" ТВ и Интернета с помощью интерактивного телевидения WebChoiceTV для регионального зрителя. Телесеть была ориентирована на интересы регионального зрителя и содержала в основном развлекательные программы. Предложив части региональных компаний более выгодные условия, чем другие московские каналы, ТНТ удалось одним рывком оказаться в числе лидеров на российском региональном рынке. В результате экспансии ТНТ сильный удар был нанесен по сетям СТС и Ren-ТВ/НВС.

Выше перечисленные СМИ являлись основными в составе «Медиа-МОСТа», хотя это не полный список принадлежащих холдингу компаний. Кроме того, существовали проекты, которые медиа-группа Гусинского только субсидировала - «Общая газета», «Новая газета». Также не берется во внимание заграничная собственность «МОСТа» (вообще официальные лица "Медиа-Моста" заявляли об "интернациональных" интересах холдинга не однажды), например в 1998г. Гусинский приобрел контрольный пакет акций второй по тиражу израильской газеты "Маарив".

1.6

Своим примером Гусинский доказал возможность создания информационной "империи" на основах централизации. Выделение в отдельный холдинг всех медиа-проектов позволило обеспечить полную управляемость как коммерческой стороной дела, так и политической "начинкой" изданий. Не случайно в информационной записке "О положении в СМИ", выдержки из которой со ссылкой на аналитические службы "Белого дома" опубликовали "Московские новости" (N38, 21-28 сент. 1997г.), сделан вывод о "практически полном" влиянии холдинга "Медиа-МОСТ" на подконтрольные издания.

Основным конкурентом «МОСТа» являлся холдинг Березовского. Группы обоих магнатов были названы «империями», но между ними есть значительное отличие, состоящее в мотивации. Для Гусинского, как и для Мердока, участие в политических интригах было важно потому, что оно позволяло развивать в первую очередь медиа-бизнес (политические интриги Березовского, как правило, были ориентированы на бизнес в других отраслях экономики). Если с властью можно было заключить сделку, используя при этом в качестве инструмента СМИ, то Гусинский шел на это, но только при условии, что это приблизит его к цели - господству на медиа-рынке России и затем - глобальной экспансии.

Для Березовского медиа-бизнес являлся средством. Его интересовали другие экономические сферы. А через собственные средства массовой информации можно было влиять на ситуацию, продвигать свои интересы. Для Бориса Березовского успех СМИ на рынке влияния имел огромное значение, так как являлся фундаментом прежде всего его политической и деловой карьеры.

Гусинский же понял, что медиа-бизнес ценен сам по себе. СМИ также являются сектором экономики и должны самоокупаться и приносить доход. Это было пока еще плохо понятно для страны жившей почти 70 лет при тоталитарном режиме, где журналистике отводилась совершенно определенная роль, а газеты, радиостанции и телевидение целиком принадлежали государству. Но нельзя было не замечать как быстро развивается эта сфера. На пороге 21 века потребность населения в информации была высока и продолжала расти, что являлось верным залогом успеха. Вот почему в конце 90х Владимир Гусинский полностью переходит в медиа-бизнес.

 

Глава3

Медиа-Мост на политической арене

1.1
Информационные достижения МОСТа были бы невозможны без наличия у него связей в высших эшелонах власти. В 1987 г. началось тесное сотрудничество Владимира Гусинского с Юрием Лужковым, который в то время занимая пост заместителя председателя Мосгорисполкома, отвечал за развитие кооперации в Москве. Молодой, энергичный предприниматель, привлек внимание будущего мэра. Совместное предприятие "МОСТ" было создано в 1989г. На базе этой компании в 1989 г. возник и акционерный коммерческий "МОСТ-банк", президентом которого также стал Гусинский. А в 1992 г. уже был образован холдинг АО группа "МОСТ", в котором объединились 42 предприятия, подконтрольных Гусинскому.
Благодаря "особым" отношениям с московскими властями "МОСТ" успешно внедрился в строительный бизнес, а также занялся производством стройматериалов, операциями с

недвижимостью и т.д. Как указывалось в СМИ, группе "МОСТ" доставалась самая престижная московская недвижимость, которая оценивалась по остаточной стоимости. Так, в 1992 г. "МОСТу" были переданы на правах собственности 7 зданий общей площадью 70 298 кв. м. Это позволило группе активно заняться риэлторской деятельностью.

В то время МОСТ-банк активно развивался, поскольку Владимир Гусинский находился в хороших отношениях с министром финансов Борисом Федоровым. Он сделал банк Гусинского уполномоченным банком правительства РФ и агентом по продаже "золотых" сертификатов Минфина. Тогда же "МОСТ" получил и триллионный кредит госкомпании "Росвооружение", одного из своих клиентов. В это же время Гусинский обращает внимание на журналистику. Создается газета «Сегодня», по словам Михаила Леонтьева (первого заместителя главного редактора) как "газета влияния", прибыли от нее не предполагалось. Насколько известно, Гусинский относился к такому подходу довольно критически. Хорошо понимая ценность "влияния", он хотел вкладывать деньги в средства массовой информации и для получения прибыли. И, обильно финансируя "Сегодня", стал создавать другие СМИ.

В начале 1993 г. была создана телекомпания НТВ. Деньги в нее вложили банки "Столичный" и "Национальный кредит", а также Национальный фонд спорта. НФС возглавлял тогда Шамиль Тарпищев, друг Коржакова и приятель Ельцина. Благодаря этим связям фонд получил ряд таможенных льгот. Главная из них - разрешение на беспошлинный ввоз в Россию табака и спиртных напитков. Эти гигантские прибыли и вкладывались поначалу в развитие НТВ. В октябре 1993 г. НТВ начало вещание. Почти год все шло нормально. Затем между Гусинским и Тарпищевым начались разногласия. Александр Коржаков пишет об этом так: "Когда образовалось НТВ, Березовский потратил массу сил, чтобы канал закрыли. Мы же с Илюшиным, наоборот, помогали создавать НТВ. Я, например, старался из-за Тарпищева - Шамиль мечтал, чтобы НТВ хотя бы несколько часов посвящало спорту. Гусинский же, быстро оценив прелести собственного телеканала, вытеснил всех "посторонних" из состава учредителей, в том числе и Спорткомитет". Истинные причины разрыва между Гусинским и Тарпищевым гораздо сложнее.

Бывший глава службы безопасности президента РФ во всех начавшихся тогда неприятностях Гусинского обвиняет Бориса Березовского. По его словам, именно Березовский через Татьяну Дьяченко создал в глазах Ельцина негативный образ "Гуся".

2 декабря 1994 г. он организовал известную операцию по "укладыванию мордой в снег" сотрудников службы безопасности Гусинского у здания московской мэрии на Новом Арбате. Заступился тогда за Гусинского глава управления ФСК по Москве и Московской области Евгений Савостьянов. В свое время он работал в аппарате знаменитой Межрегиональной депутатской группы и был в прекрасных отношениях с Гавриилом Поповым. И, соответственно, с вице-мэром Москвы Юрием Лужковым.
За помощь Гусинскому Савостьянов был снят. А глава "МОСТа" на пять месяцев "эмигрировал" в Лондон.

Меньше чем за год до этого главный офис "МОСТа" разместился в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: