Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

 

 

Кафедра истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

Направление подготовки___ 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника______________бакалавр______________________________

 

Москва, 2010

 

Составители:

 

 

 

Рабочая программа включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины и диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины, а также материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины «история».

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории, протокол

№ 3 от «5 октября » 2010 г.

 

Заведующий кафедрой ________________ Мунчаев Ш.М.

истории

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Содержание

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 4

Цель дисциплины 4

Учебные задачи дисциплины 4

Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4

Требования к результатам освоения содержания дисциплины 4

Формы контроля 5

II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ7

Темы и краткое содержание 9

Обеспечение содержания дисциплины 23

III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 32

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ32

Рекомендуемая литература 32

Рекомендуемые интернет-ресурсы 37

Рекомендуемы обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие программы, используемые при изучении дисциплины 37

Материально-техническое обеспечение дисциплины

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА 38

Вопросы к экзамену 37

Примеры тестов для контроля знаний 40

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ70.

 

 

I. Организационно-методический раздел

Цель курса. Дать понимание основных закономерностей и особенностей исторического процесса, основных этапов и содержания всемирной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения.

Задачи курса:

Дисциплина «История мировых цивилизаций» ставит следующие за-

дачи:

- сформировать целостное представление об истории человеческого общества, о месте в ней мировых цивилизаций.

 

раскрыть сущность формационного и цивилизационного подходов.

- определять специфику и особенности локальных цивилизаций;

- путём сопоставления и сравнения между разными цивилизациями, выявить особенности в их историческом развитии;

- развивать у студентов умение анализировать события прошлого и

настоящего, определять свое отношение к ним;

- вырабатывать у учащихся уважительное и объективное отношение к истории своего и других народов.

- заложить у студентов общую интеллектуальную базу для системного, творческого, активного восприятия истории человечества.

Методы преподавания дисциплины: лекции; семинары, письменные или устные домашние задания; аналитические задания; обсуждение подготовленных студентами эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов

.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «история» относится к циклу Б 1 ООП. Она логически связана с другой дисциплиной данного цикла- философией, т.к. в процессе изучения истории формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Курс истории предшествует изучению философии и формирует у студента основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и формирует гражданскую позицию,

Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов мировой и российской истории. Эти входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие исторической ситуации на будущее.

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса истории студент овладевает следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 - знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

ОК-2 - знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

ОК-3 - способен занимать активную гражданскую позицию;

ОК-4- умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы;

ОК-5 - владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-6 - умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и

письменную речь;

ОК-13- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ОК-17- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-18- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и

корпоративных информационных системах

Бакалавр должен:

знать:

- закономерности и этапы исторического процесса (ОК-2, ОК-4)

-основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; основные события и процессы всеобщей истории; (ОК-2, ОК-4)

- историю мировой культуры и её место в истории цивилизаций. (ОК-1)

уметь:

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, выявлять проблемы, причинно-следственные связи, закономерности и главные тенденции развития исторического процесса (ОК-2, ОК-4, ОК-13)

- определять свою гражданскую позицию, демонстрировать уважение к историческому наследию и культурным традициям (ОК- 1, ОК-3)

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6;

владеть:

-навыками анализа исторических фактов и использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации (ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-13)

- основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17, ОК-18)

 

Формы контроля освоения студентами дисциплины:

а) Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

· микроконтрольные работы;

· контрольные работы;

· письменные домашние задания;

· подготовка докладов, рефератов, выступлений

· написание эссе,

· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

б) Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет:

· в форме собеседования;

· в форме тестирования (в том числе компьютерного);

· в письменной форме;

· в комбинированной форме;

экзамен:

· в устной форме;

· в письменной форме

 

 

Результаты текущего и итогового контроля формируют рейтинговую оценку работы студента.

 

Пример формирования итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента

Форма контроля Максимальное количество баллов
Посещаемость 2,0
Контрольные и домашние работы модуля 2,0
Индивидуальный проект (творческий рейтинг) 1,0
Работа на занятиях 1,0
Экзамен (зачет) 4,0
ИТОГО 10,0

 

Формирование рейтинга до экзамена осуществляется следующим образом:

1. Оценка выполненных домашних работ (каждая домашняя работа может быть оценена по 0,25 балла из расчета 2 балла рейтинговой оценки на 8 домашних работ)

ФИО студента Номера домашних работ и доля их выполнения Итого Балл
               
Требуемый объем выполнения (кол-во заданий)                   2,0
1. Иванов П.Я. 4/6 4/4 5/5 4/5 4/4 5/6 5/8 2/4 6,425 1,61
2. Петров В.Л. 3/6 2/4 5/5 3/5 4/4 2/6 7/8 3/4 5,558 1,39
3. Семенов А.И. 6/6 3/4 5/5 4/5 4/4 5/6 8/8 4/4 7,383 1,85

 

2. Оценка выполненной самостоятельной работы (индивидуальный проект, творческий рейтинг)

ФИО студента Блоки к самостоятельной задаче и доля их выполнения Итого Балл
         
Требуемый объем выполнения (кол-во заданий)             1,0
1. Иванов П.Я. 2/3 3/3 3/3 2/3 1/3 3,667 0,73
2. Петров В.Л. 2/3 2/3 3/3 3/3 2/3   0,80
3. Семенов А.И. 3/3 2/3 3/3 3/3 3/3 4,667 0,93

 

3. Оценка работы на занятиях

ФИО студента Учет посещений (кол-во) Итого Балл, набранный перед экзаменом
Посещае-мость Работа на занятиях Кол-во пропусков Балл за посещае-мость Балл за работу на занятиях
Максимально       2,0 1,0 3,0
1. Иванов П.Я.         0,55 1,55 3,89
2. Петров В.Л.       1,5 0,75 2,25 4,44
3. Семенов А.И.         0,9 2,90 5,68

 

4. Итоговый балл формируется суммированием балла за экзамен и балла, набранного перед экзаменом. Приведение суммарной оценки к пятибалльной шкале производится следующим образом:

 

5. Студент считается допущенным до экзамена (зачета) при условии, что его рейтинг составляет не менее 4 баллов.

 

6. Перевод итоговой оценки в пятибалльную шкалу

Максимальная оценка – 10 баллов:

Менее 5,0 – «неудовлетворительно»/ «незачтено»

5,0-6,9 баллов – «удовлетворительно»/ «зачтено»

7,0-8,4 баллов – «хорошо»/ «зачтено»

8,5-10,0 баллов – «отлично»/ «зачтено»


.


II. Содержание программы дисциплины «история»

№№ пп Наименование раздела дисциплины (тема) Трудоемкость (часы/зач. ед.) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
1. Введение в историю цивилизации. От первобытности к цивилизации.   Предмет и задачи дисциплины «История мировых цивилизаций». Эволюция понятия «цивилизация». Критерии цивилизации. Цивилизация и культура. Концепции исторического развития человечества. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Факторы формирования цивилизаций: природная среда, система ведения хозяйства, социальная и политическая организация, религия и духовные ценности. Структура цивилизации: общественное сознание, социально-политический строй, способ производства, Типология цивилизаций. Природное общество, аграрная, аграрно- индустриальная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации. Первобытное общество. Переход к цивилизации. Понятие «первобытное общество», хронологические рамки, Теории происхождения человека,. Возникновение и развитие мышления и речи. Человек и природа. Жизнь человечества в первобытную эпоху. Человеческое стадо, род, племя. Матриархат и патриархат. Ранние формы религии: Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Неолитическая революция и её последствия. Земледелие и скотоводство. Появление частной собственности. Зарождение ремесел, появление обмена. Переход от первобытности к цивилизации: усложнение социальной структуры общества, появление городов, складывание государства, религия и искусство. ОК-1. ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-13, ОК-17, ОК-18 Знать:Предметы и задачи дисциплины, критерии цивилизаций, исторического развития, подходы в историческом познании, факторы формирования цивилизаций, и структура, типология цивилизаций, понятие первобытного общества, его хронологические рамки. Теория происхождения человека. Формы организации человеческого общества. Причины возникновения религии. Причины перехода к цивилизации.     Уметь: анализировать основные события и процессы Зарождения и развития первобытного общества.   Сравнивать, устанавливать закономерности и особенности Возникновения и развития человеческого общества на различных этапах первобытнообщинного строя.   работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; сравнивать различные происхождения человека и его развития.   Владеть:навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками подготовки докладов и эссе по актуальным проблемам изучаемого периода Лекции, семинары, доклады эссе

№№ пп Наименование раздела дисциплины (тема) Трудоемкость (часы/зач. ед.) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
2. Древние цивилизации.   Цивилизации Древнего Востока. Понятие «Древний Восток». Территориальные и хронологические рамки. Особенности цивилизаций Древнего Востока. Географические предпосылки формирования речных цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Создание единых централизованных государств и характер государства на Востоке. Личность и государство. Появление законодательства. Материальная культура и хозяйственная жизнь Древнего Востока. Развитие земледелия. Ремесло и торговля. Появление института рабства. Сельская община - основная производственная единица. Социальная структура. Иерархичность восточного общества. Духовная жизнь. Религии Древнего Востока и их роль в жизни общества. Традиционализм. Города и храмы - центры знаний и очаги просвещения. Появление письменности, развитие науки и образования. Культура Древнего Востока. Вклад древних цивилизаций в материальную и духовную культуру человечества. Цикличность в развитии восточных обществ.   Античная цивилизация Понятие «античность». Хронологические рамки античной цивилизации: Древняя Греция, период эллинизма, Древний Рим. Географические и природные условия. Особенности античной цивилизации. Первые очаги цивилизации. Критская и Ахейская культуры. Цивилизация Древней Греции. Полисное устройство. Греческая колонизация, ее причины и последствия. Два типа полиса – Афины и Спарта. Формирование полисной демократии в Афинах. Личность и общество. Борьба за лидерство в греческом мире и кризис древнегреческой цивилизации. Эпоха эллинизма. Завоевания Александра Македонского. Взаимодействие культур и религий Греции и Востока. Цивилизация Древнего Рима. Борьба патрициев и плебеев. Политический строй римской республики. Римские завоевания. Гражданские войны и переход к империи. Кризис империи, ее раздел на Западную и Восточную части. Падение Западной Римской империи и упадок античной цивилизации. Особенности хозяйственной деятельности античной цивилизации. Основные отрасли хозяйства. Появление частной собственности. Развитие товаро-денежных отношений. Рабский труд – основа экономики античного мира. Социальная структура античного общества. Полноправные и неполноправные граждане. Положение рабов. Духовная жизнь. Место религии в жизни античного общества, путь от политеизма к христианскому монотеизму. Образование. Праздники. Олимпийские игры. Культура античного мира. Достижения античности в научной сфере: философия, астрономия, математика, физика, анатомия, история. Развитие законодательства. Взлет художественной культуры. Литература. Театр. Античность как новый тип цивилизации. Причины упадка античного мира.     ОК-1. ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-13, ОК-17, ОК-18 Знать: Основные понятия «древней цивилизации Востока» и Античной Цивилизации, их территориальные и технологические рамки, причины и предпосылки формирования цивилизаций на Востоке и Средиземном море, особенности и специфические черты социального устройства цивилизаций Востока и Античности, специфические черты государства на Востоке, в Древней Греции и Риме; роль и место института рабства в различных цивилизациях, роль и место религии в цивилизациях древности; основные достижения культурного развития цивилизаций древности. Уметь: анализировать события и процессы истории цивилизаций Востока и Античности, выявлять причинно-следственные связи, видеть общие и особенные черты обществ и государственного устройства цивилизаций Востока и Античности, системно оценивать причины и итоги войн и социальных конфликтов, сравнивать точки зрения историков по основным вопросам истории древних цивилизаций, участвовать в дискуссии и излагать самостоятельные выводы по проблеме, работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения исторических фактов, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками участия в дискуссии по актуальным проблемам изучаемого периода. Лекции, семинар,диспут
№№ пп Наименование раздела дисциплины (тема) Трудоемкость (часы/зач. ед.) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
3. Цивилизации периода Средневековья.   Цивилизации Запада и Востока в период Средневековья. Понятия «Средневековье» и «феодализм». Хронологические рамки и периодизация. Специфика цивилизаций средневекового мира. Роль религии (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства) в их формировании и развитии. Европейская цивилизация. Экономическая и хозяйственная деятельность в средневековой Европе. Упадок материальной и духовной культуры после падения Римской империи и образования варварских королевств. Формирование феодальных отношений. Феодальная вотчина, натуральное хозяйство, виды ренты. Закрепощение крестьянства. Условный и иерархичный характер земельной собственности. Появление товарного производства. Рост городов, ремесло и торговля. Борьба городов с сеньорами. Цеховая система. Развитие государственности в Средние века. Военная демократия, сеньориальная система, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Социальная структура средневекового общества. Сословно-корпоративная система и свобода личности. Западно-христианская церковь в средние века. Религия как духовная основа средневекового мира. Религиозные движения. Монашество. Инквизиция. Крестовые походы. Влияние церкви на светскую жизнь, конфликты с государственной властью. Культура Европейского Средневековья – наука и искусство. Идеалы рыцарства. Византийская цивилизация. Византия как наследница Римской империи и культуры античности. Хронологические рамки и периодизация. Территория и этнический состав, отношения со славянским миром, синтез Востока и Запада. Экономическое и социальное развитие Византии. Особенности развития феодального строя. Роль городов. Политическая система Византии, роль и значение императорской власти. Имперская власть и общество. Духовная жизнь общества и значение христианской церкви. Церковь и власть. Разделение христианских церквей Запада и Востока. Становление православия и его система ценностей. Отношение к наследию античности. Культура Византии. Просветительство. Влияние на славянский мир. Внешняя политика. Причины ослабления Византийской империи и ее гибели. Цивилизация средневекового Китая. Характеристика общества и государства. Конфуцианская доктрина. Даосизм. Буддизм. Государственный феодализм. Особенности социальной структуры. Культура. Средневековая Япония. Особенности развития феодализма. Власть императора и военное сословие. Сегунат. Влияние Китая и своеобразие национальной культуры. Религия и культура. Средневековая Индия. Социальное и политическое развитие. Кастовая система. Роль сельской общины в развитии цивилизации. Ведизм и буддизм. Культура. Исламская цивилизация. Ислам и арабский мир. Арабские завоевания. Создание халифата. Особенности социально-политического устройства и экономики. Причины развития и высокого уровня куль туры. Распространение ислама. Цивилизации доколумбовой Америки. Инки. Социальная структура. Этнический состав. Религия. Достижения в материальной и духовной культуре. Майя. Социальная структура, роль общины. Государство и религия. Ацтекская цивилизация. Города и храмы. Религия, наука и культура. Испанское завоевание и колонизация. Эпоха Великих географических открытий. Кризис основ феодального мира и его закат. ОК-1. ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-13, ОК-17, ОК-18 Знать: Понятия и хронологические рамки средних веков, знать причины и характерные черты феодального способа производста; роль и место религии в развитии средневековых цивилизаций; причины временного упадка европейской цивилизациив 5-10 веках и его подъёма в 11-12 веках; социальную структуру европейского общества в средние века; роль церкви и городов; особенности западноевропейской культуры средневековья; специфику социально экономического и политического развития Византии; её влияния на славянские народы; специфические черты экономического, социального и духовного развития цивилизации Востока и доколумбовой Америки; особенности возникновения и взаимодействия основных мировых религий; Уметь:анализировать причины, основные положения и исторические последствия возникновения и развития различных типов цивилизаций в Европе, Азии и Америке; видеть причинно-следственные связи между социально-экономическим развитием и духовным и культурным развитием; работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; аргументированно изложить свою точку зрения на проблемы социально-экономического и политического развития цивилизации.   Владеть:навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения исторических фактов; самостоятельной работы с историческим материалом; навыками логического мышления и письменного анализа при написании контрольной работы по актуальным проблемам истории средневековья. Лекции, семинары, доклады, эссе, контрольные работы
№№ пп Наименование раздела дисциплины (тема) Трудоемкость (часы/зач. ед.) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
4. Цивилизации в эпоху нового времени.     Понятие «новая история»: содержание и периодизация. Переход к Новому времени. Возрождение. Синтез гуманистических идей с античным и христианским наследием. Реформация и Контрреформация. Основные направления формирования цивилизации Европы: зарождение и развитие капиталистических отношений, модернизация, индустриализация; урбанизация общества; формирование наций и национальных государств; демократизация политической жизни; секуляризация, открытия в науке и технике. Человек Нового времени. Идеология Просвещения о естественных правах человека, о рациональном и разумном устройстве мира. Либерализм, консерватизм, социалистические учения. Европейские революции XVII-XVIII в.в.: Нидерланды, Англия, Америка, Франция. Развитие парламентаризма, утверждение конституционных порядков в Западной Европе. Политическая победа буржуазии в XIX столетии. Утверждение нового мира. Англия и Франция – лидеры модернизации. Юг и Восток Европы - причины отставания. США - причины быстрого развития. Промышленный переворот. Наука как движущая сила прогресса. Формирование индустриальной цивилизации в XIX веке. Новые лидеры модернизации - Германия. Складывание новой социальной структуры общества, буржуа и пролетарии, социально-политические конфликты. Евроцентризм и индивидуализм. Социальные науки и марксизм. Культурные и бытовые изменения. Международные отношения. Формирование колониальной системы. Усиление европейской колониальной экспансии в XIX веке. Особенности модернизации на Востоке: Османская империя, Китай, Япония. Россия между Европой и Азией. Особенности Российской модернизации.   Знать: Причины, характер и итоги новых явлений в развитии западноевропейской цивилизации в Новое время; зарождение и развитие капиталистических отношений; возникновение новых направлений в общественной мысли; причин и последствий революций 17-18 веков и их значения. Причины и основные этапы формирования индустриальной цивилизации 19 века и особенности их модернизации в различных странах мира. Уметь:анализировать события европейской мировой истории 15-19 вв., выявлять причинно-следственные связи, понимать внутреннюю логику политических и экономических процессов в Европе и других регионах мира в условиях складывания индустриальной цивилизации, разбираться в специфических чертах развития основных стран Европы и мира, понимать причины и проявления промышленного переворота; уметь анализировать причины и последствия политики ведущих держав в период новой истории.Владеть: навыками объективного подхода к историческим фактам, анализа исторических документов и убедительной аргументации при изложении своей позиции, навыками участия в дискуссии по проблемам модернизации и формирования индустриальной цивилизации.   Лекции, семинары, доклады, эссе, контрольные

 

№№ пп Наименование раздела дисциплины (тема) Трудоемкость (часы/зач. ед.) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
5. Цивилизации в новейшее время.   Индустриальная цивилизация в XX веке. Кризис европейской цивилизации в первой половине XX века. Промышленная революция и технический прогресс. Формирование монополистического капитала и пролетаризация масс. Экономические кризисы. Нарастание социальных противоречий. Рост национализма и расизма. Размывание гуманистических основ культуры. Международные отношения – создание военно-политических союзов. I Мировая Война и её политические и социально-экономические итоги. Революционная волна в 1917-1923 годах. Пацифизм, создание Лиги наций. Тоталитаризм. Фашизм и национал-социализм, причины возникновения и последствия. Мировой экономический кризис 1929-1932 г.г., его причины. Поиски путей выхода из кризиса: новый курс Ф.Д. Рузвельта. II Мировая Война, как проявление кризиса цивилизации. Её итоги. Значение победы над тоталитарными режимами. Вторая половина XX века, европейская цивилизация на пути обновления. Роль государства как регулятора социальных отношений. Государство «всеобщего благоденствия» - переход к социально ориентированной экономике. Формирование «среднего класса» и спад социальной напряженности в развитых странах Запада. Развитие научно-технической революции: атомная энергия, освоение космоса, ЭВМ. Экономические кризисы 70-80-х годов и их последствия. Международные отношения во второй половине XX века. Холодная война и её последствия. Распад колониальной системы. Модернизация в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Особенности модернизации в Китае. «Азиатские тигры». Глобализация политических и социально-экономических процессов – формирование мировой цивилизации. Становление постиндустриальной цивилизации. Формирование новых типов технологического производства: наука, как движущая сила экономического развития. Экологизация, локализация, интернационализация производства. Новый этап НТР: микроэлектроника, биотехнологии, информационные технологии, новые источники энергии, нанотехнологии. Повышение уровня жизни. Изменения в политической сфере: утрата влияния массовых политических партий, политический плюрализм, ослабление накала политической борьбы. Изменения в сфере культуры. Интеграционные процессы в Европе и других регионах мира. Восточная Европа на пути обновления и модернизации. Россия в переходный период: модернизация экономики, социально-экономической и политической сфер жизни общества. Глобальные проблемы современности: экология, усиление разрыва в развитии между развитыми и развивающимися странами, ядерная энергия и её использование в мирных и военных целях, терроризм и религиозный фундаментализм. Новый мировой порядок как угроза самобытности государств и национальных культур. ОК-1. ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-13, ОК-17, ОК-18 Знать: причины кризисных явлений цивилизации в начале 20 века и перехода к монополистической фазе развития капитализма и их последствия, причины и последствия I мировой войны, генезис возникновения тоталитарных режимов и причины их краха в 20 веке, новые тенденции в развитии мировой цивилизации в сфере экономики, политики, культуры в 20-40 годы, причины и последствия II мировой войны, причины появления новых явлений в социально-экономическом и политическом развитии мира в послевоенный период, причины холодной войны и её окончания, проблематику современных вызовов развития человечества на рубеже 20-21 веков. Роль и место России в современном мире.   Уметь:работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; анализировать политические и социально-экономические процессы в мировом развитии в 20 веке, определять главные тенденции развития, выявлять противоречия, сопоставлять позитивные и негативные аспекты развития, делать самостоятельные выводы, опираясь на исторические документы и научную литературу по проблеме. Владеть:навыками объективной оценки и обобщения событий и процессов мировой истории 20-начала 21 века; методами критической оценки исторической литературы по проблеме, навыками аргументации собственных взглядов и использования исторических знаний для оценки и прогнозирования современной социально-политической ситуации. Лекции, семинары, доклады, эссе

Тема 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: