Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)




Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.

В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными представителями являются П.И. Пестель (1793 – 1826 гг.) и Н.И. Муравьев.

П. И. Пестель (1793–1826 гг.) – представитель южного общества, основные документы: «Русская правда», «Наказ временному верховному правлению», «Конституция России – государственный завет».

Позиции П. Пестеля:

1. Аграрная программа

· незамедлительное освобождение крепостных крестьян с землей;

· ограничение помещичьего землевладения до минимума;

· создание двух земельных фондов: общественного и частного.

2. Политическая программа:

· ликвидировать сословные привилегии;

· предоставить политические права мужчинам с 20 лет;

· физически уничтожить всех членов царской фамилшии, дабы не было призывов к возрождению царской династии;

· ввести равенство всех граждан перед законом;

· самодержавие может быть свергнуто путем военного переворота с установлением диктатуры временного верховного правления;

· введение всеобщего избирательного права.

3. Программа государственного устройства:

· идеал – централизованная республика;

· законная власть должна осуществляться однопалатным народным Вече, исполнительная власть – Державной думой, блюстительная власть – Верховным Собором.

Земское управление состоит из уездного, волости, губернского или окружного собрания. Выборы проводятся одновременно во все собрания всех должностных лиц.

Н. М. Муравьев (1796–1843 гг.) – глава Северного общества, член нескольких оппозиционных организаций масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия».

Позиции Н.М. Муравьева:

1. Осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей.

2. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя. Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права.

3. Необходимо отменить крепостное право. В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право приобретать землю в потомственное владение.

Наилучшая форма правления для России – конституционная монархия, основанная на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве:

· законодательная власть вручена Народному Вече, состоящему из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей;

· монарх как глава исполнительной власти не может изменять или отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти;

· судебная власть отделена от административной и осуществляется централизованной системой судебных органов. В уездах действуют совестные суды. В областях – областные суды, состав которых избирается областными палатами из числа лиц, обладающих годовым доходом не менее трех тысяч рублей серебром. Высший судебный орган – Судилище, состоящее из 5–7 судей, назначаемых пожизненно народным вече.

Конституция Муравьева предусматривает и организацию местного самоуправления на выборной основе. Осуждался план Пестеля, критиковал организацию Временного верховного правления, в котором усматривал опасность установления военной диктатуры. В плане Пестеля он находил положения, провоцирующие произвол и беззаконие.

 

54) Покровителем справедливости в Древнем Вавилоне выступал бог Шамаш. Правонарушение называлось переступлением «стези Шамаша». Вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный (а следовательно, неизменный) характер своей власти и своих законов. Яркий пример – Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Хаммурапи представил свое законодательство как данное Шамашем. Справедливым и исходящим от богов считалось у Хаммурапи деление людей на свободных и бесправных рабов, первые, в свою очередь, были неравноправны, их правовой статус зависел от принадлежности к тому или иному сословию.

Мифические представления древних персов нашли свое выражение в зороастризме, легендарный основатель которого Заратустра ( Заратуштра) жил предположительно между X и первой половиной VI в. до н.э. Основным положением этого учения является борьба в мире двух противоположных начал – добра (Ормузд) и зла (Ариман). Положительный смысл и цель человеческого бытия – активная деятельность, борьба против зла и тьмы. И победа, как полагал Заратустра, останется за добром и светом! Государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда, монарх должен быть служителем Ормузда, бороться против зла, насаждать добро. При этом древние персы склонялись к целесообразности деспотизма.

Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной надписи на чёрной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901—1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: