То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный.




Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.

Наука и искусство.

Кратко:

Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ. образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание худ.вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.

И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука - в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания - закон - инвариантен по отношению к человеческому познанию. В искусстве окончательный результат индивидуален. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.

Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Искусство - это отражение образное, интуитивное. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.

То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный.

Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность

Далее подробно (учебник):

Культура рассматривается как некоторая сложная информационная система, в которой в роли переносчиков семантической, прагматической, эстетической информации выступают особым образом организованные и структурированные материальные объекты: произведения искусства, научные труды, религиозные знаки и символы и т.д. В сущности, понятие картины мира эквивалентно теоретико-информационному понятию тезауруса, т.е. всей совокупности сведений, структурированных и упорядоченных определенным образом. Восприятие явлений культуры людьми приводит к перестройке и обогащению тезауруса индивидуума – «потребителя» этих явлений, его обогащению новыми смыслами, ценностями, эмоциями.

Культура как система «состоит из нескольких подсистем, генерирующих собственную информацию: религии, науки и искусства, а также каналов их распространения, ставших сегодня вполне самостоятельными и даже наиболее влиятельными факторами культурного развития – образования и средств массовой информации». Соответственно, условно можно выделить и три типа картин мира:

§ религиозную,

§ научную,

§ художественную (искусство).

И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения.

Ученые (С.Ю. Маслов, Г.А. Голицын, В.М. Петров) на основе асимметрии полушарий головного мозга выделили два основных типа процессов, протекающих в любых областях человеческой деятельности:

§ «аналитические» процессы, характеризующиеся рациональностью, логичностью (относящиеся к функциям левого полушария мозга)

§ «синтетические» процессы, характеризующиеся эмоциональностью, интуитивизмом (относящиеся к функциям правого полушария).

Наука относится к рациональному левополушарному типу сознания, а религия и искусство более тяготеют к правополушарному типу.

В подсистеме «искусство» «наиболее разносторонне и комплексно отражаются представления человека о мире, воспринимаемом им сквозь присущую ему координатную мировоззренческую сетку… Поэтому искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром, той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности. Именно поэтому искусство есть наилучший фактор диагностики здоровья общества» [7].

Наука отражает мир в понятиях, законах, категориях.

§ Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир.

§ Наука, открыв закон, также переносит его в разряд «вечных». Но длительность вечности определяется моментом смены парадигмы (по Т. Куну). Тем самым, ее достижения находятся также вне вечности истории, если не отождествлять ее с архивом.

§ Упорядочение рассуждений предшествует появлению закона — порядка. Для функционирования науки определяющим является именно эволюция самого порядка рассуждений (логики, исходных аксиом, интуитивных прозрений), чем собственно законы — следствия, результаты этих рассуждений. Изменение процедуры рассуждений меняет и сами законы.

§ Результат познания - закон, он инвариантен по отношению к человеческому познанию. Несколько исследователей, работая независимо, могут придти к одному и тому же выводу.

§ Подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира (по сравнению со стабильной религиозной), основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке.

§ Главное направление деятельности начинающему ученому - расширять свои познания для того, чтобы не изобрести "велосипед", а не затем, чтобы научиться методу.

§ Динамика развития картины мира. В научной картине старые теории либо отбрасываются, либо входят в новые как их часть.

§ Роль личностного начала. Научная картина мира имеет объективный характер и лишь для выдающихся ученых ярко эмоционально окрашены все обстоятельства поиска истины»

§ Глубина возврата к «истокам» (часто определяет возможности создания нового)значительно меньше, чем в искусстве (философии). Для науки ее развитие определяется глубиной создания действующей в настоящее время процедуры рассуждений (и парадигмы, их включающей). Предыдущий этап развития опосредует существующая в последующее время процедура («логика науки»). В науке факт — предмет (закон) имеет преходящее значение, играющее роль только в данный период времени.

§ Функции науки в жизни общества.

§ Синтезическая: наука всегда объединяет знания в целостную систему.

§ Объяснительная: наука выявляет причины и существенные характеристики предметов и явлений.

§ Герменевтическая: общее понимание в общественных и гуманитарных науках.

§ Предсказательная или прогностическая функция – предвидение новых событий.

§ Методологическая – всякая наука разрабатывает систему методов исследования действительности.

§ Мировоззренческая.

§ Наука как производительная сила общества.

§ Наука как социальная сила общества – через социально-экономические и культурно-гуманистические науки: философия, социология, экономические, финансовые науки, психология, политология, юридические науки.

§ Эвристическая – всякое научное знание способствует дальнейшему научному познанию, дает импульс для дальнейшего научного знания.

§ Аксеологическая – наука сама выступает как ценность и сама оценивает различные теории и концепции.

Искусство отражает мир в образной форме.

§ Искусство - это отражение образное, интуитивное; форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа. Искусство - это система образных знаний об окружающем мире.

§ Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса.

§ Искусство создает «вечные ценности» «сразу», которые, по существу, остаются в своем фактическом существовании неизменными, «закосневают» в конкретности. На уровне восприятия они для каждого поколения всегда являются новыми, возникающими. Они «творятся» в каждый миг истории, находясь тем самым «вне нее», или «над ней».

§ Упорядочение искусства идет post factum, задним числом, и, в сущности не является необходимым.

§ В искусстве окончательный результат глубоко индивидуален. Несколько художников, работая над одним и тем же объектом, могут создать произведения, каждое из которых будет иметь право на существование.

§ Художественная картина мира без проблем сочетается как с научной, так и с религиозной картинами мира. Долгое время художественная картина мира была в подчинении религиозной и отражала религиозную картину мира.

§ Главное направление деятельности обратно науке - развитие индивидуальных способностей. Например, художник совершенствует свою руку, глаз, мысль. Если же он затронет то, что уже когда-то в искусстве было отражено, и его работа будет талантливее, то приоритет и слава первопроходца будут за ним. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром.

§ Динамика развития картины мира. Художественная же картина мира достраивается без отрицания предыдущих этапов, в ней все шедевры равноправны, независимо от времени создания (часто творения старых мастеров особенно ценны).

§ Роль личностного начала Художественная картина мира почти полностью основана на личностном восприятии произведений искусства в жизненном контексте.

§ Глубина возврата к «истокам» значительно глубже. В искусстве обращаются к предмету искусства, созданному в любой промежуток времени, к которому применяют созданные после возникновения этого предмета процедуры рассуждений. Причем, глубина этих процедур может иметь любую протяженность, в том числе и ранее времени создания данного предмета. Философия и здесь занимает промежуточную позицию. Отсюда, ощущение искусства как вневременного явления, уместного в любой момент истории.

§ Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки

зрения творца, так и с точки зрения потребителя.

Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.

Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны.

И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.

В искусстве важна субъективная оценка, в науке – объективность.

Научная и художественная картины мира существенно отличны друг от друга, но их не следует противопоставлять, поскольку они взаимодополняемы.

«…Искусство оказалось способным не отвергать, а, напротив, вместить в себя предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальности жанров, нивелировке стилей. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимости бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение мира» [8].

Общее:

То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный.

Выводы:

§ Различие между наукой и искусством не в различии результатов их деятельности — актуализации тех или иных упорядоченных полей знаковых структур (произведений искусств, закономерностей и т.д.), а в использовании различных структур — процедур их создания. Философия занимает промежуточное положение между искусством и наукой. Наука и философия исходят из неуверенности рационального толкования вида, необходимости и неизбежности его пересмотра. Искусство исходит из уверенности в окончательности каждого своего творения, в уникальности и вечности его бытия.

§ Наука слабо связана со своим «истоками», являясь «сиюминутно» историческим явлением. Искусство, простираясь на всю глубину своей истории, становится внеисторическим. § Итак, художественная, научная и религиозная картины мира в чем-то пересекается друг с другом, но в то же время обладают своими неповторимыми особенностями, подобно тому, как и сами искусство, наука и религия влияют друг на друга, но не сводятся к одному знаменателю.

§ Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.

§ Но в таком случае любое творчество - это искусство. Не лишаем ли мы науку творчества? В науке творчество есть, и, очевидно,

существует два вида творчества: научное и художественное:

§ Научное творчество - это установление, формулировка законов, прибегая к интуитивному уровню.

§ Художественное творчество характеризуется тем, что художник опускается в процессе работы на интуитивный уровень и не поднимается обратно при изложении результатов работы. Это как бы слепок с интуитивного уровня человека. Вот почему такие "слепки" подчас бывают интересны для ученых. Например, психолог многое может почерпнуть, анализируя работы талантливого писателя.

 

Наука античности.

В Древней Греции формируется научное понимание мира. Взгляд на все существующие

как один из возможных вариантов проявления законов природы. Такого не было на Ближнем Востоке - деспотичное правление, кастовое деление. Там существовал канонизированный стиль мышления. Плохие условия для формирования новых подходов к реальности. Знание рассматривалось как предписание, прерогатива элиты, таинство, но не как новое понимание реальности.

В Древней Греции 5-4 в до н.э. - классический период. Происходило взрывное развитие. Возник дух состязательности, активности, инициативы. Демократическая форма правления-наиболее простая на тот момент. Народное собрание и ареопаг-усложнение демократии. Возникла возможность творческого развития человека. Социальный климат полиса снимал ореол нерушимого сверхчеловеческого установления. Схемы и приемы деятельности стали рассматривать как результат человеческого мышления, которые можно обсуждать и улучшать.

Складывалась возможность множества разных форм деятельности человека, возможны более совершенные, чем ныне существующие, а значит их нужно искать. Философия считает важным развертывание разных моделей возможных миров. Появляются первые образцы теоретического рассуждения. Людям начинают открываться связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта, за рамки стереотипов обыденного сознания.

Мифы были важной предпосылкой развития науки. Антропоморфическая парадигма. В мифе также есть определенный способ ориентации человека в мире. Первая философия – натурфилософия - философия природы. Преимущественно философско-умозрительное толкование природы. Природа рассматривалась в целости, но вплетались научные понятия и данные. Мифологическое представление включало космологические понятия хаоса и порядка, а также стадии сотворения мироздания: хаос, земля, воздух, вода, огонь....

Идеи разделения сущностей. Европейская философия начинается с Фалеса из Милета-первая философская школа. Поставили вопрос о первооснове мира. Фалес в 6-7 в. предположил, что первоосновой является вода. У Героклида-огонь. Концепция атомизма.

В 14 в.до н.э. появилась первая монотеистическая религия. Создатель Эхнатон (Аменхотеп 4). Единый бог Солнца - Атон. Единство мира, выраженное через единобожие.

Пифагорейская школа: мир основан на числах. Предпосылки к развитию теоретического развития математики.

Сущность вещи исследуют отдельно от вещи. Духовный мир Платона. Дух отделен от вещи. Пифагорейцы – это начало познание космоса, постижение чисел разумом, познание с их помощью окружающих явлений. Свойства чисел и геометрических фигур. Было введено иррациональное число Пи.

Платон и Аристотель считали, что в основе мироздания лежит геометрический план. Бог - демиург постоянно геометризирует.

Проблема делимости мира. Предел деления материи? Эмпедокл – континуализм - мир составляют огонь, воздух, вода и земля. И эти составляющие можно дробить до бесконечности. Алхимия - сочетание частей стихий. Создатель атомизма Демокрит из Апдер. Неделимость атомов. Конкуренция этих теорий.

Античная наука

Например, астрономия. Имела практическое применение, т. к. была связана с мореплаванием, компаса тогда еще не было.

Создавались концепции мира. Концепция геоцентрической модели солнечной системы. Создатель Птолемей (170 г. до н.э.). Концепция гелиоцентрической модели. Создатели Героклид Понтийский (до Птолемея 4 в до н.э.), Аристарх Самосский (3 в до н.э.).

Возникал конфликт между новыми знаниями и старыми убеждениями.

Появилась новая концепция мира - модель гомоцентрических сфер. Существует твердь небесная - хрустальный свод, планеты закреплены на прозрачных вращающихся сферах.

Античная математика и геометрия достигли научного уровня систематизации. Впервые изложил геометрию, основанной на методе математической индукции, Гиппократ Хеосский в 4 веке до н.э. Затем были «Начала» Евклида (конец 4-начало 3 в до н. э). Архимед занимался вычислением площадей и объемов геометрических тел.

Механика. Архимед также изучал центр тяжести, рычаг, гидростатику-устойчивость плавающих тел.

В Александрии Папп (ученый такой) создал теорему об объемах тел вращения, изучал геометрическую статику - науку, занимающуюся равновесием и движением по наклонной плоскости.

В оптике было открыто прямолинейное распространения света.

Были получены первые законы физики, их сформулировали с помощью математических доказательств.

В то время не случилось создания теоретического естествознания. Для этого нужно было соединить математическое описание, систематическое выдвижение гипотез с экспериментальным исследованием природы. А при рабовладении не было потребности в теоретическом естествознании и его технологическом применении из-за существования дешевого труда рабов. Эта причина имеет значение и сейчас. В античные времена это явилось одним из обстоятельств торможения развития науки.

В средние века возник капитализм из-за серий эпидемий чумы. Выживало немного людей, что способствовало возникновению разделения труда - появились мануфактуры.

Второе обстоятельство: физический труд, считался низшим видом деятельности. Это опять же связано с отношением к рабам. Существовал разрыв между теоретическими исследованиями и их практическим применением. Архимед считал сооружение машин для удовлетворения потребностей человека - низким и грубым занятием, поэтому считал возможным творить исключительно красоту и совершенство – воплощение своих мыслей.

Античная философия

Далеко обгоняла развитие частных наук. Сформировались главные концепции или направления философии, которые до сих пор лежат в основе современной философской картины мира. Рассмотрим их.

1. Возникло разделение философии на диалектику и метафизику.

 

Диалектика -это концепция о развитии нового. Создатель Гераклит.

Парменид (Элейская школа) создал концепцию метафизики, которая заключалась в том, что бытие – это огромное облако и оно неподвижно, т. е. суть мира остается неизменной всегда.

Аполии Зенона – задачи, доказывавшие, что движение в мире в принципе невозможно. Всего их было 4. Аполия 1: дихотомия - невозможно начать движение. Аполия 2: Ахилес и черепаха - соревнование в беге - не учитывается реальное время.

Аполия 3: летящая стрела - цепь в состоянии покоя. Противоречивость движения - постоянный переход из точки в точку.

«Метафизика» - после физики:) Сборник трудов Аристотеля, найденный в стопке после раздела «физика» и не имевший названия, стал впоследствии философией.

Гераклит считал, что противоречие - это свойство мира. Метафизика – это антидиалектика - отрицание концепции развития.

2. Материализм и идеализм.

 

Материальные и духовные явления. Предметы и мысли о предметах. Мысли замещают вещи. Сложная связь мыслей и вещей. Вопрос о первичности: материя или сознание. Первая форма материализма - атомизм Демокрита. Душа по Демокриту тоже состоит из атомов. Платон считал, что люди живут в мире вещей, но существует мир идей. На основе идей создаются вещи - первичный мир идей создает материальный реальный мир, в результате воздействия идей на пассивную материю. Идеализм свойственен религии.

3. Признание познаваемости мира и отрицание этого - агноститизм (гност-познавание).

 

Скептики сомневались в возможности познания мира, человеку не доступна истина. Кант сформулировал понятие образа о вещи, познанной через органы чувств и поэтому искаженной. Мир вещей в себе непознаваем. Мир бесконечен, человечество знает бесконечно малую его часть и поэтому о свойствах всего мира ничего сказать нельзя.

4. Формальная логика.

 

Описывает механизмы обыденного мышления. Создал Аристотель. Первая наука о человеческом мышлении. Включает законы логики.

Первая ступень - это ощущение, т. е. точечное воздействие на орган чувств. Комплекс ощущений через органы чувств – это восприятие. Оно бывает непосредственным и представлением - восприятие, которое извлекается из памяти. Переходная форма познания - воображение.

Вторая ступень познания: логическое (понятия-суждения-умозаключения). Понятие - это отражение в человеческом сознании общих черт некоторого класса предметов. Оно сложнее, чем восприятие. Понятие - это уже абстрактное мышление, свойственное только человеку. Суждение – это установление связи между двумя понятиями. Умозаключение - несколько суждений, из которых выводится новое суждение. Силлогизм -простейшее умозаключение: из двух суждений выводится умозаключение. Создана формальная структура человеческой мысли.

Существует 4 закона формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Первые три прямо сформулированы Аристотелем. Последний сформулировал Лейбниц, но гораздо позднее.

Первый закон (тождества): любая законченная мысль(суждение), выраженное в форме высказывания и имеющее определенное истинностное значение, должна сохранять свою первоначальную форму и свое значение в некотором известном заранее или подразумеваемом контексте. Т. е. недопустима подмена понятий.

Второй закон (противоречия): никакое высказывание (предложение, суждение) и его отрицание не могут одновременно быть истинными.

Третий закон (исключенного третьего): всякое суждение или истинно или ложно, третьего быть не может. Бертран Рассел обнаружил неточность: суждение о том, что не имеет смысла. В этот закон было внесено уточнение: всякое имеющее смысл суждение или истинно или ложно.

Четвертый закон (достаточного основания): всякое суждение (исключая суждения непосредственное восприятия, аксиомы и определения) должно быть обосновано, доказано в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения.

В античности были открыты парадоксы мышления. Парадокс - это форма мысли, в которой соединены два исключающих друг другу утверждения, имеющие одинаково необходимые основания. Наиболее известные: парадокс лжеца: «я лгу». Диоген: «Все критяне лжецы», при этом он сам живет на Крите. Парадокс брадобрея: севильский цирюльник бреет только тех, кто не бреется сам, тогда кто бреет цирюльника? Парадокс незванного гостя: звали вчера, а сегодня он уже изменился и стал не званным. Вопрос предела понятия: куча камней, лысый человек. Сколько должно быть камней, чтобы сказать о них, что это уже куча? Парадокс всемогущества бога: может ли бог создать такой большой камень, который он не сможет поднять.

Человеческое мышление развивается за счет разрешения парадоксов.

 

Средневековая наука.

Средневековая наука

Эпоха возрождения относилась очень негативно к средневековой науке (эпохе), считала провалом в развитии человечества. Философия в средние века была служанкой богословия. Развитие науки (мысли) происходило очень медленно. Феодальный строй - попытка построить мир на религиозных догмах. Наука подчинена религии.

Материалистическое направление в философии почти исчезло, осталось идеальное, т. е. религиозное. Возникло противоречие между реализмом и номинализмом (религиозная философия). Универсалии (реалии) существовали до вещей: бог сотворил мир. Номинализм: бог творит вещи, а общие понятия - это что-то номинальное, имена возникают после вещей.

Существовали элементы диалектики. Отрицалось переходное состояние вещей в крестьянстве. Возник неоплатонизм и патристика (патр-отец). Патристика -учение отцов церкви. Канонизируются, утверждаются книги церкви. Августин Аврелий (Блаженный) создатель философии истории. Его труд «О граде божьем». В нем история рассматривается диалектически: история имеет начало, направление, конец, проходит 6 этапов - упорядоченный, структурированный процесс. Исторический процесс-это результат борьбы противоположных сил. Это силы бога и дьявола. Град божий (христианская церковь) и град земной (царство дьявола). Рим-центр града земного.

Схоластика (схола-школа). Фома Аквинский(13 в.). В средние века была очень распространена неграмотность. Центрами интеллектуального развития были школы при монастырях. Схоластика – это трактовка, комментарии церковных текстов, не основана на эмпирических фактах, она основана на догматах. Возникали противоречия. Рассуждения о предметах без получения результатов, без фактов. Но в таких спорах оттачивалась логика. Был издан учебник логики. Это было использовано в развитии науки.

Труды Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», «5 доказательств бытия бога». Им была сформулирована концепция свободы воли — исключение безответственности человека, которая стала механизмом социального контроля.

325 г - Никейский собор - признана христианская религия. Принимаются догматы христианства.

Тенденции развития человеческого мышления: богословское осмысление действительности и попытки выработать научный взгляд на мир, с чем боролось церковь.

Неофомизм - официальный взгляд (парадигма) современной католической церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: