1) Название: Дом (авторская)
Цель: Самомассаж мимической и артикуляционной мускулатуры
Оборудование: -
На лице построим дом, Два окошка будет в нем И соломенная крыша, И крылечко, чтоб входить, Мы покрасим ровно стены, Пол покрасим - будем жить. | Поглаживание лица двумя руками от линии роста волос к подбородку. Рисуем «очки» вокруг глаз от внешнего угла глаза к внутреннему. Растирание лба в продольном направлении. Пальчиковый душ над верхней и под нижней губой. Поглаживание двумя руками щек от подбородка к ушам. Растирание от передней поверхности шеи к подбородку. |
2) Название: Зайчик и Ежик
Цель: Массаж рук
Оборудование: 2 массажных мячика, диаметром подходящих под детскую руку, чтобы ребенку было удобно катать эти мячи по столу, стол, стул.
Зайчик и Ежик Навстречу друг другу Шли по дороге По полю, по лугу…… Встретились! И разбежались они, Быстро бежали, Пойди догони…… | Ребенок сидит за столом, руки ребенка на ширине плеч лежат на столе, в каждой руке по мячику, кисть плотно обхватывает мячик. С началом стихотворения ребенок выполняет вращательные движения руками во встречном направлении, руки встречаются, на несколько секунд «встреча» мячей фиксируется, далее руки вращательными движениями возвращают мячики в исходное положение на ширине плеч. |
3) Название: Зоологическое (авторская)
Цель: Самомассаж ручной, шейной, мимической и артикуляционной мускулатуры
Оборудование: -
Вспомни, сколько есть зверей, Будем как они скорей! Ты животных вспоминай И массаж наш начинай! Ну и шея у жирафа - Достает легко до шкафа! На одной ноге в болоте Стоит цапля на охоте. Цапля ногу поменяла И лягушку потеряла. Скачет зайчик - скок да скок С островка на островок. На носочках ходят мыши, Даже кот их не услышит. Дин – дон, дин – дон! Тяжело ступает слон. И опять крадутся мыши С каждым шагом тише – тише. Утки крякают, кряхтят, На зарядку не хотят. Точно так же ходят гуси По деревне у Маруси. И кривляются мартышки, Африканские малышки!!! (2 раза) | Попеременное разминание каждой руки другой рукой Поглаживание по боковой поверхности шеи руками в направлении сверху вниз Разминание одной ушной раковины Разминание другой ушной раковины Пальчиковый душ щек Рисуем «очки» в направлении от внешнего угла глаза к внутреннему Тянем верхнюю губу, тянем нижнюю губу, на второй строчке делаем перекрестные движения оттянутыми губами Пощипывание бровей от переносицы к ушам Пощипывание лица от подбородка к ушам Надавливание нижней части щек до скул тыльной стороной 4 согнутых пальцев «Покатать» воздух внутри рта, попеременно надувая щеки, губы, погримасничать. |
|
4) Название: Братья - пальчики
Цель: Массаж рук
Оборудование: 1 массажный мячик, диаметром подходящий под детскую руку.
«Здравствуй, мой любимый мячик!», Скажет каждый, каждый пальчик, Пальчик мячик обнимает, Никуда не выпускает, Только брату отдает, Брат у брата мяч берет. | Упражнение выполняется 2 раза, каждое начинается одной рукой. Ребенок сжимает мяч, а затем передает мяч в другую руку. Передача и прием мячика осуществляются 2 пальцами – большим и поочередно указательным, средним и т.д. «Братьями» являются указательный палец левой и указательный палец правой рук, средний палец левой и средний палец правой рук и т. д. |
|
5) Название: Снежок
Цель: Самомассаж мимической мускулатуры
Оборудование: -
На полянку, на лужок, Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки, Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки. | Поглаживание лица от волосистой части головы к шее Разминание лба в продольном направлении Пальцевый душ щек Круговое (спиралевидное) растирание щек от носа к ушам |
6) Название: Ловкий мячик
Цель: Массаж рук
Оборудование: 1 массажный мячик, диаметром подходящий под детскую руку.
Я мячом круги катаю, Взад – вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко. Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. | Упражнение выполняется 2 раза. Сначала мяч катается между ладоней, затем пальцы одной руки поочередно с усилием сжимают мячик, затем руки меняются. |
7) Название: Щелчки
Цель Массаж рук
Оборудование: стол, стул.
Поднял уши бурундук, Он в лесу услышал звук: - Это что за громкий стук, Тук да тук, да тук, да тук? - А пойдем, - сказал барсук, - Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук! | Ребенок плотно прижимает ладони с растопыренными пальцам к столу, затем ребенок сам (или логопед) поочередно одной рукой отрывает палец другой руки с усилием от стола, а затем отпускает палец, палец падает («щелчок»). Щелчки производятся под ритм стихотворения. |
|
8) Название: Дети любят всех зверей
Цель: Массаж подушечек пальцев рук
Оборудование: -
Дети любят всех зверей: Птиц и ящериц, и змей, Пеликанов, журавлей, Бегемотов соболей, Голубей и глухарей, И клестов, и снегирей, Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа. | Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее, на каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца. |
9) Название: Язык просыпается (авторская)
Цель: Активизирующий массаж языка
Оборудование: зубная щетка
Мы погладим наш язык, Чтоб работать он привык, Мы его сто раз погладим, А потом легко с ним сладим. Раз, два, три, четыре, пять – Наш язык не хочет спать, Пять, четыре, три, два, раз – Просыпается сейчас. Нарисуем елочку, Колкую иголочку, Нарисуем мы пружинки, Как на елочке снежинки, Помассируем края, Чтоб работали не зря. Постучим мы – тук, тук, тук, Вот какой отличный звук! Наш язык активным стал И лениться перестал! | Поглаживание языка Рисуем с нажимом елочку на языке Сприралевидное растирание языка Спиралевидное растирание боковых краев языка Поколачивание языка Поглаживание языка Если необходимо увеличить количество движений, строчки повторяются 2 раза. |
10) Название: Мороз (авторская)
Цель: Самомассаж мимической мускулатуры
Оборудование: -
И снова к нам пришел мороз! Нас щиплет за нос он до слез, Такой мороз трескучий, Пристал, пристал, прискучил. Такой мороз! Такой мороз! А он уже к бровям прирос, Покрыл он брови инеем, А нос уже стал синий! В такой мороз, в такой мороз Получше, дети, прячьте нос! | Щиплем щеки Щиплем кончик носа Щиплем щеки Щиплем брови от переносицы к ушам Погладить нос Нажать на парные точки в области носа |
Использованная литература:
1) Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. - Издательский дом ЛИТЕРА, СПб, 2011.
2) Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. Пособие для родителей. – ООО «Светлячок», СПб, 1999.
3) Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. – Издательство КАРО, СПб, 2013.