Тема занятия: «Звукоряд. Пение гаммы звукоряда. Взаимосвязь динамики и музыкального образа. Дефекты голоса и их устранение»
План занятия:
1. Звукоряд
2. Вокально-хоровая работа
3. Работа над репертуаром
4. Дефекты голоса и их устранение
Звукоряд
Информация для детей
Дружно следуют друг за другом звуки «до, ре, ми, фа, соль, ля, си» как маленький отряд, где все стоят по «росту»: низкие – позади, высокие – впереди.
А раз этот отряд состоит из звуков, называется он звукорядом. Звукоряд начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Каждый звук звукоряда называется ступенькой: «до» - первая ступень, «ре» - вторая ступень и т. д.
Семь ступеней звукоряда образуют октаву, при этом частота звуков в каждой последующей октаве будет в два раза выше, чем в предыдущей.
Звукоряд! Звукоряд!
Встали ноты на парад!
Их скрипичный ключ ведёт,
В звукоряде все 7 нот.
Задание: запомни названия клавиш, раскрась каждую разным цветом.
Задание: повторять учебно-тренировочный материал «В музыкальном домике».
Вокально-хоровая работа
Задание: просмотр видеоматериала и повторение
Работа над репертуаром
«Мишка с куклой пляшут полечку» - разучивание 2 куплета, «По малину в сад пойдём» - учить 1 куплет.
Дефекты голоса и устранение их
Горловой звук – неправильная манера пения, которая возникает из-за напряжения гортани.
Приемы, освобождающие гортань от перенапряжения:
1. Пение на негромком звучании (при разучивании не кричать и слушать мелодию)
2. Использование гласных «у», «о». (петь попевку «дудочка»)
Открытый звук – это открытое, плоское звучание голоса, при котором происходит перенесение речевого звучания гласных в пение, в нем отсутствует элемент прикрытия, что заставляет голосовые связки работать с зажатостью.
|
Для исправления этого дефекта применяются следующие приемы:
1. Более округлое полное произнесение гласных (гласные очень «кругленькие», рот на улыбку не растягивать)
2. Рот открывать свободно книзу
3. Пение с закрытым ртом и на гласные «о», «у»
Детонация – недобирание или перебор высоты звука. Детонация может наблюдаться как при интонировании отдельных звуков, так и пении в целом. Причины могут быть различны: отсутствие координации между слухом и голосом, неправильное формирование звука, низкая позиция звука, чрезмерная опора дыхания или вялая опора дыхания, болезнь певца, переутомление, невнимательность, волнение, плохая акустика, отсутствие полётности звука.
Пути исправления этого дефекта:
1. Развитие общей музыкальности, воспитание внутреннего слуха (услышать ноту у себя в голове, прежде чем её взять), развитие навыков самоконтроля певца.
2. При понижении тона сохранять высокую позицию, активную дикцию.
3. Соблюдение певческого режима (не перегружаться, не петь в больном состоянии)
4. Выработка навыка пения на опоре дыхания
Вялый звук – это пение без опоры, недостаточное смыкание связок, вялая работа артикуляционного аппарата.
Для исправления этого дефекта применяют следующие приемы:
1. Пение на опоре дыхания
2. Пение упражнений и произведений в быстром темпе
3. Активная артикуляция, быстрое и активное произнесение согласных
Артикуляционная гимнастика
|
«Слоник» (трубочка)
Подражаю я слону – губы хоботком тяну!
Губы и зубы сомкнуты, затем губы с напряжением вытягиваются вперед трубочкой.
Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза
«Лягушка»
Улыбается лягушка – тянет губки прямо к ушкам!
Широко улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Держать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза
«Слоник и лягушка»
Свои губки прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня!
В спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения «Слоник» и «Лягушка» 4-8 раз
«Орешки»
Целый день сегодня маюсь, раздавить орех пытаюсь.
В щёку я язык упру и орешек разгрызу.
Закрыть рот. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в
правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.
«Шарик»
Быстро щёки раздуваем, будто шарик надуваем.
Шарик лопнул – ничего, вновь надую я его.
Сжать губы, надуть щёки воздухом и удерживать их в таком положении 3-5 секунд.
Поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух,
издав звук, выйдет наружу. Повторить 2-3 раза.