ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО СВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА, ИМЕЮЩИЕ ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ.
К финансовой информации предъявляются следующие требования:
- достоверность (надежность источника);
- релевантность (существенность);
- своевременность (информация финансового характера чрезвычайно мобильна: актуальными могут быть только текущие данные);
- необходимая достоверность (чрезмерный поток информации может захлестнуть пользователя);
- достаточная точность (для финансового менеджера достаточно округленных показателей и агрегированных данных, но обязательно точных).
Ключевые признаки финансовой информации:
а). большие массивы данных;
б). цикличность движения, обусловленная особенностями кругооборота капитала;
в). многообразие источников и потребителей;
г). преимущественно стоимостные измерители;
д). параллелизм в обеспечении (многократность подтверждения);
е). наличие логических зависимостей, что позволит формализовать бизнес-процессы;
ж). волатильность (изменчивость) динамических характеристик и др.
Важно знать, что:
РАЗНООБРАЗИЕ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И РАСТУЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СРЕДЕ ОБУСЛОВИЛИ ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – РЫНОК ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ГДЕ ИНФОРМАЦИЯ, ВКЛЮЧАЯ БИРЖЕВУЮ И КОРПОРАТИВНУЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ОБЪЕКТОМ КУПЛИ/ПРОДАЖИ
В мире действует около 50 телекоммуникационных служб финансовой информации, ориентированных на финансовые и товарные рынки.
Вопрос: Что продают на рынке финансовой информации?
Ответ: базы данных, информационные платформы, аналитические пакеты, коммуникационные системы и другие информационные продукты.
Большой объем информации приходится на корпоративный сегмент; ее источником является корпоративная отчетность.
|
Что же такое корпоративная отчетность, и какова ее роль в деловой практике?
КОРПОРАТИВНАЯОТЧЕТНОСТЬ – ЭТО СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ, ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
В современном деловом обороте корпоративная отчетность выполняет множество функций, поскольку создает условия для:
- финансового анализа и статистических обобщений, финансового планирования и прогнозирования на макро-мезо- и микроуровнях;
- оценки правильности принятия ранее принятых финансовых решений;
- принятие будущих финансовых решений;
- оценки кредитоспособности и получения кредита на приемлемых условиях;
- приобретения стратегических партнеров;
- улучшения деловой репутации и получения/повышения рейтинга;
- выхода на IPO (первое публичное размещение акций компании (первая эмиссия);
- повышение инвестиционной привлекательности и принятия инвесторами решения о покупке/продаже ценных бумаг;
- повышения маркетинговой привлекательности и конкурентоспособности, приобретения конкурентных преимуществ;
- оценки и роста рыночной стоимости компании и др.
В качестве основного источника информации для корпоративной отчетности выступает бухгалтерская отчетность, которая в соответствии с действующими в России регламентами состоит из:
- бухгалтерского баланса (ф.1);
- отчета о финансовых результатах (ф.2);
- приложений к ним.
К приложениям относятся:
- отчет об изменениях капитала (ф.3);
- отчет о движении денежных средств (ф.4);
- иные пояснения.
Состав и содержание пояснений определяются компанией самостоятельно.
В составе корпоративной отчетности может быть представлено аудиторское заключение, которое на сегодняшний день не является обязательной частью бухгалтерской отчетности.
|
На Рис. 1 представлена схема бухгалтерской отчетности.
На Рис. 2 представлено назначение форм бухгалтерской отчетности.
Но при этом обязательный аудит проводят:
1.Компании, функционирующие в форме акционерного общества (все без исключения);
2.Предприятия, ценные бумаги которых допущены к торгам.
3.Кредитные организации, страховые фирмы, акционерные инвестиционные фонды, частные пенсионные и иные фонды, организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй и др.
4.Компании с объемом годового оборота за год, предшествующий отчетному, более 400 млн. руб.
Денежный поток
Денежный поток является одним из важнейших показателей, характеризующих результативность и специфику движения денежных средств корпорации.
Все виды операций компании осуществляются за счет непрерывного движения денежных средств, что:
- составляет основу денежного потока;
- обуславливает необходимость его измерения и использования в качестве одного из основных показателей успешности компании;
- обеспечивает расчет стоимости компании.
Термин «денежные потоки » (от англ. словосочетания cash flow), что означает «поток наличных денег».
|
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННОЕ В КОРПОРАЦИЮ И ИЗ КОРПОРАЦИИ, В ПРОЕКТ И ИЗ ПРОЕКТА, НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПАНИИ, АКТИВА ИЛИ ФИНАНСОВОГО ПРОДУКТА
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК ГЕНЕРИРУЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ, ФИНАНСОВЫЙ ПРОДУКТ, КОМПАНИИ
В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК ФОРМИРУЕТСЯ И ОБЫЧНО ИЗМЕРЯЕТСЯ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО ОГРАНИЧЕННОГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ (ФИНАНСОВОГО ГОДА, ПОЛУГОДИЯ, КВАРТАЛА, МЕСЯЦА)
Следует выделять денежные потоки:
- операционный;
- инвестиционный;
- финансовый.
Денежные потоки отражаются в финансовой отчетности корпорации как движение денежных средств (форма №4 «отчет о движении денежных средств»).
На Рис. 3 представлены виды денежных потоков.
*Фиксированные активы – по классификации Международных стандартов оценки – это – материальные (осязаемые) и нематериальные (неосязаемые) активы, которые разделяются на две широкие категории:
- основные средства;
- прочие долгосрочные активы.
Структура отчета состоит в отражении остатков на начало отчетного периода плюс/минус все платежи и поступления за год с разбивкой по видам операций, в результате чего получается итоговая сумма на конец года, а также структурированная картина развития предприятия.
Составление отчета обязательно для всех организаций (кроме МБ и НКО).
Денежный поток будет положительным, если сальдо на конец отчетного периода больше, чем в начале периода.
Денежный поток (ДП) увеличивается:
- с ростом продаж товаров и оказания услуг;
- с продажей активов;
- с понижением расходов;
- с увеличением цены продаж;
- с увеличением оборота (с ускорением возврата платежей от клиентов);
- с увеличением срока покрытия кредиторской задолженности (т.е. с отсрочкой предстоящих платежей);
- с увеличением собственного капитала или привлечением новых банковских ссуд.
Следовательно, денежным потоком можно управлять!
На Рис. 4 представлена суть управления денежными потоками.
На Рис. 5 представлены цели управления денежными потоками.
На Рис. 6 представлена концепция денежных потоков.
На Рис. 7 представлена схема возможных проблем при отсутствии управления денежными потоками.
С учетом гибкости и неоднозначности понятия «денежный поток» в современной литературе встречаются такие термины как «чистый денежный поток», «свободный денежный поток», «сальдо денежных средств от операционной (текущей) деятельности», «денежный поток на собственный капитал», «ликвидный денежный поток» и др.
Чистый денежный поток – это разница между положительным и отрицательным денежными потоками. Наличие положительного чистого денежного потока свидетельствует о платежеспособности предприятия.
Свободный денежный поток (до налогообложения) – может быть определен как сальдо денежных потоков от текущих операций за вычетом капитальных затрат (инвестиционных капиталовложений).
Ликвидный денежный поток (ЛДП) – важный параметр, характеризующий финансовую устойчивость корпорации. Этот параметр является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств, возникающего в случае полного покрытия всех долговых обязательств по заемным средствам.
Формула по определению ЛДП:
ЛДП = (ДК1 + КК1 – ДС1) – (ДК0 + КК0 – ДС0)
где ДК1 и ДК0 - долгосрочные кредиты на конец и начало расчетного периода
КК1 и КК0 - краткосрочные кредиты на конец и начало расчетного периода;
ДС1 и ДС0 - денежные средства на конец и начало расчетного периода.
Итак, и финансовая отчетность корпорации, и ее денежные потоки являются основой для оценки стоимости компании.
Модели оценки, основанные на денежных потоках (CF), являются самыми удобными инструментами оценки стоимости компании.
Денежные потоки как основа стоимости корпорации
Денежный поток как финансовый показатель широко применяется в практике корпоративных финансов, прежде всего, в ходе финансового анализа и стоимостной оценки.
Общей формулой для расчета величины стоимости бизнеса является следующая:
СУММА ТЕКУЩИХ СТОИМОСТЕЙ БУДУЩИХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ +
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ИЗБЫТОЧНЫХ АКТИВОВ +/- ИЗЛИШЕК/ДЕФИЦИТ СОБСТВЕННОГО ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
Модели оценки, основанные на денежных потоках (CF), являются самыми удобными инструментами оценки стоимости компании.
В ажно иметь ввиду следующее:
В российской оценочной практике большинство специалистов под стоимостью бизнеса понимают стоимость собственного капитала компании (100% акций – для акционерного общества). Таким образом, бизнес рассматривается в основном с позиции собственников.
В зарубежной практике несколько иное мнение об определении стоимости бизнеса.
В зарубежной практике существует другая точка зрения, согласно которой под стоимостью бизнеса (стоимостью компании) понимают в большинстве случаев стоимость всего инвестированного капитала, которым менеджеры управляют в интересах инвесторов (как акционеров, так и долгосрочных кредиторов). В этом случае бизнес рассматривается с позиции менеджмента.
Инвестированный капитал – (от англ. Invested Capital) является понятием, означающим общую сумму инвестиций, которую компания получила от ее акционеров и кредиторов.
Отличие в расчетах всего инвестированного капитала либо только собственного капитала будет заключаться в использовании разных видов денежных потоков – для всех инвесторов либо только собственников – и разных ставок дисконтирования, отражающих риск все инвесторов либо риск только собственников компании.
Несмотря на простоту расчета (формула), нельзя пренебрегать методологическими особенностями:
а). помнить о классификации денежных потоков по циклам деятельности корпорации (операционный и инвестиционный – в рамках хозяйственной деятельности, свободный и финансовый денежные потоки);
б). помнить, что для расчета стоимости корпорации используют денежные потоки, отражающие результат корпорации за определенный период (в отличие от движения денежных средств в бухгалтерии, отражающего сам процесс деятельности корпорации);
в). знать, что для определения стоимости, как правило, используют три модели (вида) ДП:
- свободный денежный поток, или денежный поток от всего инвестированного капитала;
- денежный поток от собственного капитала, отражающего результаты от хозяйственной деятельности;
- финансовый и денежный потоки на все капитальные активы независимо от способа их финансирования.
Для эффективного управления денежными потоками необходимо знать их классификацию по признакам.
Также денежный поток (ДП) можно разделить на:
1. Реальный (реальные ставки, темпы роста).
2. Номинальный (фактические ставки и темпы роста).
Финансовое прогнозирование и стратегия устойчивого роста корпорации
В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования и прогнозирования.
В общем случае под прогнозированием понимается процедура предсказания соответствующих показателей, результатов будущих операций, последствий влияния и пр.
В общем случае под планированием понимают систематическую постановку целей и разработку мероприятий (действий, путей, шагов), направленных на их реализацию.
Финансовое планирование является важнейшей и неотъемлемой частью общей системы планирования деятельности корпорации. В процессе финансового планирования и прогнозирования одновременно обосновываются :
- рациональные отношения;
- стоимостные пропорции;
- движение финансовых ресурсов.
Задачи финансового прогнозирования:
- определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде;
- поиск источников их формирования и направлений наиболее эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций;
- оценка финансового состояния предприятия;
- формирование рекомендаций относительно выбора рациональной финансовой стратегии и тактики, обеспечивающих достижение стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.
С помощью прогнозирования :
1.Сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия.
2. Устраняют излишние трансакционные издержки.
3. Снижают негативное влияние предпринимательских и финансовых рисков.
В стандартах аудиторской деятельности под прогнозной финансовой информацией понимается «информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта …».
Прогнозная финансовая информация должна учитывать изменения основных факторов внешней среды (уровень инфляции, развитие рынков, состояние отрасли и др.).
Адекватной считается такая прогнозная финансовая информация, которая удовлетворяет следующим условиям:
- изложена ясно и непредвзято;
- учитываемые допущения (в случае многовариантного прогноза) и учетная политика раскрыты в пояснениях к прогнозной финансовой информации (развернутой пояснительной записке);
- содержит дату ее подготовки и подтверждение применимости допущений на эту дату.
Базой для получения прогнозной финансовой информации служат формы финансовой отчетности.
Поэтому важно, чтобы решения, принимаемые в рамках финансового менеджмента, отражались в бухгалтерском учете без искажения реального финансового состояния предприятия.
Особое значение для принятия обоснованных финансовых решений представляют (их иногда называют сводным бюджетом или мастер-бюджетом корпорации):
1.Прогнозный баланс.
2.Прогноз прибылей и убытков.
3.Прогноз движения денежных средств.
Стратегии устойчивого роста корпорации.
Долгосрочные стратегии большинства корпораций в условиях рынка нацелены на расширение хозяйственной деятельности и повышение деловой активности («золотое правила экономики предприятия», коэффициенты оборачиваемости). Поэтому одной из важнейших задач планирования и прогнозирования является обеспечение непрерывного роста бизнеса путем разработки и реализации адекватных инвестиционных, операционных и финансовых стратегий.
Непрерывный рост бизнеса можно обеспечить, в первую очередь, за счет эффективного управления стоимостью компании.
На Рис. 8 представлены цели управления стоимостью компании.
На Рис. 9 представлена схема с факторами, влияющими на стоимость компании.
На Рис. 10 представлены источники стоимости, включая финансовые.
Однако не всякий рост приводит к достижению основной цели – созданию дополнительной стоимости и увеличению благосостояния собственников корпорации. Более того, высокие темпы роста, не согласованные с реальными возможностями корпорации и условиями внешней среды, могут привести к разрушению стоимости и даже полной потере бизнеса.
В современных финансовых практиках используются разнообразные модели измерения качества корпоративного роста, на основе которых формируются управленческие технологии в этой области.
В их числе:
1.Критерии сбалансированного роста («золотое правило экономики предприятия») модель Р. Марриса.
2.Модели роста в терминах объема продаж и прибыли (модели Хиггинса, Дж. Ван Хорна, BCG и др.).
3.Комбинированные модели в терминах EVA (экономическая добавленная стоимость) и FCF (свободный денежный поток).
4.Оценки будущего роста (FGV) и др.
На Рис. 11 представлена схема управления стоимостью на основе комбинированной модели в термине EVA.
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ РСБУ и МСФО
РСБУ и МСФО существенно различаются в подходах к формированию отчета (состав статей, порядок формирования расходов, вычитаемых из доходов, для определения финансового результата и др.). Более того, в МСФО допускаются два подхода к структурированию затрат (по элементам затрат и по функциям затрат).
Наиболее общие различия в отчете о финансовых результатах РСБУ и МСФО приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Общие различия в отчете о финансовых результатах РСБУ и МСФО
Выручка (нетто) | Поступления от реализации | Поступления от реализации |
Себестоимость продаж | Затраты на производство: -материальные затраты -заработная плата -амортизация -прочие расходы | Себестоимость реализованной продукции |
Валовая прибыль | Валовой операционный результат | |
Коммерческие расходы | Коммерческие расходы | |
Управленческие расходы | Управленческие расходы | |
Прибыль/убыток от продаж | Операционная прибыль | Операционный результат реализации |
Доходы от участия в других организациях | Иные доходы/расходы | Иные доходы/расходы |
Проценты к получению/уплате | ||
Прочие доходы/расходы | ||
Прибыль до налогообложения | Прибыль до налогообложения | Прибыль до налогообложения |
Текущий налог на прибыль | Налог на прибыль | Налог на прибыль |
Чистая прибыль | Чистая прибыль | Чистая прибыль |
Из приведенных данных следует, что в зависимости от этапа формирования прибыли в РСБУ и МСФО различают:
- валовую прибыль (часть валового дохода за вычетом себестоимости проданных товаров, работ, услуг), GP (Gross Profit);
- прибыль от продаж или операционную прибыль (валовая прибыль за вычетом коммерческих и управленческих расходов); при незначительной величине неоперационных доходов и расходов операционная прибыли примерно равна EBIT (Earnings before Interest and Tax – прибыль до уплаты %-ов и налогов);
- прибыль до налогообложения (операционная прибыль, скорректированная на сальдо процентов к получению/уплате и внереализационных доходов/расходов), EBT (Earnings before Tax);
- прибыль после налогообложения, NOPAT (Net Operating Profit after Tax);
- чистую/нераспределенную прибыль (часть прибыли, остающейся в распоряжении компании после уплаты налогов).
Также в расчетах используется показатель EBITDA – прибыль за вычетом %, налогов и амортизации основных средств и НМА.
Важный показатель (коэффициент) – отношение долга к EBITDA – это показатель долговой нагрузки на организацию, ее способности погасить имеющиеся обязательства (платежеспособность). Этот показатель часто используется как менеджерами, так и инвесторами, в том числе при оценке котирующихся на бирже акций публичных компаний.
Формула расчета:
Совокупные обязательства / EBITDA, (не более 3, но оптимальным является диапазон 2,0-2,5).
где Совокупные обязательства - включают как долгосрочную, так и краткосрочную задолженность (по данным бухгалтерского баланса);
Динамика развития компании должна быть сбалансированной.
*Для оценки сбалансированности /несбалансированности роста применяют «золотое правило экономики предприятия» модель Р. Марриса (взаимосвязанные показатели экономического роста):
Тприб. > Тпродаж > Тактивов > 100%
где Т приб. > Т продаж – экономия на издержках;
Т продаж > Т активов – капитал, авансированный в факторы производства, генерирует растущие продажи;
Т активов > 100% - приращение ресурсного потенциала, увеличение активов, генерир. продажи.
Сбалансированный рост – непременное условие устойчивого роста, который означает «продолжающееся» развитие. Термин устойчивого роста/развития относится, прежде всего, к национальной экономике, но в последние десятилетия его применяют к экономическим системам различного уровня. Устойчивый рост – это рост, который компания может поддерживать без снижения доходности и изменения финансовой политики.
Формула по расчету сбалансированного роста:
СК1 – СК0
g = ---------------,
СК0
Где СК1 и СК0 – собственный капитал на начало и конец периода.
Для оценки устойчивого роста на корпоративном уровне применяют коэффициент – коэффициент устойчивого роста (КУР ). В экономической литературе его называют нормой накопления, коэффициентом капитализации прибыли и сегодня имеются несколько подходов к определению КУР.
Наиболее простой вариант расчета этого коэффициента – соотношение реинвестированной в отчетном периоде прибыли (Р reinvest) (чистая прибыль за вычетом дивидендов – div) и накопленного собственного капитала (Е) на начало периода:
КУР = Р reinves / Е = (Р – div) / Е
Данный коэффициент показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет нераспределенной прибыли или привлечения дополнительного акционерного капитала.
Другая модификация КУР – модель SGR, позволяющая определить параметры роста, адекватного объему реинвестированной прибыли:
SGR = (Р – div) / Р = 1 – div / Р
где Р – прибыль;
div – суммы выплат из прибыли на дивиденды.
Кроме того, известна формула расчета коэффициента внутреннего роста
Р. Хиггинса, именуемого моделью обеспечения устойчивого роста компании.
Упрощенный вариант коэффициента КВР (КУР) представляет собой произведение рентабельности собственного капитала (ROE) и коэффициента накопления (b).
q = ROE ∙ b
где b - рассчитывается как отношение реинвестированной прибыли к общей сумме чистой прибыли;
ROE – рентабельность собственного капитала.
Коэффициент q можно рассчитать также и по формуле:
ROE ∙ b
q = ----------------
1 - ROE ∙ b
Практически все описанные выше разновидности КУР определяют рост компании как устойчивый в том случае, если он обеспечен собственными источниками финансирования. Однако на практике используется еще и привлеченный капитал.
**Наиболее известной на практике является модель оценки устойчивости корпоративного роста, предложенная компанией Boston Consulting Group (BCG).
В трактовке этой компании устойчивый рост – это скорость увеличения объема продаж при условии сохранения операционной и финансовой политики НЕИЗМЕННЫМИ.
Для оценки операционной политики используют два коэффициента – рентабельность продаж и оборачиваемость активов. Для оценки финансовой политики – коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли и мультипликатор капитала:
q = ROS ∙ AT ∙ FL ∙ b,
где ROS – рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке);
AT – оборачиваемость активов (отношение выручки к суммарной стоимости активов);
FL – финансовый рычаг, который корректнее именовать мультипликатором капитала (отношение активов к собственному капиталу);
b – норма накопления (отношение реинвестированной прибыли к общей сумме чистой прибыли).
Экономическая добавленная стоимость – это показатель, позволяющий учесть, насколько увеличивается стоимость компании в результате привлечения капитала (инвестиций) в данном году.
EVA = (ROIC – WACC) ∙ ICt-1 = NOPATt – ICt-1 ∙ WACC, (˃ 0)
где NOPAT (EBT – T(налоги)) – чистая прибыль от операций после вычета налогов;
IC – инвестированный капитал (суммарные ЧА);
ROIC – посленалоговая рентабельность инвестиций (ЧА).
Cпособы увеличения EVA:
1.Увеличение доходности капитала.
2.Осуществление инвестиций, доходность которых выше стоимости капитала.
3.Изъятие капитала из бизнеса, доходность которых ниже затрат на привлеченный капитал.
4.Ведение бизнеса с минимальным объемом капитала.
5.Снижение затрат на привлечение капитала.