Субъектах Российской Федерации




 

Термин «социальная защита населения появился в Российской Федерации в период образования нового правительства в 1992 году. В этот период произошла замена органов социального обеспечения на органы социальной защиты.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты РФ социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мер по оказанию материальной помощи незащищенным слоям населения. К данной группе населения относятся пожилые люди и инвалиды, малообеспеченные семьи, молодежь, обучающаяся в школах и ВУЗах, а также лица, у которых отсутствуют средства к существованию. В основном мероприятия осуществляются за счет федерального и местных бюджетов. Однако также имеются специальные фонды, которые оказывают социальную поддержку населения, а также социально ответственные корпорации [7].

Основная цель социальной защиты населения – избавится от нищеты среди населения, оказать помощь нуждающимся, создать благоприятные условия по адаптации уязвимых слоев населения к развитию экономики страны.

Насколько можно увидеть, представленная в Концепции цель достаточно многосторонняя. Она позволяет не только предупреждать и устранять социальные риски (к которым может относится, например, инвалидность, временная нетрудоспособность и пр.), но формировать условия защиты населения от общественных рисков, которые основаны на сложностях в развитии экономики страны в целом (например, безработица по причине закрытия крупного завода и пр.).

Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

В современном мире представлено две модели социальной защиты населения (рисунок 1).

 

Источник: [14]

Рисунок 1 – Две системы социальной защиты населения в мире

 

Объект социальной защиты населения - социальный институт, который представлен определенными социальными организациями, к числу которых относятся образовательные и медицинские учреждения, органы занятости, социальной защиты, и труда, а также культуры и спортивно-оздоровительной направленности.

Субъектом социальной защиты является непосредственно государство, а человек является одновременно и субъектом, и объектом.

В мире представлено две системы социальной защиты населения:

1) государственная, которая основана на социальной заботе государства об уязвимых группах населения страны (льготы малоимущим, субсидии, и пр.);

2) частная, которая основана на принципе социальной заботы о себе и окружающих близких людях по собственному усмотрению. Обычно эта система предполагает частное страхование в различных формах.

Основные формы социальной защиты населения представлены на рисунке 2.

 

Источник: [10]

Рисунок 2 – Формы социальной защиты населения

 

Таким образом, понятие социальной защиты населения в настоящее время представлено многоуровневым термином. В его основе лежат не только особенности формирования системы социальной защиты, но также и определены основные сферы действия.

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом.

Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную, систему социальной защиты детства.

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России.

Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы национальной защиты российских детей.

В 1990-е гг. в результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты детства, ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

В настоящее время в России еще только формируется механизм реализации государственной политики в области защиты прав и социальных интересов детей, обеспечения их выживания и развития Современная социальная защита детства в РФ базируется на правовом мировом законодательстве: Хартии детства (ратифицирована РФ в 1998 г.), Декларации прав ребенка (1959) и Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована РФ в 1990 г.). Ее принятие позволило по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности

Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется определенными принципами (всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства, многообразие форм и видов социальной защиты и др.), которые далеко не всегда соблюдаются субъектами социальной защиты. Ужесточение контроля субъектов социальной защиты приведет к полноценному функционированию системы.

Не менее важной проблемой современной социальной защиты является обтекаемость формулировок законодательной базы. Возможность свободного толкования часто лишает реальных объектов оказания им надлежащей социальной помощи. Низкий уровень информирования населения (а иногда и дезинформирование) об объективных задачах, формах и методах социальной защиты детства приводит к снижению эффективности соцзащиты. Объекты попросту не знают свои права и гарантированные привилегии. Повышение социальной грамотности (например, посредством социальной рекламы) ликвидирует эту проблему [10].

Другая форма социальной защиты детства — программы. Она характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Так, в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был принят Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696, в котором программа «Дети России» утверждена в качестве Президентской. В ней изложены основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. Существуют планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 гг. содержал мероприятия по созданию и развитию материальной базы социальной защиты детства.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.1994 г. № 275 определены меры по организации летнего отдыха детей и подростков в 1994 г.

Существенным вкладом в законотворчестве по проблеме прав детей являются принятие 29.12.1995 г. Семейного кодекса РФ, федеральных законов от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об Семейном кодекс РФ предусматривает существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах детей. В кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также судебного и административного разбирательства.

Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка. Система социальной защиты детства — это система осуществляемых обществом и его официальными структурами мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: