Срок реализации программы
2022 /2024 учебный год
Классы
программу составил _Комлева Елена Александровна_____
______УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ_______
(должность составителя рабочей программы)
«Рекомендована к утверждению» «Согласовано»
на заседании школьного методического зам. директора по УВР
объединения учителей ________ А.М. Агабекова
протокол № ___ от ______________
Руководитель ШМО______________
п. Навля 2022 г
Цель: усвоение определенных видов практической деятельности.
Задачи:
- развить у учащихся интерес к биологическим наукам (медицине, лабораторным исследованиям)
- выявить интересы и помочь в выборе профиля в старшем звене;
- познакомить с современными методами научного исследования; применяющимися при изучении физиологических процессов организма человека
- способствовать закреплению у учащихся лабораторных навыков и самонаблюдений;
- расширить и углубить у учащихся общебиологический кругозор по данной тематике.
Программа носит практико-ориентированный характер с элементами научно исследовательской деятельности. Рассчитана на учащихся 11 класса.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-определение мотивации изучения учебного материала;
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личност- ных ценностей;
-формирование целостной научной картины мира;
-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
-овладение научным подходом в решении задач;
-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
-овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;
-осознание значимости концепции устойчивого развития;
-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Метапредметные результаты Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД
-целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
-планирование пути достижения целей;
-устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение принимать решения в проблемной ситуации;
-постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий;
-организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
-прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости. Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
-поиск и выделение информации;
- анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
-выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
-самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-давать определение понятиям;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
-координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
-способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
-выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; организма человека; экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, съедобных и
ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
-знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;- проводить анализ и оценку последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
.-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
-соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное оборудование);
-освоить приёмы оказания первой помощи простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Обучающийся получит возможность научиться:
-овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
-доказывать взаимосвязь органов, систем органов с выполняемыми функциями;
- развивать познавательные мотивы и интересы в области анатомии и физиологии;
- применять анатомические понятия и термины для выполнения практических заданий.
Формы контроля
Контроль результатов обучения в соответствии с данной ОП проводится в форме письменных и экспериментальных работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования по темам курса, принимаются отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Программа рассчитана на 1 год, продолжительность одного занятия – 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
6.(1) | Сердце — центральный орган системы кровообращения | |||
7.(2) | Дыхание | |||
8.(3) | Пищеварение | |||
9.(4) | Обмен веществ и энергии | |||
10.(5) | Выделение и кожа | |||
11.(6) | Биоэлектрические явления в организме | - | ||
12.(7) | Жизненный путь человека (циклы развития). Реальный и биологический возраст | |||
13.(8) | Проектная работа (защита проекта) | - | ||
Итог |
Содержание программы
Тема 6. Сердце — центральный орган системы кровообращения (6)
Сердце — центральный орган системы кровообращения. Особенности строения и работы клапанов сердца. Пороки сердца врождённые и приобретённые. Кардиохирургические методы устранения пороков сердца, протезирование клапанов. Сердечный цикл: систола, диастола. Систолический и минутный объём крови. Сердечный толчок. Тоны сердца.
Автоматия сердца. Проводящая система сердца: типичная, атипичная мускулатура сердца, синусно-предсердный узел, предсердно желудочковый узел. Электрические
явления в сердце. Современные методы изучения работы сердца: электрокардиография, эхокардиография, велоэргометрия, стресс-эхокардиография. А. Ф. Самойлов — основоположник русской электрофизиологии и электрокардиографии.
Лабораторная работа № 1. «Регистрация ЭКГ. Определение основных интервалов». Лабораторная работа № 2. «Влияние психоэмоционального напряжения на вариабельность ритма сердца».
Практическая работа № 1. «Регистрация ЭКГ в I, II и III стандартных отведениях, определение электрической оси сердца».
Тема 7. Дыхание (6 ч)
Значение дыхания. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Парциальное давление кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и альвеолярном воздухе
и их напряжение в крови. Зависимость газообмена в лёгких от величины диффузной поверхности и разности парциального давления диффундирующих газов. Перенос газов
кровью. Причины гибели людей на больших высотах. Дыхательные движения. Глубина и частота дыхательных движений у разных групп населения. Зависимость дыхательных движений от тренировки организма. Жизненная ёмкость лёгких. Необходимость опреде- ления функций внешнего дыхания у призывников. Регуляция дыхания: автоматизм дыхательного центра, рефлекторное изменение частоты и глубины дыхательных движений, гуморальное влияние на дыхательный центр. Нарушение целостности дыхательной системы. Оживление организма. Клиническая, биологическая, социальная смерть.
Основные понятия темы: диффузия, парциальное давление, напряжение газов, гемоглобин, оксигемоглобин, дыхательные мышцы, диафрагма, лёгочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, пневмоторакс, спирометр, дыхательный центр.
Демонстрация: схема механизмов вдоха и выдоха.
Лабораторная работа № 1. «Спирометрия».
Лабораторная работа № 2. «Определение объёмов лёгких и их зависимости от антропометрических показателей и позы».
Лабораторная работа № 3. «Альвеолярная вентиляция. Влияние физической на- грузки на потребление кислорода».
Лабораторная работа № 4. «Пробы с задержкой дыхания на вдохе/выдохе и при гипервентиляции».
Контрольная работа № 4.
Тема 8. Пищеварение (7 ч)
Значение пищеварения. Свойства пищеварительных ферментов. Обработка и изменение пищи в ротовой полости. Виды слюнных желез: околоушные, подчелюстные, подъязычные, железы слизистой нёба и щек. Состав слюны, ферменты слюны. Работа слюнных желез. Регуляция слюноотделения. Пищеварение в желудке. Типы желудочных желез: главные, обкладочные, добавочные, их функционирование. Состав и свойства желудочного сока. Ферменты желудочного сока: пепсин, химозин, липаза. Отделение желудочного сока на разные пищевые вещества. Роль блуждающего и симпатического нервов в регуляции отделения желудочного сока. Переход пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. Секреторная функция поджелудочной железы. Ферменты поджелудочной железы: трипсин, амилаза, мальтаза. Печень, её роль в пищеварении.
Желчь: виды (пузырная, печеночная), состав, значение. Механизм поступления желчи в двенадцатиперстную кишку. Кишечный сок — состав и свойства. Механизм секреции кишечного сока. Перистальтика кишечника. Маятничковые движения кишечника.
Остановка кишечника. Пищеварение в толстой кишке: деятельность бактерий. Всасывание в пищеварительном тракте, функции ворсинок. Механизм всасывания: диффузия, фильтрация, осмос. Регуляция всасывания. Методика И.ьП. Павлова в изучении деятельности пищеварительных желез. Современные методы изучения пищеварительного тракта: эндоскопия, фиброгастроскопия, ректороманоскопия, колоноскопия, магнито-ядерный резонанс. Заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвы, дуоденит, опухоли. Меры профилактики.
Основные понятия темы: ферменты, пищеварительные железы, слюноотделительный рефлекс, пристеночное пищеварение, диффузия, фильтрация, осмос, фистульный метод.
Лабораторная работа № 1. «Изучение ферментативного действия слюны человека на углеводы».
Лабораторная работа № 2. «Значение механической обработки пищи в полости ртадля её переваривания в желудке».
Лабораторная работа № 3. «Изучение некоторых свойств слюны и желудочного сока». Лабораторная работа № 4. «Влияние афферентации от рецепторов полости рта нарезультативность целенаправленной деятельности».
Контрольная работа № 4.