Охрана памятников архитектуры и монументальных произведений искусства.
Все ли памятники истории и искусства могут храниться в музеях? Конечно же, нет. Как уберешь под крышу «Медного всадника» Фальконе или памятник А. С. Пушкину работы Опекушина? А если памятником архитектуры является целый город или его часть, как, например, Санкт-Петербург или Москва, Суздаль или Владимир?
Заниматься сохранением сокровищ архитектуры или других памятников истории гораздо труднее, и это под силу только при совместных усилиях государства, ученых, реставраторов, при активной поддержке каждого из нас.
Актуализация опорных знаний.
Но все ли памятники дожидаются своих реставраторов? К сожалению, нет. Я думаю, каждый из вас может привести примеры разрушенных, заброшенных памятников, исторических ценностей. Конечно, средств на их восстановление необходимо очень много и государство не всегда может позволить себе такие расходы. Что же можем сделать мы с вами? Как ни странно, многое. Мы можем помочь своими средствами, своим трудом. Да, восстановить дворец – это не в наших силах. Но отремонтировать памятник времен Второй мировой войны или не дать разрушить уникальный дом, украшенный оригинальной резьбой, мы сможем. Можем мы и предотвратить вандализм в отношении памятников, обратив внимание общества к этой проблеме. Как? А вот хотя бы, например, с помощью плаката. Сегодня на уроке вам предлагается выполнить эскиз плаката, посвященный памятникам истории нашего города.
Сообщение теоретических сведений.
Плакат – это броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, информационных или учебных целях. К какому виду изобразительного искусства можно отнести плакат?
|
Плакат является одним из видов графики. Существует четыре основных вида графики: станковая, книжная, плакат и промышленная.
Плакат рассчитан на то, чтобы вызывать одинаковую у всех реакцию. С плакатом мы встречаемся очень часто, ведь как раз его специфика и заключается в том, что он отражает текущие события. И хотя плакат – вид графики, функции его сходны с функциями монументального искусства. Он, как и другие виды монументального искусства, обращен одновременно ко многим людям. Вступая в общение со зрителем, плакат напоминает о каких-то важных событиях для общества, страны, призывает людей откликнуться на идеи, провозглашаемые художником.
У плаката, как у хорошего оратора, «речь» должна быть яркой, предельно выразительной, краткой. Плакат должен приковывать к себе взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни.
В потоке информации, среди бесчисленных надписей, вывесок, опознавательных знаков, рекламных щитов, светящихся витрин – плакат должен найти путь к уму и сердцу зрителя.
Часто одного беглого взгляда, иногда даже из окна движущегося транспорта, достаточно, чтобы смысл, содержание плаката сразу раскрылись. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ соответствует заложенным идеям, глубоко отражает их смысл. Язык плаката предельно лаконичен и скуп. Изображение составляет с текстом единое целое.
Так, например, при выполнении эскиза плаката по предлагаемой теме можно использовать изображение наиболее характерных, узнаваемых элементов памятника (силуэт башни, фрагмент орнамента) и надпись: «Сохрани!».
|
Давайте рассмотрим лучшие произведения плакатного искусства, чтобы полнее понять его специфику. Посмотрите на плакат Д. Моора «Помоги!».
Это было давно. В двадцатых годах прошлого века голодало Поволжье. И страна помогала. Помогал и плакат. Он шел по стенам, по заборам не одним листом. Он кричал «Помоги!» во много голосов, ступал белыми рядами из черноты прямо к нам за помощью.
И тревожит глаз черно-белое полотно, и сжимается сердце под напором видимого горя, и задумывается разум, что делать, чтобы помочь в ответ на призыв плаката.
Как видите, сначала плакат захватывает зрительное внимание, а через него обращается к уму и сердцу. Здесь изображение спаяно воедино с текстом, в данном случае с одним только словом. Белая тень Человека-Голода восклицает всем своим бесплотным высохшим существом, начиная от вскинутых рук – костей, через «восклицательный знак» тела вплоть до огромных ног, бредущих в черном бесплодном пространстве неродившей Земли: «Помоги!»
Очень эмоциональны и запоминаемы известные вам плакаты: «Ты записался добровольцем?» Д. Моора, «Родина-мать зовет!» И. М. Тоидзе.
– А какие плакаты вы видели в наши дни? Отвечают ли они вышеперечисленным требованиям? Насколько они выразительны?
Практическая работа.
Нарисуйте плакат, призывающий защитить памятники культуры.
Короткий, четкий текст выполните печатными буквами красивым шрифтом. Надпись можно разместить выше или ниже рисунка.
Плакат можно выполнить в любом графическом материале.