Цель работы: исследование рецепции взглядов Цицерона в области права и государственного устройства.
Задачи работы:
1) Выбрать основные мысли Цицерона о природе права, законе и распределении полномочий, власти и обязанностей между должностными лицами.
2) Раскрыть его теории о государственном праве и идеальной форме правления.
3) Сопоставить выделенные идеи с общими концепциями римского права с опорой на широкий круг источников и исследовательскую литературу.
4) Показать рецепцию всех правовых постулатов Цицерона в работах мыслителей последующих эпох.
Объект исследования: совокупность правовых и философских взглядов в их историческом развитии.
Предмет исследования: произведения Цицерона, отражающие его взгляды на государство и право, и других авторов, вдохновлявшихся его работами.
Основными источниками для раскрытия данной темы стали парные трактаты Цицерона «О государстве» и «О законах», в переводе И.Н. Веселовского, В.О. Горенштейна, с комментариями С.А. Утченко. В этих произведениях Цицерон изложил свои взгляды на политическое и правовое устройство идеального государства. Также для того, чтобы исследовать как правовые идеи великого оратора соотносились с его политическими выступлениями мы использовали тексты речей Цицерона, также в переводе Горенштейна. В качестве источника по биографии Цицерона выступило «Сравнительное жизнеописание Демосфена и Цицерона» Плутарха.
Для раскрытия темы рецепции правовых идей Цицерона на примере конкретной цитаты «Salus populi- suprema lex» (Благо народа- высший закон), мы использовали отрывки из сочинений авторов, использовавших этот постулат. Это такие известные философские произведения как «Левиафан» Томаса Гоббса, в переводе издательства «Мысль», а также «Два трактата о правлении в переводе того же издательства. Также мы приводим цитаты из статьи советского юриста Андрея Януарьевича Вышинского, в которых раскрывается его понимание идеи Цицерона.
|
Список источников:
1. Вышинский А.Я. Вопросы государства и права в трудах товарища Сталина
2. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мысль, 2001. – 182 с.
3. Институции Гая Gai Institutionum commentarii quattuor: текст,пер. с лат., коммент / Под общ. ред. проф. Д. В. Дождева. – М.: Статут, 2020. – 384 с.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Цицерон и Демосфен / пер. Алексеев В, Лампсаков К, Маркиш С.– М.: Азбука, 2020. – 352 с.
5. Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения: В 3 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 3. – 405 с.
6. Цицерон. О государстве. – М.: АСТ, 2022. – 416 с.
7. Цицерон. О законах. – М.: АСТ, 2022. – 416 с.
8. Цицерон. Речи. – М.: Искусство, 1994. – 400 с.
Историография:
1. Биряева А.В., Севанькаева В.В.. Государство и право в учении Джона Локка // ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, 2017. – 5-8 с.
2. Брагова А.М. Цицероновский образ правителя // Studia Humanitatis, 2016. – № 4.
3. Брагова А. М. Цицерон о законах идеального государства // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция, 2010. – №4. – 32-41 с.
4. Брагова А.М. Марк Тулий Цицерон об идеальном гражданине и государстве: автореферат дисс. к.и.н. – Нижний Новгород, 2005. – 24 с.
5. Виллемс П. Римское государственное право / пер. с фр. П.Н. Бодянскаго. – Киев, 1888. – 215 с.
|
6. Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. – М.: Госюриздат, 1949. – 419 с.
7. Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р. Конституция СССР 1936 года: модель «репрессивного конституционализма» // Вестник Казанского юридического института МВД России – 2019. – № 2. – с. 150-157.
8. Грималь П. Цицерон / Вступ. ст. Г. С. Кнабе; Пер. с фр. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 544 с.
9. Дождев Д.В.. Римское частное право. Учебник для вузов. – Под редакцией члена-корр. РАН, профессора В. С. Нерсесянца. — М.: Издательская группа ИНФРА, 1996. – 704 с.
10. Дубрава И.Д. Учения Цицерона о государстве и праве // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №2.
11. Егоров А.Б. Римское государство и право. Царский период и эпоха Республики: Учебное пособие. ― СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
— 173 с.
12. Курс римского частного права: учебник / Чезаре Санфилиппо; [пер. с итал. И. И. Маханькова]; под общ. ред. Д. В. Дождева. — М.: Норма, 2007. — 464 с.
13. Сморчков А.М. Коллегия понтификов: частно-правовые функции // IVS ANTIQVVM. Древнее право, 1998. – №1. – 55-66 с.
14. Сморчков А.М. Коллегия понтификов и понтификальное право в российской историографии, 1999 – №2. – 109-114 с.
15. Сморчков А.М. Авгурский контроль над ауспициями магистратов: теория и реальность // Античный мир и археология: Межвуз. сб. науч. тр., 2006. – №12. – 157-171 с.
16. Соборнов П.Е. К вопросу о правопонимании в советской юриспруденции 20-30-х годов XX века // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2019. – № 3. – с. 290-295.
17. Соляник К.В. «Развитие идеи гражданского общества во взглядах Томаса Гоббса на государство и право» // Теория и практика общественного развития, 2006. – №4. – с.13-15.
|
18. Трунов А.А. Томас Гоббс и его политическая теория. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, 2013. – №2.
19. Трухина Н.Н. Термин «плебс» в античной традиции МГУ. // М.: МГУ, 2021. – 188-195 с.
20. Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме на кануне падения республики. – М.: Академия наук СССР, 1952. – 298 с.
21. Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М.: Мысль, 1972. – 390 с. История политических и правовых учений / Под общ. ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 352 с.
22. Федоров Д. А. Социально-философские воззрения Марка Тулия Цицерона: автореферат дисс. к.и.н. – Санкт-Петербург 2016. – 28 с.
23. Шмитт Карл. Левиафан в учении Томаса Гоббса. Смысл и фиаско одного политического символа / Перевод с немецкого Д.В. Кузницына.
– Спб: Владимир Даль, 2006. – 299 с.
24. Finley M. I. (1983) Politics in the Ancient World (Cambridge) Beck S. (2004) «Greece and Rome to 30 B. C. Ethics of Civilization», World Peace Communications, https://www.san.beck.org/EC26-Cicero.html
Выводы.
В первой главе рассказывается о теории смешанной формы правления, правильность которой доказывается в трактате «О государстве». Цицерон устами Сципиона выдвигает свою теорию идеального государственного устройства, которая основывается на идее смешанной формы правления (в управлении участвуют элементы царской власти(консулы), олигархии (Сенат) и демократии (народные собрания, комиции и трибуны).
В первом пункте второй главы мы раскрываем представления Цицерона о природе права и сущности закона из первой книги трактата «О Законе».
Таким образом, согласно воззрениям Цицерона, естественный закон – это истинный закон, всегда справедливый, являющийся врожденным, вечным и постоянным. Источником естественного закона является божественный разум и природа. Мировоззрение Цицерона близко к пантеизму (от греч. παν – всё и Θεοζ – Бог) – природа и бог у него сливаются воедино. Естественный закон возник раньше, чем какой- либо другой писаный закон, и раньше, чем какое-либо государство было основано. Этот закон распространяется на всех, существует в неписаной форме и обладает верховенством над писанным законом, так как последний должен соответствовать установленному в природе божественному порядку, в противном случае он не имеет законной силы. Естественный закон имеет верховный фундаментальный характер и существует как нравственный ориентир, которому должен следовать законодатель. Здесь уместно привести вывод, сделанный из этого известным советским антиковедом Утченко: "Итак, основа права – не мнения людей, но природа, не писаные законы, созданные людьми, но природный, естественный закон, который одновременно есть высший разум, справедливость и который служит связующей нитью между людьми и богами. И только руководствуясь им, люди способны отличать право от бесправия, честное от позорного, доброе от злого и стремиться к праву и к тому, что честно и справедливо, ради самих этих доблестей"
Во втором пункте второй главы в соответствии со второй книгой трактата «О законе» мы раскрываем религиозное устройство идеального государства Цицерона. Таким образом, Цицерон описал религиозное законодательство своего идеального государства, перечислил основные коллегии, их обязанности и правовые полномочия, раскрыв эту тему он переходит к следующим важным правовым субъектам – магистратам.
Третий пункт второй главы посвящен третьей книге трактата и раскрывает представления Цицерона об устройстве властных учреждений и распределении полномочий между ними в идеальном государстве. Мы также рассказали об римской системе сдержек и противовесов (антитеза Сенат- трибунат), сформулированной Цицероном.
Третья глава нашей работы посвящена рецепции одного из известных правовых постулатов Цицерона: «Salus populi supremo lex». В этой главе мы провели сравнительный анализ смысла, который вкладывал в эту фразу сам Цицерон, философы 17 века Томас Гоббс и Джон Локк, а также советский юрист, который стоял у истоков советской юриспруденции, А. Я Вышинский.
Итак, мы привели примеры понимания идеи Цицерона в различные исторические эпохи. Фразу Salus populi – suprema lex употребляли в своих рассуждениях мыслители разных идеологических взглядов и предпочтений.
Сам Цицерон понимал Salus populi – suprema lex как необходимость достижения общественного компромисса и гармонии путем согласия сословий, которое достигается равенством граждан перед справедливыми законами, а также правильной работой должностных лиц(магистратов). Позже эта мысль воплотилась в либеральном понимании равенства: формальное равенство граждан перед единым законом.
Однако каждый следующий мыслитель использовал данную фразу по- своему, в контексте своих рассуждений и своей исторической эпохи.
Томас Гоббс понимал благо народа как его соединение через государство в единую силу, способную вершить справедливое правосудие и поддерживать мир. Справедливые законы, по его мнению, должны охранять здоровье государства-Левиафана, сохранять его стабильность и защищать от болезней, под которыми понимаются внутренние конфликты и гражданские войны.
Для Локка благо народа (salus populi) важнее, чем столетние традиции. Локк требует не нарушать законы, а при необходимости менять их на благо общества. Новаторство Локка в том, что, опираясь на мысль Цицерона, он доказывал тезис о том, что благо народа может требовать изменения устаревших законов для решения проблем сегодняшнего дня, несмотря на их противоречие традициям.
А. Я. Вышинский по-новому взглянул на идею римского оратора, использовав ее в контексте решения проблемы революционной законности, соотношения закона и диктатуры пролетариата. По его мнению, благо народа (salus populi) тесно связано с революцией и классовой борьбой. Понятие народ заменяется для него понятием пролетариат и соответственно благо народа -есть благо рабочих. По мнению советских правоведов буржуазное право должно быть заменено классовым насилием, которое приведет к исчезновению капиталистических предрассудков и формированию новой социалистической морали. Советское право- переходная форма от буржуазного права к социализму. В контексте этой теории Вышинский использует фразу Salus populi supremo lex для обоснования возможности применения чрезвычайных административных мер для защиты революции, то есть считает допустимым нарушение закона ради блага пролетариата.
Таким образом, мы показали интерпритации данной фразы мыслителями разных эпох.