Производственно-технологическая среда серийных предприятий отрасли находится на уровне 2000-х годов. Активная часть основных производственных фондов в значительной степени изношена (83% оборудования), не соответствует современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в современной информационной среде (оборудование с ЧПУ 3-го поколения -- менее 7%, современного оборудования 5-го поколения -- менее 0,5 %). Качество продукции полностью зависит от оператора, притом, что уровень квалификации и мотивации персонала существенно снизились.
Кадровый потенциал предприятий отрасли характеризуется нерациональной структурой, недостаточным количеством квалифицированных рабочих (менее 10%), ухудшающимися возрастными показателями. Отсутствие притока молодых работников при одновременной убыли (по причине возраста) квалифицированных кадров несет угрозу потери формировавшихся на протяжении многих десятков лет знаний и навыков.
Многие годы отечественные и иностранные ученые занимаются проблемами конкурентоспособности среднего предприятия. Но на сегодняшний день не существует сформировавшегося комплекса представлений о механизме менеджмента в области конкурентоспособности оптового торгового предприятия. Также существуют вопросы в области определения конкурентных преимуществ и модели их применения на существующем предприятии. В современных условиях должен быть разработан теоретико – методический комплекс подходов для совершенствования конкурентоспособности на базе анализа конкурентных преимуществ. Это необходимо для успешной адаптации предприятия к постоянно изменяющимся условиям современного рынка.
|
Среда возникновения конкурентных преимуществ может быть обусловлены внутренними и внешними факторами среды предприятия. Данные преимущества могут иметь правовой и внеправовой статус. По сроку действия на рынке они могут быть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Характер динамики конкурентных преимуществ можно охарактеризовать как устойчивый и нестабильный. По отношению к цене преимущества могут быть ценовыми и неценовыми. Несмотря на разнообразие факторов все они так или иначе имеют основополагающее или же вторичное влияние на конкурентоспособность организации.
Предметной областью является АО «Коминвест-АКМТ». Клиент обращается в АРЗ, делает заказ на ремонт АТ. Данный заказ направляется в цех, который специализируется на определённом виде ремонта. Цех отправляет запрос на склад о наличии необходимой детали. Если необходимой детали нет на складе, то осуществляется закупка нужной детали. Детали для ремонта «АРЗ» закупает у поставщиков. Закупленные детали поступают на склады, за каждым складом стоит зав.складом, в подчинении у которого в порядке 20-30 человек. Со складов деталь поступает в тот цех, который и делал запрос на данную деталь. Затем, производится ремонт авиационной техники. После ремонта заказчик может забрать отремонтированную деталь или самолёт.
На рисунке 2.1 показан основной бизнес-процесс АО «Коминвест-АКМТ». Входом в бизнес-процесс «Авиазавод» являются данные о клиентах и данные новых деталях. Управлением является Документация и информация о наличии деталей и стоимости поступивших от поставщиков. Механизмом в данной модели будут сотрудники АО «Коминвест-АКМТ». Выход - готовые изделия и заказ поставщикам.
|
Рисунок 2.1 Основной функциональный блок.
Чтобы получить более подробную модель, декомпозирован процесс АО «Коминвест-АКМТ», рисунок 2.2.
Декомпозиция - это система, разбивающаяся на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности [2].
На рисунке 2.2 видно, что основной процесс «организация ремонта авиационной техники» декомпозирован на три подпроцесса: Оформление заказа, Выполнение заказа, Подготовка отчётности. Можно увидеть, что управления, входящая, выходящая информация и механизмы тоже более детально разделены.
Рисунок 2.2 Декомпозиция процесса «Организация ремонта авиационной техники».
На рисунке 2.3 показана декомпозиция процесса «Оформление заказа», где видно, что процесс состоит из трёх элементов, а именно: Оформление заказа на ремонт, определение ресурсов необходимых для ремонта и обработка деталей и оборудования. Входом являются данные о клиенте, а выходом заключенный договор, данные о поступивших деталях и данные о закупленных деталях и материалах.
Рисунок 2.3 декомпозиция процесса "Оформление заказа".
Рисунок 2.4 показывает декомпозицию процесса «Выполнение заказа». Процесс декомпозирован на три блока: подготовка оборудования к диагностике, диагностика оборудования, проведение технических работ. Входом является установленное оборудование и материалы, а выход - готовые изделия и информация о ремонте.
|
Рисунок 2.4 декомпозиция процесса "Выполнение заказа".
И заключением диаграммы IDEF0 является декомпозиция процесса «Подготовка отчетности», рисунок 2.5. Процесс также декомпозируется на три блока: подготовка отчетов по выполненным работам, отчет по отдельным типам самолетов и анализ качества поставляемых деталей, входом которого является данных о поступивших деталях и данные о закупленных деталях и материалах. Выход - Готовый отчёт.
Рисунок 2.5 декомпозиция процесса "Подготовка отчетности".
Диаграмма потоков данных (DFD - Data Flow Diagrams), рисунок 2.6 является основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. Требования представляются в виде набора процессов, связанных потоками данных.
- DFD показывает, как каждый процесс выявляет данные (входные выходные) и выявляет отношения между процессами.
- DFD используют для описания документооборота организации и обработки информации.
Основными графическими компонентами DFD являются процессы или работы, внешние сущности, потоки данных и накопители, хранилища данных.
Внешняя сущность представляет собой материальный предмет или физическое лицо, которое является источником или приемником информации. Все сущности всегда находятся за пределами анализируемой системы. Хранилище данных представляет собой абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в хранилище и через какое-то время извлечь, причем способы помещения и извлечения могут быть любыми. Физически хранилище данных может быть реализовано в виде картотеки, папки с документами, таблицы в оперативной памяти, файлах, базах данных [16].
На примере работы АО «Коминвест-АКМТ» рассмотрим систему поддержки документооборота. Процессом является непосредственно сама система поддержки документооборота авиазавода.
Рисунок 2.6 Поддержка документооборота АО «Коминвест-АКМТ»
На рисунке 2.7 показана декомпозиция «Поддержки документооборота», с внешними сущностями, БД Договоры и План работ.
Рисунок 2.7 Декомпозиция процесса "Поддержка документооборота".
Критичным для отрасли является достаточно низкий уровень использования информационных технологий. Характерна частичная автоматизация планово-учетных функций, фрагментарное использование изолированных CAD/CAM систем при проектировании и подготовке производства. В то же время производство конкурентоспособной продукции требует наличия сквозных цифровых технологий разработки, производства и послепродажного обслуживания авиатехники, что является непременным условием роста качества продукции, производительности, управления издержками производства.