Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ




«Что мы знаем о воде»

Старшая группа.


Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.

2.Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.

3.Формировать умение разрешать противоречия.

4.Применять «моделирование маленькими человечками» при решении задач.

Воспитательные:

1.Прививать вкус к творческой работе.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

1.Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.

2.Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
Развивающая среда: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
Словарная работа: испарение, таяние

Ход занятия:

1. Организационный момент, объявление темы.

Педагог:

- Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.

- Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?

- Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе.

- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:

Раз, два, три, покрутись

В ученого – исследователя превратись.

- Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?

(Дети рассматривают карточки - символы)

Педагог: Ребята, скажите, что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге»)

Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.

Задание1:

Игра «Что общего?»

(На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).

Вопросы к детям:

- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках? (На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса)

- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.)

- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное.

- Вы были внимательны и правильно выполнили задание.

Проходите, занимайте места на стульчиках.

Задание 2: Опыты.

Педагог:

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды»

Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы- карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено.

(^ Выставляю карточки: вода течет, вода разливается; вода отражает предметы, не имеет вкуса)

- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.

Опыт «Вода не имеет формы»

- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? (^ Ответы детей). А теперь проверим наши предположения.

- Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое?

(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда).

-Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане)

- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)

- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять).

-А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)

Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (^ Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)

- Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Подойдите к столам. Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать что вода прозрачная?

Опыт «Вода прозрачная»

Можно в сосуд с водой опустить, какой – либо, предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Можно поставить рядом со стаканом картинку. Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке.

-Какое свойство воды мы исследовали?

Вывод: Вода - прозрачная.

- Вы справились с заданием, садитесь на стульчики.

(^ Выставляю карточку – схему: вода прозрачная)

Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному: могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)

Игра малой подвижности «Маленькие человечки»

- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки?

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.

- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).

-Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков.

Садитесь на стульчики.

3адание 3: Игра «Моделирование маленькими человечками».

- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено?

(^ Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).

- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой)

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (^ В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха).

Задание 4: Практическая работа детей за столами:

Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите на столах? (^ Карточки – схемы с изображениями разных состояний воды, карточки – модели «маленьких человечков»). На столах лежат карточки - чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь.

- Возьмите карточку, и с помощью «маленьких человечков» изобразите разные состояния воды. А теперь поменяйтесь местами с соседом, и проверьте, правильно ли выполнено задание.

- Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада. Незнайка много нового узнал о воде. Садитесь на стульчики.

Задание 5: Проблемные ситуации

Ситуация 1.

Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду? (Если на улице, солнечная погода, белье высохнет быстрее.) Солнышко притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар(испаряются).

- Вывод: Вода испаряется быстрее там, где теплее.

Ситуация 2.

Незнайка был в гостях у Снежной королевы, она сделала Незнайке подарок – красивую, прозрачную, чашечку, упаковала в красивую коробку. Когда Незнайка приехал домой, и открыл коробку, в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашел подарка?

Вопросы к детям:

- Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? (Вода нужна, для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы)

- Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать).(Выставляю карточки – бережем воду)

Итог

- Ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке, или нет? (Да смогли помочь).

- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня показалось самым трудным?

- С какими заданиями мы успешно справились?

(Проводили опыты с водой, составляли с помощью «м м ч» схемы разных состояний воды, узнали свойства воды, помогли Незнайке.)

Ребята, Незнайка, очень рад, что вы ему помогли, и приготовил для вас интересный опыт с волшебным стаканом, который видел в школе, на уроке. Хотите посмотреть? Посмотрите, на тарелке лежит в воде монетка. Скажите, как достать монетку, не замочив рук? Тарелку переворачивать нельзя, воду выливать нельзя. (Варианты детей). Смотрите, у меня есть волшебный стакан, который поможет нам достать монету, не замочив рук. Я ставлю стакан вверх дном в тарелку с водой. Сморите внимательно. Что происходит? (Вода из тарелки исчезла и оказалась в стакане) А почему это произошло? Как вы думаете? Мы узнаем во время следующего исследования

Оценка работы детей на занятии.

– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: