Общество и естественные права человека




Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная ("без правительства, как это обстоит с индейцами"), вторая - народовластная ("при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело... в наших штатах"), третье - деспотическую ("при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях"). Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав.

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Для защиты и сохранения естественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения власти правительства и такого условия его существования народ вправе изменить или уничтожить такую форму правления, заключает Джефферсон, если оно стремиться к деспотизму.

Далее в Декларации независимости 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных штатов.

Государственное устройство

Политическим идеалом Т. Джефферсона, как защитника интересов мелких производителей, стало демократическая республика фермеров.

Под республикой Джефферсон понимал такое государственное устройство, в котором правление осуществляется в пределах компетентности и возможности самими гражданами или через избранных ими непосредственных представителей осуществлять управление государством.

Форма власти - республика с разделением властей. Ее социальная основа - частная собственность (общество фермеров). Политический режим - демократия. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (палата депутатов, сенат), при котором действует Совет по проверке законов. Центральная исполнительную власть осуществляет президент, который избирается на 4 года не более двух раз. Исполнительная власть на местах - губернаторы и совет штатов.

Судебная система состоит из:

1. Суда Адмиралтейства;

2. Генерального Суда Общего Права;

3. Высокого Канцелярского Суда;

4. Апелляционного Суда.

Социальная структура и социальная проблемы

Джефферсон был сторонником сословного деления общества. Среди сословий его внимание привлекала лишь аристократия, где он различал: природную аристократию - те, кто признавался таковыми за их физическую силу и достоинства; искусственную аристократию - те, которые выделялись своим особым происхождением и богатствами, и духовную аристократию - те, кого выделили за интеллектуальные и нравственные достоинства. Духовную аристократию он называл естественной и считал ее "самым драгоценным даром природы, данным людям для того, что бы учить и... управлять обществом".

Джефферсон был против рабства. Он заявлял, что природа наделила черных и краснокожих собратьев "равными талантами с людьми других цветов", что рабство и национальная дискриминация - это моральный и политический порядок общества, что рабы и индейцы так же обладают естественными правами. В то же время как политическому деятелю ему приходилось считаться с устоявшимся традициям в отношении к неграм и индейцам и той политикой, которую проводили по отношению к ним правительства различных штатов.

Джефферсон вошел в историю политической мысли как автор Декларации Независимости США, провозгласившей наиболее передовые политические и правовые идеи того времени.

 

 

Политические взгляды К.А. де Сен-Симона

Эпоха.

Эпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу). Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 - 1825) (аристократ; участвовал в составе французских войск в борьбе североамериканских колоний за независимость; в первые годы революции выступал с пропагандой принципов свободы и политического равноправия граждан, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворянства и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула; испытал разочарование, так как революция не разрешила основных противоречий общественного строя и не облегчила положение народа).

«Очерк науки о человеке», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».

Особенности теории.- Придерживался идеалистических концепций французских просветителей о причинах развития общества (взгляды людей, просвещение, наука и мораль - решающие факторы изменений в экономическом и политическом строе).

Каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества - следствие переворота в философских воззрениях.

Три фазы истории (теологическая (период господства религии, охватывающей рабовладельческое и феодальное общество); метафизическая (период крушения феодальной и теологической систем); позитивная (будущий общественный строй, основанный на науке)).

Общество будущего (промышленное общество; основано на научно и планово организованной крупной промышленности; только промышленная система в состоянии найти применение человеческим талантам и наукам).

Ассоциация (объединение промышленности, достигаемое путем максимальной централизации производства; в новом обществе все должно быть подчинено интересам промышленности и научному прогрессу; политика должна превратиться в науку о производстве (науку, ставящую цель установления порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства)).

Политика превращается в науку об организации промышленности, об основных принципах централизованного руководства единым хозяйством, в науку о планировании (понятие плана - одно из наиболее важных социологических открытий).

Деление общества на классы (3 класса (ученых; собственников (за исключением лиц, входящих в первый класс); неимущих); в более поздний период 2 класса (паразитов; промышленников); паразиты (дворяне, военные, рантье, государственные чиновники и юристы), им противостоит класс промышленников (трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры)).

Проект справедливого общественного устройства (всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества; сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическими процессами; цель новой организации - улучшение участи самого многочисленного класса общества).

Свобода (имеет смысл, когда несет людям постоянный рост производства полезных вещей; основа свободы - промышленность; рост могущества промышленности - полное осуществление свободы).

Всеми своими достижениями человечество обязано промышленности (делает неверный вывод, что прогресс промышленности равен социальному и нравственному прогрессу, а свобода промышленности равносильна социальной свободе).

Проблема управляющих и управляемых должна исчезнуть в обществе, где властвуют не субъективные мнения и симпатии людей, а научные принципы (основной принцип нового административного управления - руководствоваться интересами целого, что обеспечивает процветание общества и поддержку большинства граждан).

В новом обществе не будет управления людьми (задачи руководства обществом сведутся к управлению вещами; в отношениях между людьми исчезнут господство и подчинение; судьба людей не будет зависеть от произвола и каприза стоящих над ними руководителей).Сформулировал идею планомерного научного руководства экономикой, превращения государства в форму организации производства (не смог доказать, что новая централизованная промышленная система не таит опасностей для личных свобод).Право людей на управление (определяется превосходством положительных способностей; люди равны в том смысле, что каждый может стать управляющим, но фактически неравны, ибо лишь некоторые обладают талантом к управлению, а у большинства его нет) (абсолютизация принципа превосходства - антидемократизм учения).Не учел, что рост могущества человека над силами природы содержит опасность роста могущества индустриальной системы над человеком.Планы общественного переустройства целиком исходят из идеи мирного разрешения всех социальных проблем (решительно отвергает путь революционного насилия, путь классовой борьбы; главное средство преобразования - проповедь новой морали).В проектах политической организации будущего промышленного строя сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатный парламент (между королем и палатами создаются 2 новые промежуточные инстанции - Совет ученых (разрабатывает планы необходимых социальных преобразований) и Совет промышленников в составе виднейших представителей промышленности, торговли, банковского капитала (рассматривает проекты социальных преобразований, составляет проект бюджета и проверяет его исполнение)).

Переход от феодальной системы к новой промышленной осуществляется актом королевской власти, призывающим к управлению страной просвещенных промышленников и ученых (надежды на осуществление реформы сверху).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: