ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении I городской музыкально –теоретической олимпиады «Музыкальный марафон»
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Iгородскоймузыкально-теоретической олимпиады «Музыкальный марафон» (далее - Конкурс) в 2017-2018 уч. г.
1.2. Конкурс проводится среди учащихся детских школ искусств и детских музыкальныхшкол города Новокузнецка.
1.3. Учредителем Конкурса является Управление культуры администрации города Новокузнецка.
1.4. Организатор Конкурса - муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования_______________________
1.5. Дата проведения Конкурса: I тур 16.12.2017г, II тур 14.04. 2018г.
1.6. Место проведения Конкурса:по школам
Цели и задачи Конкурса
2.1. Цели проведения Конкурса:
- поддержка и стимулирование интереса учащихся ДМШ и ДШИ к занятиям сольфеджио и музыкальной литературы.
- выявление наиболее одаренных учащихся.
2.2. Задачи Конкурса:
• стимулирование интереса к исследовательской деятельности;
· стимулирование интереса к исследовательской деятельности;
· актуализация знаний и умений, полученных в процессе обучения;
· выявление одаренных детей, обладающих творческим и интеллектуальным потенциалом;
· активизация обмена педагогическим опытом;
· стимулирование профессионального роста преподавателей.
• развитие интонационных и слуховых навыков учащихся;
• повышение качества теоретической подготовки учащихся;
Номинации и участники Конкурса
3.1. Конкурсные состязания проводятся по трем номинациям:
• Номинация «Музыкальная литература»:
- для учащихся 4-5 классов, посещающих данный предмет по 8 летнему образовательному плану, 1-2 классов, посещавших данный предмет по 5 летнему образовательному плану.
· Номинация «Теория музыки»:
- для учащихся 3 - 5 классов, посещающих данный предмет по 8-летнему и учащихся 3-4 классов, посещающих данный предмет по 5-летнему образовательным планам.
Номинация «Сольфеджио»:
- для учащихся 3-5 классов, посещающих данный предмет по 8-летнему образовательному плану и дляучащихся 3-4 классов, посещающих данный предмет по 5-летнемуобразовательному плану.
- В Конкурсе не имеют право участвовать конкурсанты, Занявшие призовые места (лауреаты, дипломанты) в олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе текущего года более высокого уровня (областная олимпиада в НКИ). Номинация значения не имеет.
3.2. Состязания проводятся отдельно по каждому классу.
Задания для участников Конкурса
Номинация «Сольфеджио»
Класс
Необходимые теоретические знания: мажор натуральный, минор 3х видов, простые интервалы в ладу и вне лада, обращение интервалов. Трезвучия: Б, М, Ум,Ув, главные трезвучия лада.
Ритм: пунктир долгий, группы с шестнадцатыми
Конкурсные задания
1. Теоретическая работа: 8-10 вопросов с предложенными ответами, участник должен найти правильный.
2. Диктант: дана записанная мелодическая линия без штилей: подписать ритм, размер, пропущенные ноты.
3. Определение на слух интервалов, ладов и аккордов: 8-10 элементов, три проигрывания каждого элемента. Письменно в форме игры соединить уже данные элементы. Проигрывать в гармоническом и мелодическом виде.
Класс
Необходимые теоретические знания: тональности 1-3 знака. Лады минор 3-х видов, мажор натуральный. Интервалы: диатонические, тритоны (натуральный мажор и гармонический минор), ув2 в гарм. миноре. Аккорды: TSD с обращением, D7 в основном виде. От звука: простые интервалы, М Б Ум Ув трезвучия, обращения М53 Б53, МБ7в основном виде. Ритм в диктанте: 2/4, 4/4, 3/4, долгий и короткий пунктир, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Деление четвертной доли. Правила группировки.
Конкурсные задания:
1. Диктант: дана записанная мелодическая линия без штилей: подписать ритм, размер, пропущенные ноты и случайные знаки. 6-7 проигрываний с предварительной настройкой. Требования к мелодии: движение по звукам интервалов и аккордов из теоретического материала, тональности и виды ладов, ритм см. теоретический материал. Тональности 1-2 знака. Единый ритмический рисунок в диктанте.
2. Слуховой анализ. 5 интервалов и 5 аккордов вне лада: простые интервалы, тритоны проигрываются с разрешением, разрешение указать, MБ7 в основном виде.
3. Теоретическая работа. Определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны и ув2 в заданную тональность. Аккордовая последовательность (не более 5 аккордов) в тональности – дан неполный аккорд (только 2 каких либо голоса), подписана структура, нужно определить функцию и дописать недостающий голос. Найти в мелодии интервалы и аккорды.
4. Пение с листа. Участники поют с листа 8-тактовую однотональную мелодию. Подбирают (15-20 минут) к данной мелодии аккомпанемент (можно расставить функции или расписать в фактуре).
Класс
Необходимые теоретические знания: тональности 1-4 знака (в латинских буквенных обозначениях). Лады: минор 3-х видов, мажор натуральный. Интервалы: диатонические, тритоны натурального мажора и гармонического минора, ув2, ум7 в гарм. миноре. Аккорды: TSD с обращением, D7 с обращениями, К64. От звука: простые интервалы, М Б Ум Ув трезвучия, обращения М53 Б53, МБ7. Ритм в диктанте: ¾, 4/4, 3/8, долгий и короткий пунктир, простые внутритактовые синкопы, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Правила группировки.
Конкурсные задания:
1. Диктант: дана записанная мелодическая линия без штилей: подписать ритм, размер, пропущенные ноты и случайные знаки. 6-7 проигрываний с предварительной настройкой и пропеванием гаммы. Движение по звукам интервалов и аккордов из теоретического материала, тональности и виды ладов, ритм см. теоретический материал. Тональности 1-3 знака.
2. Слуховой анализ. 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.
3. Творческое задание и пение с листа. Спеть с листа мелодию (8 тактов однотональный период). Подобрать аккомпанемент.
4. Теоретическая работа. Определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны и характерные интервалы в указанные тональности. Аккордовая последовательность в тональности. Дан бас и структура аккорда, участники должны достроить аккорды и подписать функцию. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.
НОМИНАЦИЯ «ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»
· Форма конкурсного состязания: письменная теоретическая работа. Работа включает задания:
- подбор аккомпанемента (подписать функции к данной мелодии, без последующего исполнения),
- построение и определение в нотном тексте ладов, интервалов, аккордов,
- задания по аккордам.
- деление длительностей, четвертной доли изучаемых размерах, заполнение тактов, понимание группировки
· Объем теоретических знаний соответствуют классам участников по программам обучения (см. номинацию сольфеджио).
4.3. НОМИНАЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Индивидуальное состязание в следующих формах заданий:
Класс
- письменная тестовая работа по теме музыкальные тембры и инструменты (инструменты симфонического оркестра+баян, аккордеон, домра, балалайка, гусли, гитара, арфа, орган, клавесин), состав симфонического оркестра в виде 8 -10 вопросов;
- музыкальная тембровая викторина (скрипка, арфа, литавры, фортепиано, кларнет, гитара, флейта, виолончель, труба, аккордеон, балалайка, орган, челеста, клавесин).
.
Класс
- письменная работа по теме «Жизнь и творчество Й.Гайдна». Конкурс предполагает знание представителей классицизма, основные жанры, формы, сонатно-симфонический цикл.Жизнь и творческую деятельность Гайдна, даты создания, жанровую принадлежность, тональности (в том числе отдельных частей), программные заголовки, наиболее значительные сочинения.
-музыкальная викторина по творчеству Й. Гайдна, включающую произведения: Симфония №103(Iчасть:Г. п., П. п., тема вступления; IIчасть 2 темы; IIIчасть основная тема; IVчасть 1 тема), Соната D-dur(3 основные темы из трех частей).