Губы, мягкое нёбо, язык и нижняя челюсть – это органы в аппарате артикуляции. Ослабление в развитии движения речевых мышц лица у ребенка (парез) можно определить при помощи упражнений. (слайд №10)
Проблемы в речевом слухе
Фонематическое восприятие или развитие речевого слуха начинает работать к 4 годам. О нарушениях восприятия звуков показывает процесс замены ребенком звуков, например рука-лука или пропуск «р» — рука-ука.
(слайд №11)
Приступая к постановке звука [Р], избегайте распространенной ошибки родителей: не заставляйте ребенка правильно произносить звук сразу в словах и предложениях. Автоматизацией звука [Р] в речи следует заниматься отдельно, после того, как ребенок освоил его автономное воспроизведение. Даже научившись правильно «рычать», ребенок не сможет использовать только что освоенный звук в беглой речи первое время. Для этого необходимо выработать мышечную память, которая позволит правильно артикулировать звук без сознательных усилий, автоматически. Мышечная память вырабатывается, когда выполняется постановка звука [Р] поэтапно, многократным повторением правильной артикуляции, которую сначала нужно поставить и только потом закреплять.
ВАЖНО! Начните занятия с автономной постановки звука. Автоматизация звука [Р] в стихах и скороговорках, в речи станет возможной только тогда, когда ребенок научится правильно его произносить отдельно от слов и предложений.
Лучше и легче всего научить ребенка выговаривать [Р] от другого звука, который уже ему дается. Рассмотрим логопедические упражнения на звук [Р] со звуками [Д], [Ж] и [С].
От звука [Д]
Попросите ребенка звонко и без остановки произносить звук [Д]. Кончик языка при этом должен быть сильно прижат к альвеолам: [ДДДД]. От силы нажатия на кончике языка возникнет вибрация, и вы услышите что-то вроде [ДДДРР]. Этот звук закрепляем и начинаем отрабатывать слоги с гласными: дро, дру, дра, дры. После чего переходим на слова: дрова, друг, дракон, дрына и т. д. Меняем [Д] на [Т]: тро, тру, тра, тры, тротуар, трусишка, трава и т. д. Если все получается хорошо, пробуем отключать вспомогательный звук.
|
(слайд №12)
От звука [Ж]
Если с [Ж] у ребенка нет никаких проблем, можно попробовать перевести этот звук в [Р] при помощи незамысловатого упражнения. Попросите ребенка тщательно и долго произносить [Ж], при этом отодвигая язык глубже в рот. Как только язык будет отодвинут достаточно глубоко, вы услышите короткий звук [Р]. Повторяйте это упражнение для закрепления звука. Когда звук будет закреплен, переходите к произношению слогов, а затем – слов.
(слайд №13)
От звука [С]
Это очень необычный способ извлечения звука [Р], который производится на вдохе, а не на выдохе, как другие упражнения и вся наша речь в целом. Очень важно, чтобы ребенок умел свободно и правильно проговаривать [С], иначе в упражнении не будет смысла. Попросите ребенка произносить долгий звук [ССС], затем сделать вдох ртом, прижав язык к альвеолам. В результате получится короткий [Р], который можно повторить на выдохе. Это и есть искомый звук, с которым можно работать по уже знакомой схеме (слоги, слова и т. д.). (слайд №14)
Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)
Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.
|
Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.
1. Ребенок повторяет последний слог, с гласным звуком на конце:
На полу стоит ведро – ро-ро-ро.
Летом сильная жара – ра-ра-ра.
Вот работают бобры – ры-ры-ры.
Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.
2.Повторение слога, где гласный звук расположен перед звуком «р»:
Мы за мир – ир-ир-ир.
Я подметаю двор – ор-ор-ор.
Мы покормим кур – ур-ур-ур. (слайд №15)
Мимическая гимнастика
Для разработки мышц лица, которые участвуют в постановке «р» используется мимическая гимнастика.
Она способствует:
· подготовке лицевых мышц для работы;
· развитию четкой дикции;
· развитию движений органов артикуляции;
· тренировке мускулатуры языка, неба и губ.
Гимнастику проводить перед зеркалом, применяя элементы игры:
· открыть широко глаза – испугаться;
· брови поднять в верх – удивиться;
· нахмурить лоб – сердиться;
· высунуть язык и подышать, как щенок;
· имитация вылизывания, как кошка;
· быстро моргать;
· подмигивать глазами поочередно;
· надувать и поджимать губы;
· надуть щеки и втягивать. (слайды №№16,17)
Дыхательная гимнастика
Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;
Рекомендации при проведении гимнастики:
· до 7 лет обязательно присутствие взрослых для безопасности;
|
· состояние ребенка – спокойное, не игривое;
· упражнения выполнять в спокойном темпе;
· контролировать самочувствие ребенка;
· не делать резких выдохов.
Комплекс упражнений для занятий с повторением каждого 3-4 раза:
· Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.
· Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.
· Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.
· Лежать на спине, вытянуть ноги, глаза закрыть (тело должно быть расслабленным). Положить ладони на живот. Выдохнуть медленно воздух, втянуть одновременно живот к позвоночнику. Вдох и живот поднимать с ладоням и раздувать в шар.
· На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.
· Зажечь свечу – дать ребенку потушить.
Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.
(слайды №18,19,20)
Список литературы:
1. Комарова Л.А. Комплект пособий по закреплению произношения звуков (10 альбомов).
2. Азова Е.А., Чернова О.О. «Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Издательство: Сфера,2012.
3. Дидактический материал для логопедов Авторы/составители:
Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Издательство: ГНОМ и Д, 2017.
4. Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р, РЬ.
«М:Аркти, 2004.
5. Жихарева–Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р. Гуманитарный издательский центр Владос. М., 2009.
6. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно «Р – РЬ». Логопедический альбом. ООО Издательство «Росмен – пресс». М., 2002
7. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках
8. Нищева Н.В. «Картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков», Издательство: Детство-пресс.