Понятие и виды монополии




Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в сегодняшнем XXI веке непросто предположить «западное» правительство не пытающееся ограничить монополизацию рынка. Следствием возникновения первых монополий стало - антимонопольное законодательство. Прогрессивное прочветание различного семейства монополий, появление межнациональных компаний говорит собственно о том, что воспитание монополий - закономерный процесс и разъясняется собственно это тем, что сама конкуренция, как значительный элемент рыночного механизма порождает их так, как любой соперник грезит стать монополистом.

К концу XIX века экономисты и правительства основных держав мира быстро осмыслили масштабы угрозы монополий и набрались решимости начать борьбу с ними.

Последней каплей, переполнившей чашу упорства, стали действия наикрупнейшей монополии USA - компании «Стандарт Ойл». На протяжении долгого времени предоставленная компания методом интриг, финансового подавления соперников за счет невысоких цен, а еще скупки более упрямых врагов захватил контроль над 90% мощностей USA по добыче и переработке нефти. Впоследствии всей данной работы «Стандарт Ойл» перекрыла половину собственных компаний, быстро сократив предложения нефтепродуктов на рынок, и в одно и тоже время подняв стоимости на волне недостатка. Это сулило большие выгоды.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и USA (1890). Последний - это известный закон Шермана, получивший широкую известность как «хартия финансовой свободы». Закон звучал довольно грозно: «Любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами настоящим объявляются незаконными»- Подобный же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Но монополии существуют и поныне. Многие из них в силу ряда причин совершенно естественны. С другими, государства ведут постоянную борьбу с помощью антимонопольных законодательств.

Цель данной работы рассмотреть сущность и виды монополий, а также антимонопольное законодательство Российской Федерации.

Необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие и виды монополий;

2. Определить сущность антимонопольного законодательства;

3. Охарактеризовать особенности антимонопольного законодательства за рубежом;

4. Выявить особенности развития антимонопольного законодательства в России;


 

Понятие и виды монополии

 

Что такое монополия? Есть несколько понятий этого слова. И одно из них это.

Монополия - это власть над рынком. Она возникает тогда, когда продавец обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки.

Также есть ещё одно. Монополия - это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.

Монопольная власть фирмы может базироваться на каком-то одном источнике, а может и на нескольких одновременно. Чем больше таких источников, тем более устойчивым будет монопольное положение фирмы. Источники монопольной власти обладают разной степенью устойчивости, что определяет и устойчивость монополии. Поэтому в зависимости от устойчивости действия формирующих монопольную власть факторов выделяют несколько типов монополии.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Но именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовывать имеющуюся у нее рыночную власть и получать высокую прибыль.

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательным закреплением за ней исключительных прав, которые не позволяют другим фирмам входить на отраслевой рынок. Типичными примерами такого типа монополии являются метрологическая и санитарная службы, почта и телеграф. Хотя закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, это не гарантирует получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав обычно сопровождается регулирующими ограничениями в отношении уровня цены и нормы прибыли.

Естественная монополия возникает в том случае, когда средние издержки производства устойчиво убывают по мере охвата рынка, а наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении всего рыночного спроса единственным продавцом. Типичные примеры этого типа монополии - энергетические сети, железная дорога, трубопроводный транспорт, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при увеличении объема обслуживаемого рынка. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая корреляция между объемом обслуживаемого рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще, любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: