Выразительно прочитайте стихотворение И. Северянина «Тишь двоякая». Проведите лингвистический анализ стихотворения.
Тишь двоякая
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна -
Архангельская тишина.
Работа 1.
Игорь Северянин выбрал необычное название для стихотворения – «Тишь двоякая». С одной стороны, читатель может услышать ее, тишина описана так «подробно», в ней содержится много всего, начиная от «всхлипов клюквенной трясины» и заканчивая «хрустами снежной парусины». Казалось бы, ну что особенного может быть в тишине? Но только на первый взгляд может показаться, что тишина безжизненна и уныла, не зря Игорь Северянин относился к поэтам «серебряного века», ведь он смог заставить читателя не только услышать тишину, но и «увидеть», почувствовать ее…
Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.
Анафора «высокая» довольно необычна для первых строк. Хочется поднять голову и увидеть эту луну, ощутить такой мороз. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием кольцевой композиции. Это помогает автору раскрыть идею: описать тишину так, чтобы в ней был различим каждый звук. Аллитерация звуков «ш», «ж», «х» создает эффект хруста, шороха, всхлипов. Если читать стихотворение вслух, действительно можно это услышать. Неполное предложение с пропущенными сказуемыми также помогают создать некий образ тишины. Поэт повторяет слово «слышна», чтобы еще раз обратить внимание читателей: так тихо, что тишину можно услышать. и эта всепоглощающая тишина позволяет услышать «далекий скрип обозов». Тире подводит итог всего того, что «находится в «Архангельской тишине». Интересно сравнение снега со «снежной парусиной», то есть снег белый, как парус корабля в море.
|
Она сложна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
Двоеточие доказывает, что она действительно видна по происходящему вокруг. Эпитет «тихие» подчеркивает, что даже крылья стараются не нарушать этот покой.
Сложно рассказать о тишине, если чаще всего она ассоциируется с мертвенностью, вечным покоем. Но тишина, «подслушенная» поэтом другая – это неторопливое течение жизни, сон и пробуждение, отсутствие тревожного, напряженного потока будничных дел. Использованные приемы и фигуры дополняют образ этого сложного явления, названного тишиной.
Работа 2.
Стихотворение И. Северянина «Тишь двоякая построено на системе взаимосвязанных перекликающихся образов. Важны не столько отдельные слова или словосочетания, сколько те ассоциации, которые они порождают у читателя. Мы словно окунаемся в иной мир, оказываемся в заснеженной российской глубинке, где вглядываемся и вслушиваемся в тишину, «тишь двоякую». «Говорящим» является само название стихотворения. Что значит «тишь двоякая»? И вообще, как можно тишину слышать, ведь тишина – это отсутствие всяких звуков?! А вот у Северянина эта самая тишина складывается из «всхлипов клюквенной трясины», из скрипа обозов и «хруста снежной парусины», т.е. проще говоря хруста снега под ногами. Северянинская тишина «видна»; это не безмолвие и не просто сочетание звуков, это особое ощущение, особая атмосфера, витающая над архангельскими просторами.
|
Говорящими» являются эпитеты, используемые потом для описания представляемой им картины: «высокая луна» - это потому, что луна на севере кажется далекой, расположенной высоко-высоко на небе; «высокие морозы» - значит, морозы лютые; «всхлипы клюквенной трясины» - эта фраза повествует о многом. Во-первых, о том, что летом на болотах в архангельской глубинке растет клюква, о том, что трясина издает странные звуки, похожие на всхлипы, навевающие тоску. «Тихих крыльев белизна» - это, вероятно, сказано об ангелах, глядящих с древних архангельских икон. Из всего этого и складывается «тишь двоякая», «архангельская тишина», архангельский, ни с чем не сравнимый дух.
Стихотворение написано в таком темпе, с использованием таких приемов построения фразы и предложения, что у читателя создается ощущение неспешного течения времени, покоя. Короткие законченные предложения придают определенность всему сказанному поэтом. Используется прием, когда несколько строк начинаются с одной и той же фразы (одного слова), что подчеркивает особенности описываемого предмета (или явления), и, кроме того, придает стихотворению некоторое сходство с простой, задушевной песней».
VI. Творческая работа