Квалиметрия - это научная область, объединяющая количественные методы оценки качества продукции. Обоснование номенклатуры и количественных значений показателей качества продукции и услуг. Разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизации. Разработка принципов построения комплексных показателей качества и обоснование их использования. Оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий.
Квалиметрия – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества продукции. Есть несколько направлений: общая квалиметрия (рассматривает общетеоретические проблемы), специальная квалиметрия (рассматривает модели и алгоритмы оценки) и предметная квалиметрия (по предмету оценивания).
Квалиметрия осуществляет общественные квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и др. показателей с эталонами. (В отличие от метрологии, квалиметрия, количественно определяя характеристики, связывает их с обоснованием управляющих решений). Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат.
Основные задачи квалиметрии
v обоснование номенклатуры показателей качества
v разработка методов определения показателей качества объектов и их оптимизация
v Разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и УК
|
v Расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции
v установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок
v планирование и освоение новых видов продукции
v планирование высокого качества изготовления продукции
v проведение контроля и испытаний
v выбор продукции при ее приобретении
v определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции
v изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции
Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.
Обоснование выбора номенклатуры показателей качества производится с учетом:
- назначения и условий использования продукции;
- анализа требований потребителей;
- задач управления качеством продукции;
- состава и структуры характеризуемых свойств;
- основных требований к показателям качества.
Основные направления определения состава и структуры характеризуемых свойств отражает классификация показателей, применяемых при оценке уровня качества продукции.
По характеризуемым свойствам они могут быть единичными и комплексными (групповыми, обобщенными, интегральными).
По способу выражения они 'могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.
По области анализа: технические, экономические, технико-экономические.
|
По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.
По стадии определения—прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.
По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; надежности (безотказности, долговечности, сохраняемое, ремонтопригодности); эргономические, эстетические; технологические; транспортабельности; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические; безопасности.
4. Сегментация рынка социально-культурной сферы и туризма.
Понятие сегментации рынка. Принципы, факторы и критерии сегментации. Цели сегментации. Понятие целевого сегмента. Характеристики сегмента: количественные границы, доступность, информационная насыщенность, доходность, защищенность от конкурентов и т.д. Варианты охвата рынка. Понятие рыночной ниши. Факторы, влияющие на выбор фирмой своей стратегии охвата рынка. Позиционирование фирмой своего товара на целевом рынке.
Сегментация рынка – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей конкретного товара предприятия. Главная цель сегментации – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
Критерии сегментации:
1 - региональные критерии (климат, численность, динамика развития региона, транспортные сети, доступность СМИ, юридические ограничения)