для старших классов (6-7ДПП класс)




Разработка комплекса движений и упражнений

Урока «Постановка танца»

(Постановка русского народного танца)

для старших классов (6-7ДПП класс)

Основные элементы русского народного танца

 

А)Позиции ног.

В народном танце используется:

1. 5 выворотных положений классического танца - I, II, III, IV, V.

2. 5 прямых:

I прямая - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV - обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V - обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

3. 5 свободных.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

4. 2 закрытые.

I - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

1. 7 позиций:

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI - обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

2. Подготовительное и 2 основных положения.

 

Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение - обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

1. Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

2. «Звездочка».

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

3. «Карусель».

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

4. «Корзиночка».

Она образуется из двух кругов - круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

5. «Цепочка».

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Движения рук.

1. Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей - руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек - руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

2. Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

3. Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти - на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

4. Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Б) Шаги

1. Простой

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги.

2. Переменный.

Б) С продвижением назад.

3. Переменный с притопом.

А) С продвижением вперед.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

4. Переменный с каблука.

5. С переступанием.

Дроби

Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

1. Дробная дорожка.

2. Дробь с подскоком.

Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

В) Основные движения русского народного танца.

«Гармошка».

«Ковырялочка»

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

«Маятник».

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

«Молоточки»

Танцевальные движения — это определенная структура постро­ения на одном приеме исполнения, которое может развиваться за счет восьми элементов: «шаг», «подскок», «соскок», «перескок», «удар», «притоп», «хлопок», «поворот» — и не имеет завершающей точки. Сочетание нескольких, движений (групп) есть танце­вальная комбинация, которая строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение. Комбинация особой длительности может перерасти в танцевальный монолог.

«Веревочка»

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

Например: Веревочка (Русская)

И.п.: л.р. на станке. Пр.р. в подготовительной позиции. V позиция ног. Вес тела равномерно распределен. Лопатки собраны, ягодичные мышцы подтянуты.

Pr/

«и»- локтевой сустав пр.р. довести до первой позиции, кончики пальцев, отставая, следуют за локтевым суставом и образуют первую позицию.

«раз»- зафиксировать положение руки.

«и»- локтевой сустав переводится во II позицию, ладонь поворачивается вверх

«два»- зафиксировать положение.

«и»- локтевой сустав возвращается в Первую позицию.

«раз»- кисть пр.р. привести к поясу и прижать к нему ладонь, присесть в demi plie

1 такт

«и»- провести правую ногу на passé колено в сторону, опорная нога прямая

«раз» опустить пр.н. на пол.

«и»- провести левую ногу на passé колено в сторону, опорная нога прямая

«два»- опустить л.н. на пол.

2 такт

«и»- провести правую ногу на passé колено в сторону, опорная нога прямая поднимается на носок и переводится назад

«раз» опустить пр.н. на пол.

«и»- провести правую ногу на passé колено в сторону, опорная нога прямая поднимается на носок и переводится вперед.

«два»- опустить пр.н. на пол.

3 такт

«и»- провести пр.н. на passé, корпус развернуться к станку, опорная нога на носке.

«раз»- опустить пр.н. в 5 позицию.

«и»- провести пр.н. на passé, корпус развернуть в исходное положение

«два»- опустить пр.н. в исходную позицию.

4 такт

«и»- опорная нога прямая, пр.н. разворачивает пятку в центр класса, носок «смотрит» на носок опорной ноги.

«раз»- пр.н. на пятки выполняет разворот носка в центр класса, выполняя Demi-plie.

«и»- пр.н. приемом Battement Tandy подтягивается к опорной ноге.

«два»- зафиксировать положение.

5 такт

«и»- пр.н. выполняет шаг в центр класса, руки выполняют хлопок перед корпусом

«раз- л.н. выполняет шаг перед пр.н. выходя чуть дальше.

«и»- пр.н. выполняет шаг в центр класса

«два»- л.н. выходит на пятку носок повернут к станку.

6 такт возвращаемся в исходную позицию аналогично 5 такту

7 такт

«и»- легко подскакивая на левой ноге проскользнуть вперед. Одновременно правую ногу с вытянутым подъемом и согнутую в колене выворотно приподнять впереди левой так, чтобы правая ступня находилась возле колена л.н., и тут же перевести ступню назад за л.н.

«раз»- опустить пр.н. на низкие полу пальцы в 5 позицию

назад. Колено пр.н. слегка согнуто. «и»- легко подскакивая на пр.н., проскользнуть вперед. Одновременно л.н. согнутую в колене, выворотно приподнять впереди пр.н., так чтобы левая ступня находилась возле колена пр.н., и тут же перевести ступню назад за пр.н.

«два»- опустить л.н. в 5 позицию назад.

8 такт аналогично 7 такту

9 такт

«и»- легко подскакивая на левой ноге проскользнуть вперед. Одновременно правую ногу с вытянутым подъемом и согнутую в колене выворотно приподнять впереди левой так, чтобы правая ступня находилась возле колена л.н., и тут же перевести ступню назад за л.н.

«раз»- пр.н. поставить в 5 позицию

«и»- л.н. поставить на пятку

«два»- вес тела перенести на л.н., а пр.н. выполняет маленький притоп

10, такт аналогично 9 такту выполняется с пр.н., 11 такт аналогично 9 такту только с л.н

12 такт

«и»- легко подскакивая на левой ноге проскользнуть вперед. Одновременно правую ногу с вытянутым подъемом и согнутую в колене выворотно приподнять впереди левой так, чтобы правая ступня находилась возле колена л.н., и тут же перевести ступню назад за л.н.

«раз»- опустить пр.н. на низкие полу пальцы в 5 позицию назад. Колено пр.н. слегка согнуто.

«и»- легко подскакивая на пр.н., проскользнуть вперед. Одновременно л.н. согнутую в колене, выворотно приподнять впереди пр.н., так чтобы левая ступня находилась возле колена пр.н., и тут же перевести ступню назад за пр.н.

«два»- опустить л.н. в 5 позицию назад.

13 такт

«и»- легко подскакивая на левой ноге проскользнуть вперед. Одновременно правую ногу с вытянутым подъемом и согнутую в колене выворотно приподнять впереди левой так, чтобы правая ступня находилась возле колена л.н., и тут же перевести ступню назад за л.н.

«раз»- опустить пр.н. на низкие полу пальцы в 5 позицию назад. Колено пр.н. слегка согнуто.

«и»- выполнить demi-plie

«два»- выполнить поворот от станка, остаться в исходной позиции.

14 такт

«и»- легко подскакивая на левой ноге проскользнуть вперед. Одновременно правую ногу с вытянутым подъемом и согнутую в колене выворотно приподнять впереди левой так, чтобы правая ступня находилась возле колена л.н., и тут же перевести ступню назад за л.н.

«раз»- опустить пр.н. на низкие полу пальцы в 5 позицию назад. Колено пр.н. слегка

«и»- пр.н. поставить на подушечку ступни, пятку приподнять

«два»- пр.н. поставить на пятку, носок направлен в центр класса.

15 такт аналогично 14 только с л.н.

16 такт

«и»- легко подскакивая на левой ноге проскользнуть вперед. Одновременно правую ногу с вытянутым подъемом и согнутую в колене выворотно приподнять впереди левой так, чтобы правая ступня находилась возле колена л.н., и тут же перевести ступню назад за л.н.

«раз»- опустить пр.н. на низкие полу пальцы в 5 позицию назад. Колено пр.н. слегка согнуто.

«и»- выполнить demi-plie

«два»- выполнить поворот 180 градусов остаться в исходной позиции с левой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ АНАЛОГИЧНО ВЫПОЛНЯЕТСЯ С ЛЕВОЙ НОГИ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: