Понятие «суеверие»
Функции непрерывной трансляции культуры присутствуют во всех сферах жизнедеятельности, охватывают любые проявления активности человека: посредством обычаев, обрядов, ритуалов транслируют деятельность и поведение; посредством этнических норм – общение; с помощью мифов, преданий – сферы сознания. Таким образом, если не целостность, то полнота жизни в психологической триаде «знание – переживание – действие» неизменно достигается в непрерывном структурировании внешнего по отношению к человеку мира и мира внутреннего.
Суеверие включает в себя два понятия – «суе» и «вера». Каждое из них несет свою смысловую нагрузку. Приставка «суе» идентична древнеславянскому слову «всуе» – «зря», «напрасно», и используется в сложных словах, желая подчеркнуть, что это противоположно разумному, вечному благу, духовной жизни [7, с. 356].
В латинском языке слово «superstitio» («суеверие»), вошедшее в речь англичан, французов, итальянцев, испанцев, означает «выживший», «пережиток», как остатки древнеязыческих верований и обрядов.
В нашей стране в ряде научных работ, в энциклопедических изданиях понятие «суеверие» трактовалось достаточно широко. Проявление суеверия – это вера в черную и белую магию, в чудеса, совершаемые колдунами, ведьмами, знахарями, толкователями снов; вера в таинства, свойства имен, в мистическое – в отличие от эмпирического – приметы; вера в сглаз, порчу, предзнаменования, ясновидение, оборотничество, иррациональные способы предсказания будущего (гадание на картах, кофейной гуще, по движению небесных тел, внутренностей животных, хиромантия др.) [5, с. 555].
Суеверие, суеверство – ошибочное, пустое, вздорное, ложное верование во что–либо; вера в чудесное, в сверхъестественное, ворожбу, гадание, в приметы, знамения; вера в причину и следствие, где никакой причиной связи не видно [6, с. 357]. Суеверие – суетное, ложное верование, которому противопоставляется истинная вера, формируемая в православной религии. Суеверие – вера в таинственные свойства, силу воображаемых и реально существующих объектов, явлений, в магическую силу отдельных людей, якобы способных предвещать будущее, исход событий [2]. Суеверие тянется с древнейших времен, когда люди периодически искали жертву, на которую они могли «перенести» причины своих грехов (так же, как современному человеку иногда хочется переложить груз ответственности на плечи другого). И самому глупому и вредному суеверию нельзя противодействовать, если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.
|
В термин «суеверие» философы и ученые вкладывают различный смысл. В некоторых философских учениях это явление отражается в религиозности человека, и каждый религиозный – суеверен, «страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религией, подобное же представление, почерпнутое из выдумок, не допущенных государством, носит название суеверия» (Т. Гоббс, Элхил, Ж. Кондорсе, Л. Феербах, Саади); что суеверие порождается страхом и происходит от невежества «суеверные в обществе то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас» (Вольтер, Б. Спиноза, Э. Золя, Плутарх и др.); что это поиск чудесности «когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу и свидетельство людей теряет всякий авторитет» (Д. Юм, Д.Вико, В. Шекспир); это не знание природы «незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий» (П. Гольбах, Лукреций); другие считают проявлением слабости человека «...нам кажется иной раз, что мы совершенно избавились от [суеверия], а оно, между тем, прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности» (В. Гете, Д. Дидро, Г. Линтенберг и др.); как отсутствие научных знаний «суеверие есть уверенность, на знании не основанная: наука борется с суевериями, как свет с потемками» (Д.И. Менделеев, В.Г. Белинский, А.Н. Опарин, К. Гальвеций, И. Кеплер, П. Баранже, Ч. Дарвин, П. Лафарг).
|
По мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, суеверие понимается как отсутствие в человеке того, что «свято» и «божественно». «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой и весь его пессимизм или оптимизм с его великими и малыми мыслями в это время имеют значение только симптома и больше ничего».
Не в нарушении закона, а в суеверии – сущность грехопадения, что познание есть пассивное восприятие, а не творческий подвиг [8].
Френсис Бекон в XVII веке, провозгласивший девиз «знание – сила», определил суеверия как вредные «идолы человеческого рода, их обман является результатом неправильного и искаженного предрасположения ума, которое заражает и искажает все восприятие интеллекта». Он критиковал веру в гадания, дурные предзнаменования, фатальные числа, амулеты [175, с. 6].
|
Историк XVIII века В.Н. Татищев называл вредными суевериями волхование, ворожбу или колдовство, а астрология и хиромантия «ни физического, ни материалистического основания не имеют», и что «много суеверных людей не только сами себя вводят в заблуждение, но и других обманывают и в беспутные страхи приводят». М.В. Ломоносов в исследованиях разъяснял, что наука рассеивает «неосновательные страхи», а суеверия «с посмеянием презирать должно». Врач Поликарп Пузино в 1834 году в книге «Взгляд на суеверия и предрассудки» писал, что суеверие порождает фанатизм, изуверства. Д.И. Писарев признавал, что «народное суеверие, исключающее всякую возможность разумного миросозерцания, составляет зло».
Во второй половине XIX века писатели иронически называли распространение суеверий «воскрешением кикиморы», т.к. в России, США, Англии получило распространение спиритических сеансов. Ф.М. Достоевский обозначил распространение мистики в дворянском обществе явлением «докультурились».
Природа суеверий и мифологического сознания, как показывают факты, никуда не исчезла и в начале третьего тысячелетия. Мифологическому мышлению присуще метафорическое сближение природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей среды, вещей. Ему свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, перемена их местами и т.д., не понимание причинно-следственных связей. Объекты сближаются по чувственным вторичным качествам, близости в пространстве и выступают в качестве знаков других предметов и событий.
Сохранению суеверий способствует лингвистический фетишизм: придание онтологического значения словам особого рода, таким, которые обозначают нечто неподлинное, невозможное, относящееся к воображаемой реальности. В основе суеверия лежит обожествление сил природы, что получило название «низшей мифологии» – мелкие загадочные сверхъестественные существа, населявшие леса, водоемы, болота, дом. Люди, со временем закрепившие за своими мифическими персонажами особые функции, стали связывать с тем или другим из них определенные жизненные ситуации, свои удачи и промахи. Постепенно сложилась целая система различных по значению и свойствам образов. О них складывались рассказы.
Во многих странах сформировались традиции разума, науки, просвещения, несовместимые с суеверием. Полки книжных магазинов в нашей стране завалены литературой о дъяволизме, оборотничестве, вампиризме, призывающей вызывать духов, колдовать, гадать, прислушиваться к голосу древних «магических примет». Появились образы героев книг, фильмов, мультфильмов, направляющих молодое поколение в мир иллюзий и колдовства. Одним из таких героев является Гарри Поттер, который побеждает страх, неуверенность в жизненных ситуациях с помощью магии.
Суеверия могут быть явными, давно известными (такими, как черная кошка, пустые ведра, счастливые и несчастливые числа и дни), но могут возникать и в скрытой, закамуфлированной и даже наукообразной форме. Лженаука мистиков от науки отличается тем, что псевдонаука оперирует мифами, а не фактами, знанием. Домыслы псевдоученых не поддаются эффективной проверке, их термины копируют фразеологию науки, но целиком или частично лишены смысла, хотя и создают видимость научной мысли, они могут ссылаться на успех, но скрыто пользуются элементами подлинной науки. В псевдонауке, как во сне, все возможно, но все эфемерно.
Суеверия захлестывают общественное сознание в период социальных кризисов, обостряющих ощущения тревоги, страха перед будущим. «Суеверный человек, народ, усвоившие в себе суеверие, убеждены в истинности явлений» В.И. Даль [7, с. 356].
Воздействие на сознание миллионов происходит посредством проявления «революционной активности масс», изменяя сознание целых народов в периоды революций и войн [4]. В настоящий период с помощью средств массовой информации происходит манипулирование сознанием молодого поколения. Задача информационного давления на человека с помощью астрологических прогнозов, гороскопов, предсказания состоит в том, чтобы: во-первых, приучить личность к мысли о предопределенности кармической заданности жизни; во-вторых, отвлечь человека от познания истинных ценностей отечественной культуры, внутренней духовной природы. Конкретным методом массового зомбирования является так называемый «двадцать пятый кадр», который телезрителю не заметен, но аккуратно доставляет информацию в мозг. Еще более высокие, «цифровые» технологии, позволяют «вмонтировать» в изображение и звукозапись дополнительную информацию, которую человек воспринимает без критики, как «установку». Поэтому многие подсознательные сообщения, заложенные в тексты песен, рекламы и т.д. толкают людей в бездну злобы, разврата, отчаяния, лишают молодежь выбора. Благодаря массовому воздействию колдунов-экстрасенсов на телезрителей по сигналу руководителя, например Кашпировского (1990), тысячи людей испытали на себе явление двигательного автоматизма, который входит в состав синдрома Кандинского-Клерамбо. С формальной точки зрения у людей после сеансов испытанное явление стало манифестацией шизофренического процесса. В дальнейшем многие из них были вынуждены обратиться в психиатрические клиники.
В психологическом плане суеверию больше подвержены те, кто испытывает неудовлетворенность в себе, кто, как заметили еще древние, переживает «постоянные колебания души между надеждой и страхом», т.е. находится в состояние внутриличностного конфликта [3, с. 73]. Многое решает мировосприятие, мироощущение, предрасположенность к иллюзиям и связанный с ней психический настрой. Еще З. Фрейд обратил внимание на особенность памяти: человеку свойственно помнить положительные высказывания о себе и своем будущем и забывать отрицательные. Заплатив чувствительную сумму за такого рода консультацию, личность подсознательно не пожелает признать, что деньги выброшены зря [5, с. 128].
Вера в суеверия – это своеобразная форма психотерапии, выработанная в народном опыте форма «культурной» защиты, ослабляющая волнение, страхи, неуверенность в будущем, чтобы признать и понять свои внутренние проблемы без затраты личных усилий. Когнитивная сфера народной педагогики и психотерапии представлена в пословицах, поговорках, сказках, преданиях. Эмоциональное воздействие взрослых и детей «ритуализировано» в заговорах, оберегах. Определенное функциональное место в жизненном ряду культурных форм как способ моделирования будущего занимают гадания, а как уверенность в жизненном благополучии – обряды. В частности, можно легко избавиться от «клейма» бедности, купив пару дешевых жемчужин и зарыв их в землю, что является способом преодоления внутреннего диссонанса [1, с. 34–37]. Коллективные обряды, заговоры, обереги как элементы словесного сопровождения языческого заклинания, приобщения к мифологическому обряду.
Современная молодежь использует обереги, талисманы, всевозможные аксессуары, чтобы чувствовать себя защищенным «на успех» в жизни. Суеверия могут привести личность к невротическому поведению, когда каждый знак интерпретируется, и в этом будет поиск самоуспокоения. Неуверенность в положительном исходе событий, страх перед будущим, неответственность за свои поступки, неориентация во времени приводят личность к простому ответу на сложные жизненные вопросы. Лучшая защита от манипуляции сознанием – это духовные ценности, четкие нравственные принципы и т.д. Чем более духовен человек, тем сложнее навязать ему ненужную, вредную информацию. Он будет защищаться, отвергать то, что не соответствует духовным устоям. Суеверие – это путы, которые человек надел на себя, по своей ли вине или по необходимости, по большому уму или по глупости, но в которых он должен жить или умереть, если не сможет преодолеть их в своем сознании.
Итак, суеверие как сложное смысловое образование личности определяется субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризуется верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения и т.д. Суеверие приводит к изменению структуры личности путем искаженного восприятия ценностей относительно традиционных ценностей, заложенных в культуре, расхождения между видимостью и реальностью, нахождения в состоянии внутриличностной конфликтности, повышенной тревожности, негативного отношения к миру, к людям, к себе.
Список литературы:
1. Акопов Г.В. Российское сознание. – Самара: СамГПУ, 2002.
2. Большой энциклопедический словарь (философия, социология, религия, эзоторика, политэкономия) / Под. ред. С.Ю. Солодникова. – М.: Минская фабрика цветной бумаги, 2004.
3. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. А.М. Прохорова – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
4. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». – М.: Пол. литература, 1983.
5. Словарь философских терминов / Под. ред. В.Г. Кузницова. – М.2004.
6. Степанов С.С. Психологическая мозаика. – М.: Академия, 1996. – С. 128.
7. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4 т. / Авт. сост. В.И. Даль. – М.: Рус. яз., 1998.
8. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М.: Аграф, 1998.
Истинная и гетерономная вера
Вера является феноменом психологическим, т.к. по своей природе она субъективна и выступает неотъемлемым атрибутом субъективной реальности человека. Общепризнано, что феномен веры связан с разными аспектами деятельности (практической, познавательной) и занимает важное место в обыденном сознании человека, представляя собой акт принятия чего-либо как истинного, ценного, справедливого, целесообразного при отсутствии или возможности достаточного обоснования. Вера есть необходимое свойство человека, она всегда целенаправленна, эмоционально окрашена и имеет определенный объект, поэтому рассматривается исследователями как продуктивное состояние сознания, определяющее характер поведения человека, личностное развитие. В качестве примера веры выступают: достижение цели и смысла жизни в целом, наступление какого-то события, реализация определенного поведения, истинность восприятия, представления, гипотезы, теории, при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, конечном итоге развития событий, реализации на практике предполагаемого поведения и отношений людей.
Из-за невозможности снять полностью неопределенность, как со своего внутреннего мира, так и со всей вселенной, человек прибегает к мистическому способу их познания, основываясь на откровениях веры. В процессе познания вселенной у личности все более укрепляется убеждение, что непознанный мир с ростом субъективных знаний становится все более и более беспредельным и непознаваемым. Здесь необходимо признать постепенное усиление в жизни человека значения иррационального, мистического познания, основанного на вере (В.М. Снетков).
Вера является результатом предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Почему люди в наши дни идут за новоявленными «пророками», искренне веря в проповедуемые ими «истины»? Как исследует И.В. Григулевич, это происходит потому что такая вера облегчает, снимает с верующего давящий груз грубой действительности, способна превращать страх в спокойствие, а смятение в уверенность, придает жизни глубокий смысл. По словам З. Фрейда, «наполняет верующего приятными иллюзиями». Лишь вера (основанная на ложном умозаключении) может из незаметного, одинокого человека сделать божьего избранника, например «свидетеля Иегова», который стоит со своим журналом «Сторожевая башня» на углу улицы и взирает на спешащую толпу с непоколебимой уверенностью, что он принадлежит к тем немногим, которые без всякого ущерба для себя переживут приближающийся якобы конец света [3, с. 15].
Вера – глубокая общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающая аспекты: гносеологический (принятие истинного тезиса), психологический (осознание, переживание содержания тезиса в качестве ценности), религиозный (отнесение содержания к сфере сверхъестественного) [1, с. 118].
Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется. Если предметом веры выступают явления окружающей действительности и изучающий их субъект представляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность, вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая веру без всяких доказательств.
Вера, основанная на ложном умозаключении возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей значимый смысл. «Ложная, суетная» вера представляет собой сплав когнитивного, эмоционального, волевого момента, где чувства играют большую роль. Результаты исследования познавательного аспекта такой веры сводятся к положениям: вера выступает как проблема доверия к показаниям органов чувств; как проблема различения достаточно и недостаточно обоснованного знания, как средство доказательства (если она связана со ссылками на авторитет), как средство обмана или заблуждения.
По мнению М.Т. Андрющенко, с методологической точки зрения для понимания веры необходим субъект-объектный подход, который позволяет выделить три аспекта веры: познавательный, эмоциональный и преобразующий. Он выделил процессы, из которых складывается вера: соотнесение суждения с целью субъекта, формирование убеждения в его ценности, соотнесение суждения с базисом осмысления субъекта, формирование констатации правдоподобия суждения, формирование сомнения в установлении истинности суждения. Формы проявления веры – это уверенность (получение субъектом исходного суждения на основе творческой способности его сознания) и доверие (получение суждения на основе общения). Вера представляет собой ценностное отношение к своему предмету, содержит ожидание осуществления желаемого [6, с. 66].
Отечественный ученый В.Г. Галушко дифференцирует две сферы веры: «собственная сфера веры – это вера-понимание, прямое усмотрение сокрытого посредством сопричастности системе ценностей. Вера и то, во что верят, связана с ценностями и смыслами, которыми руководствуется человек в своей жизни, и определяет всю жизнедеятельность. Другая же вера (косвенная) проявляется как рефлексия (оценка) по поводу какой-то деятельности или ее результата. Вера есть механизм соотнесения субъективного и объективного, позволяющего преодолевать их абсолютное метафизическое противопоставление, характерное для мышления. Но вот оценка значимости ценностных ориентаций – дело веры человека (П. Рикер, Х.-Г. Гадамер) [6, с.73]. Поэтому вера «суетная, ложная» преодолевается посредством отношения с позиции ценностных ориентаций.
По мнению М. Бубера вера основана на состоянии соприкосновения и акте принятия. На основе акта веры как принятия, происходит обретение ценностей человеком, которые из знаемого значения переходят в принятое содержание, что приводит к отождествлению своей личности с принятым содержанием и превращением его в содержание собственного сознания. Вера связана с отношением к миру, к себе и с будущим человека. Г. Оллпорт определяет, что позитивные чувства влекут за собой какую-то степень веры, и эта вера сопровождается действиями. С.Л. Франк писал, что человек постоянно поставлен в условия, в которых он вынужден выбирать между более вероятным и менее вероятным, что является мыслительной задачей. По мнению У. Джемс мерилом веры служит готовность к действию, где удачное достижение цели не гарантировано нам вперед [6, с. 61 –73]. Вера как форма познания имеет духовное содержание, но как норма практической жизни — она есть тип человеческого поведения (Трильфас, 1952).
Роль веры в жизни людей, любой эпохи это вера в те или иные истины культуры, что является фундаментальным условием существования личности в этой культуре. К. Юнг (1875–1961) считал, что духовная сфера обладает психологической реальностью и достоверностью, которая, однако, не может быть объяснена рационально. Наряду с индивидуальным бессознательным, имеется и коллективное бессознательное, содержащее «архетипы» (то есть базисные образы, универсальные для всех существующих культур). Прорыв этих образов из сферы бессознательного в сознание К. Юнг рассматривает как основу религиозного опыта и художественного творчества. Религиозная вера – интегративная черта религиозного сознания и существенный признак религии в целом. Это особое состояние психики верующих субъектов, выражающееся в феноменах уверенности, исповедания соответствующих взглядов, она обеспечивает целе - и смыслополагание, имеет для верующих ценностное значение [7, с. 74]. По мнению Э. Фромма такая вера предоставляет человеку ориентиры для выбора действий и способы самоанализа своих поступков с нравственной точки зрения.
Русский религиозный философ И.А. Ильин считал, что в неодухотворенной душе вера превращается в состояние душевной приверженности к чужим одержаниям, она держится на внушении со стороны, на слепой суггестии, исходящей от других людей. Проявление слабости – это отказ от автономии, согласие слепо верить чужим словам и с чужих слов, что называется «гетерономией». Такой человек живет не сам и не из себя, он паразитирует на чужом духе, или на чужих стимуляциях духовности. Это перерождает в нем чувство собственного духовного достоинства и расшатывает в нем уважение к самому себе и создает в нем незаметно самочувствие раба [4].
В вере соединены осознанное и неосознанное, элементы «вершинной» психологии [7, с. 73–74]. По мнению Л.С. Выготского движения к вершинной психологии определяет вершины личности [2]. Движение к ним «снизу» со стороны предметной деятельности, со стороны «Оно» (З. Фрейд) бесплодно и опасно. Такое движение приводит к искусственному интеллекту, к «ложной» интеллигенции. Движение «снизу» должно быть дополнено движением «сверху», «со стороны» Духа. Анатомия духа зафиксирована в языке, культуре, религии, бытийных слоях народного сознания, народной памяти, поведении [5, с. 149]. Проявление духа в человеке – это «ответственность – воля к совершенству – дар очевидности – бескорыстная любовь – служение – самоуправление – дар свободы – сила самоосвобождения» [4].
На основе обобщения научных исследований в отечественных и зарубежных философских словарях выявляются два направления определения веры, где под «Фейтх» (faith) – вера (духовная) предполагается понимать «духовную способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия («истины»), которая устраняет противоречие души и духа, субъекта и объекта, порождает неутилитарное отношение человека к безусловным духовным ценностям, оборачивается высшими внутренними чувствами любви и красоты. Аспекты этой веры: положенность души в духе; нерассудочная оценка созерцаемого совестью. «Билиф» (belief) – вера (доверие) сопряжена с косвенным отношением субъекта к объекту и с противопоставлением человеческого «Я» внешнему миру, она носит вероятностный характер, т.к. не знает прямо свой предмет, способствует исполнению желаний, преследованию целей, включена в структуру рационального познания (эталоны, идеалы культуры, авторитетные мнения). Ее ориентирование на признание истинности чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания [6, с. 57–58].
Несмотря на то, что вера в полной мере рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена, она выступает важным фактором, действительным стимулом решимости и активности людей в том случае, если отсутствует обращение к ее суррогатному подобию (формы суеверий). Личностное развитие, расширение сознания личности способствует преодолению гетерономной веры. Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Личностное развитие – это осмысление своего высокого положения в жизни, проявление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к нравственному постепенному совершенствованию. Это включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, психических состояний, что способствует расширению сознания (Ю.М. Орлов, 1991). Расширение сознания посредством осмысления суррогатной веры делает человека более зрелым, способным в большей степени управлять своими психическими силами. В.П. Зинченко выявляет направления расширения сознания: мир науки (знаний); мир производственного существования (предметно-производственная деятельность); мир человеческих ценностей (эмоций); мир культуры (культурные символы и знаки) [5]. Качественные стороны расширения сознания есть переживание; познание (включает формы отражения: ощущения, мышление, восприятие и память, имеющее результатом знание); отношение (регуляторная функция сознания) (К.К. Платонов, 1982); понимание (процесс и результат сопоставления существующего с должным).
Итак, гетерономная вера это результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира, она может выступать как средство обмана или заблуждения. Аспектами гетерономной веры являются задействованные сферы сознания личности: когнитивная, эмоциональная, деятельностная. Поэтому на основе процесса познания, понимания, переживания, отношения осуществляется осмысление суррогатной веры, увеличивается способность в большей степени управления своими психическими силами, что приводит к расширению сознания, личностному развитию, религиозной автономии. Преодоление «суетной, ложной» веры происходит на основе оценки значимости ценностных ориентаций, обретения ценностей, которые из «знаемого» значения смысловых образований переходят в «принятое» содержание, что способствует превращению этого содержания в содержание собственного сознания. Так же преодолению способствует устранение противоречия между более вероятным и менее вероятным, позитивное отношение человека к безусловным духовным ценностям, к миру, к себе, к своему будущему, рефлексивные оценки, готовность действовать ради цели.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. С.Ю. Солодникова. – М.: Минская фабрика цветной бумаги, 2004.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Наука, 1931.
3. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». – М.: Пол. литература, 1983.
4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993.
5. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. –М., 2003.
6. Скрипкина Т.И. Психология доверия. – М.: Академия, 2002.
7. Словарь философских терминов / Под. ред. В.Г. Кузницова. – М., 2004.
3. Формы проявления суеверий
Основная причина обращения к формам суеверий является сформированная доминанта зависимости от мнения родителей в детстве. Особенность семейного воспитания определяет дальнейший ход развития личности. По мнению Э. Эриксон, если ребёнка слишком много стыдят, это приводит к возникновению у него чувства непристойности, и тайного стремления постараться убраться вон со всем тем, что имеешь, пока тебя не видят» [1, с. 140]. Абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, не имели в детстве возможности сказать «нет» своим родителям, т.е. дать ответ личности, принявшей решение и ответственность за это решение. Зависимость от влияния деструктивного культа, суррогатных средств и др. характеризуется устойчивым психофизическим и духовным состоянием, утратой свободы воли, где полностью меняется восприятие реальности. Предупредить возникновение и развитие зависимости возможно практически на 100%. Неправильное отношение к формам суеверий приводит к образованию зависимости.
Под зависимостью понимается подчиненность, несамостоятельность, зависимое (подневольное) положение, подчиненность другому человеку при отсутствии самостоятельности, свободы [8, с. 202]. Такая зависимость от другого человека, становится патологическим состоянием влияющим на созависимого. По мнению О.А. Шороховой, Ш.В. Круз, созависимость – это специфическое состояние, которое характеризуется зависимостью (эмоциональной, социальной, иногда физической) от человека или предмета. Для созависимого состояния характерно: заблуждение, самообман, компульсивные действия, замороженные чувства, низкая самооценка, нарушение здоровья [12, с. 7]. Психологическую зависимость от суеверий можно охарактеризовать как особое, духовное, психическое состояние человека, существенно меняющее его мироощущение, функционирование и восприятие реальности.
Рассмотрим формы суеверий, которые представлены в виде схемы – модели: в координационной сетке горизонтальный вектор пересечения находится на границах внешней и внутренней деятельности. Разные проявления форм суеверий находятся на вертикальной линии, где они распределены по уровням: духовно-мистический, душевно-чувственный, телесно-рефлексивный (см. рис. 1). Для построения схемы были использованы исследования В.М. Снеткова, В.У. Бабушкина.
Рис 1. Схема распределения форм суеверий по уровню знаний
Внешняя деятельность, влияние внешней среды, культа, авторитета – магия (поиск власти от темных сил как неответственность за выбор), гадание (поиск поддержки, подтверждений сомнительных мыслей от авторитета как непринятие самостоятельных решений), астрология (поиск самоуспокоения, культовая зависимость как разрушающий образ мысли, жизни); внутренняя деятельность, влияние внутренних противоречий – поверья (верования в приметы, предрассудки), НЛО (иллюзорность восприятия действительности), псевдодуховные учения (разрушающие познания, система убеждений, позиция).
Духовно-мистический уровень, знания из верований – поверья (неосознанное и осознанное понимание действительности с помощью примет, верований и т.д.), магия (неосознанное и осознанное обращение к «темной» силе, авторитетам посредством белой и черной магии); душевно-чувственный уровень, знания из чувств и умозаключений – гадание (приобретенные ложные убеждения посредством авторитета как решение проблем), НЛО (ложные умозаключения на основе иллюзорного восприятия); телесно-рефлексивный уровень, знание из действий и поступков – астрология (влияние разрушающей информации, авторитета как побуждение к действию), псевдодуховные учения (разрушающие познания, влияние культа, проявляющегося в поведении, образование «новой» личности).
В представленной схеме формы суеверий, имеют свою характеристику.
Одним из психологических моментов обращения к поверьямявляются трудности в сложной ситуации, в которых нужно принимать незамедлительное ответственное решение. Поверьем называют всякое укоренившееся в народе мнение, понятие, без разумного отчета в его основательности. Из этого следует, что поверье может быть истинное и ложное; в последнем случае оно называется собственно суеверием или предрассудком (предостерегательные, суеверные правила, приметы, определяющие что, как и когда делать или не делать) [10, с. 357]. В.И. Даль пишет о поверьях русского народа: «север славится большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода, большая часть их перешла от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаются злобою, говорят о порче, что находит отражение в рассказах. На юге более поэзии, затейливых рассказов, сказочных преданий и суеверий, в которых злобные чернокнижники являются как необходимая прикраса для яркой противоположности.
В молодежной среде есть поверья как остаток или памятник язычества, они держатся только потому, что сохранилась привычка обращаться к природе, к поверьям языческого дохристианского баснословия, остатку этноса тех времен. Есть поверья, которые придуманы для того, чтобы заставить окольным путем делать или не делать того, чего от личности прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Запугав и поработив умы, можно заставить их повиноваться. Поверья используют как умничанье или желание знать больше других и указывать, как и что делать, или доискиваться причин непонятного явления. Есть приметы, которые связаны со временами года и касаются материалов, из которых вещь сделана. Разного рода поверья позволяют думать, что конкретный человек мало что может изменить в себе, поэтому у студентов, происходит оправдание собственного безделья и пороков.
Магия (лат. magia) – чародейство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, богов. В современном психологическом словаре дается трактовка черной и белой магии: «магия является составной частью религиозных культов, где белая магия – колдовство с помощью «божественных сил», а черная магия – колдовство с помощью «нечистой силы» [8, с. 228]. Как сказал известный мистик XX века Г.И. Гурджиев: «Самое страшное в магии то, что в ней нет ничего магического…». История возникновения магии уходит в древние века и находит свои корни в язычестве. Один из пиков развития она получила в эпоху Возрождения. Л.З. Левит пишет, что «хорошая» ведьма была астрологом, хиромантом, ясновидящей, анатомом, изучала яды, химию. С научной точки зрения разницы между «черной» и «белой» ведьмой не было. В 1563 году в Шотландии и в 1572 году в Германии были приняты законы, отменявшие различия между черной и белой ведьмой. «Сатанизм» ведьм подтверждался тем, что она, как и дьявол, все делала «наоборот», в обратном порядке по отношению к тому, как это делала религия.