Практические рекомендации преодоления суеверий




Технология формирования готовности к преодолению суеверий – это организационно-содержательная дидактическая система, определяющая цель, принципы, содержание и структуру, креативно-оценочную систему, выбор форм, методов, приемов и направлений взаимодействия обучаемого и обучаемых.

Осознание проблемы суеверий способствует формированию устойчивых жизненных ориентаций, выработке адекватных стратегий поведения, повышению резистенции к суевериям, раскрытию внутриличностных ресурсов ухода от иллюзорного восприятия действительности, принятию личной ответственности за смысложизненную ориентацию, осознание своей роли в обществе, реализации духовной позиции.

На пути к истинным ценностям традиционной культуры молодое поколение россиян может встретить множество препятствий и соблазнов. Всестороннее информирование о негативном влиянии суеверий сумеет уберечь их от данного явления духовной жизни, предупредит вовлечение в псевдодуховные культы, сохранит в качестве будущих граждан общества.

Существование человека в обществе предполагает нераздельную целостность с культурой. Обычаи, верования, привычные общественные формы кажутся ему единственно возможными, правильными [9, с. 95–103]. Главная черта русского характера заключается в его внутренней антиномичности. Г. Струве писал о легковерии без веры, постоянном несогласии между законами и жизнью, писанными и живыми народными нравами. Духовная культура – это сложное психическое и социальное образование, характеризующееся тесным единством широких этнических знаний, нравственных убеждений, ценностей, что позволяет жить в соответствии с моральными нормами, жить для других на основе реализации своих способностей [1]. Человек созрел тогда, когда он выработал в себе систему необходимых актов: совести, миросозерцания, волевого самоуправления, правосознания, дисциплины, автономии, которая проявляется в самостоятельной позиции, в покаянии, в созерцании, в исповедании и в делах жизнедеятельности [6]. Осознанный выбор духовных ценностей способствует развитию зрелой личности. Р.Л. Лившиц пишет, что духовность – это жизненная позиция личности, в которой реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало, это личностная ответственность за смысложизненную ориентацию [8, с. 197–199]. Стержень духовного роста (ступени, этапы) состоит из множества точек конвергенции (сворачивания) всех предшествующих морально-нравственных представлений личности в «узелки жизненного опыта», складывающихся под влиянием жизненных ориентаций, его морального опыта Б.В. Ничипоров [2, с. 12–19].

Для каждого человека система личностного развития определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций. Совокупность морально-этических качеств человека, его приверженность общечеловеческим ценностям, есть «ценностное содержание сознания».

Человек вначале ориентируется в мире ценностей, а уже затем, отбирая наиболее значимые, прогнозирует будущее в соответствии с ценностями ориентациями. Ценностные ориентации становятся основой для разрешения противоречий сознания, поскольку являются образующими сознания, доминирующими в диспозиционной системе.

Б.С. Братусь выявляет этапы присвоения ценностей на разных уровнях: эгоцентричный – стремление к выгоде, престижу; группоцентрический – идентификация себя с группой; психосоциальный или гуманистический – за каждым человеком подразумевается самоценность и равенство; духовный или эсхатологический – осознание себя и других как соотнесенных с духовным миром, соединение с Богом, выбор духовных ценностей. Развитие личности – открытость, прозрачность человека к смыслообразующим уровням. Это может произойти ситуативно, на время и далее замутиться надолго, а может стать и относительно постоянным состоянием [4, с. 4–11]. Личность человека не развивается «из самой себя», в ее высших и творческих силах она связана с миром ценностей сверхиндивидуальных, сверхэмпирических. По мере развития личности смысл становится психологически решающим. Он реально субъективирует окружающий мир, очеловечивает и оживляет его, задает психическому образу конкретно-индивидуальные, субъективно-пространственные параметры.

В зарубежной психологии Г. Беккер, Д. Дьюн, К.И. Льюнис, выявили классификацию ценностей: натуралистические, трансдиалектические, социологические, диалектически-материальные. Г. Вильямс определяет ценности американцев: личностный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, уважение к науке. В трудах П. Олпорта, П. Верпонсома представлены ценности: теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные [по: 5, с. 5–17].

В. Франк считал, что человек осознает ценность, когда признает, что действие имеет смысл. Выделяется три категории ценностей: ценности переживания, творчества (направленность на внешний мир) и жизненных личностных установок (человек обращен к самому себе). Ценности – это доступ к миру, результат взаимодействия субъекта с объектами и духовным содержанием, они как собирающая линза жизненной силы, которые вызывают в личности изменения, т.е. это духовная пища человека. Восприятие ценностей является восприятием качеств. Переживание ценности – это соотнесение другого бытия со своим собственным бытием. Восприятие и укоренение ценности произрастает из «прикосновения духа к бытию». Для «душевно здорового» человека все, что отрицает жизнь, является неценным, внушающим страх. Ценность является происходящим извне одобрением внутренней позиции по отношению к жизни. «Да жизни» укрепляет внутреннюю соотнесенность человека с собственным бытием. Фундаментальные ценности обретаются посредством «прикосновения к бытию», которые вызывают эмоции и воздействуют через внутренний мир, находя в нем соответствие. Это условие позволяет сформировать отношение к суеверию с позиции ценностных ориентаций [7, с. 3–21].

Формирование способности к рефлексии есть формирование ценностного модуса его личности. Рефлексия оценивает последствия действий и поступков, регулирует выбор ценностей, «запрещает» выбор ценностей, не соответствующих истинным ценностям традиционной культуры, в процессе формирования готовности к преодолению суеверий обнаруживает противоречия. Выбор способов достижения цели – это выбор ценностей, который выявляет ценностный модус его личности. Выбор ценностей есть выбор личности, утверждение ценностей, что имеет значение для него, других людей.

При систематизации различных представлений ученых, выделяется три основные функции в исследуемой области: ориентировочная функция – освоение норм отношения к себе и другим, прав и обязанностей человека в мире (М.М. Бахтин, В.Н. Мясищев), формирование позитивного отношения к себе (В.С.Мухина, К. Роджерс), создание системы ориентиров в мире (Б.С. Братусь, Д.Н. Узнадзе, С. Хассен), построение временных ориентиров (В.У. Бабушкин, П.А. Сорокин, Э. Шостром); направляющая и побуждающая функция – принятие себя (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, В.М. Минияров, Т.А. Флоренская), принятие обязанностей (В.И. Долгова, И.А. Ильин), ответственность за совершаемые выборы (Р.Л. Лившиц); смыслообразующая функция – совершается результирующий синтез первых двух: преодоление, обретение смысла, решение жизненных трудностей (С.Л. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, В. Франкл), решение вопросов о смысле жизни (В.П. Зинченко, С.Ф. Франк), поиск собственного развития (Л.С. Выготский), формирование отношения к смерти (В.Ф. Войно-Ясенецкий, Ф.М. Достоевский, К. Юнг); построение, осуществление личного духовного пути (Р. Ассаджиоли, А.А. Гулеев, И.А. Зимняя), душевное определение, способность перехода смысла в переживание
(Б.Н. Ананьев, Н.А. Бердяев, П. Флоренский), единство в соборности (О.С. Барило, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин), способность полноценно воспринимать прошлое, настоящее и будущее и их значение в жизненном пути (Е.И. Артамонова, Д.А. Авдеев, А. Берестов, Б.В. Ничипоров, А.А. Скородумов).

По утверждению М.Б. Туровского, ценности являются основой выбора, а знания обосновывают эти ценности [по: 3, с. 79–81]. Единство знаний и отношений к ним есть взгляды, формируемые в деятельности. Одним из средств формирования взглядов является ориентировка личности в мире ценностей культуры, сущность которой в процессе формирования готовности к преодолению суеверий заключается в ориентации на ценности, которые упорядочивают и определяют жизненную смысловую философию.

Итак, обеспечению сформированности отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций способствуют:

– структурные элементы, включающие ориентировочную, побуждающую или направляющую, смыслообразующую функцию;

– упорядоченная система ценностей, основанная на ценностях традиционной культуры, где ценны духовные ориентиры;

– осознание проявления зависимости от форм суеверий.

 

Список литературы:

1. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития культуры учителя: Дис.... д-ра. пед. наук. – М., 2002.

2. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. 3. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. – Самара: СамГПУ, 2000.

4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: Менугрер росиздательство, 1998.

5. Долгов П.Т. Мотивация профессионального роста руководителя. – Ч: 2000.

6. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ТОО «Рарогъ», 1993.

7. Лэнгле А. Введение в экзистенционально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – С. 3–21.

8. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность: Дис. … д-ра филос. наук. – М., 2000.

9. Маланов С.В. К вопросу о теории сознания в культурно-историческом и деятельностном подходе к объяснению психологических явлений // Мир психологии. – 2003. – № 2. – С. 95–103.

Критерии формирования готовности личности
к преодолению суеверий

Для обеспечения полноты объективности в разработке критериев успешного преодоления суеверий учитывались мнения научных деятелей, по исследованию понятийных категорий «суеверие», «вера» в структуре сознания личности а также результаты исследований.

Е.И. Артамонова в докторской исследовательской работе выявляет критерии духовной культуры, посредством изучения субъективной позиции, стиля, традиционных ценностей отечественной культуры, которые характеризуют эго-сферы личности: Я-концептуальное (концептуальная идея субъекта, идеал, мечта) – сфера знаний, умений, навыков; Я-идеологическое (ценности мировоззрения, убеждения) – сфера деятельностно-практическая; Я-законодательное (принципы веры, убеждения, отношения к жизни) – сфера способов умственной деятельности; Я-юридическое (традиции, нормы культуры) – сфера самоуправления личности; Я-этическое (милосердие, ненасильственность, совестливость) – сфера эмоционально-нравственная; Я-исполнительное (активность, компетентность, увлеченность делом) – сфера ценностно-смысловая; Я-информационное (ориентация в информационном поле, способность перерабатывать информацию в «свою») – сфера концептуальная [1, с. 128].

В исследовательской работе Н.А. Климентьевой определяются критерии развития духовной личности: усвоение системы знаний, опыта осуществления способов деятельности, творческой деятельности, деятельности переживания и творческого переживания, проявление потребности в освоении предметного мира и стремления к умственной деятельности; эмоциональное благополучие в сфере предметной, познавательной деятельности, в сфере общения [2, с. 10–17].

При определении критериев преодоления суеверий использовались современные подходы к проблеме зависимости от форм суеверий. Связь элементов, ведущих к формированию готовности к преодолению суеверий между собой осуществляется посредством взаимообусловленности их составляющих компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого, которые выступают в качестве психологических характеристик (рис. 3).

 

Рис. 3. Схема психолого-педагогических условий и критерий формирования готовности студентов к преодолению суеверий

Изучаемая проблема формирования готовности личности к преодолению суеверий рассматривается с помощью методологической позиции научного познания, теоретического и эмпирического знания. Эмпирическое ставит перед теоретическими новые задачи, в своем развитии исходит от фазы стихийного наблюдения до фазы выявления новых данных эксперимента, а последнее ориентирует и направляет эмпирическое.

Итак, усвоение определенного круга понятий в исцелении от «оккультной болезни» суеверия связано как с расширением фонда знаний, так и со способностью, умением определить зависимость от суеверий, иллюзорное восприятие реальности, искаженное восприятие ценностей относительно традиционных ценностей, заложенных в культуре, расхождение между видимостью и сущностью и т.д., что составляет когнитивный компонент личности. Способность обретения смысла посредством переживания увеличивается в сфере принятия себя, людей, окружающего мира и гибкое эмоциональное реагирование в деструктивных ситуациях создают эмоциональное благополучие личности, что составляет эмоциональный компонент личности. Способность к переносу знаний в новые условия, устранение разрыва между внутренним миром человека и внешней жизнью, личностная целостность, возможность действовать по нравственным принципам в безнравственной обстановке реализуется посредством ценностно-смыслового поведенческого отношения, гибкости в общении, гибкого креативного поведения, автономности, что составляет поведенческий компонент. Выявленные критерии способствуют к преодолению суеверий.

 

Список литературы:

1. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития культуры учителя: Дис.... д-ра. пед. наук. – М., 2002.

2. Коваль И.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 1997.

 

ВЫВОДЫ

Суеверие – сложное смысловое образование личности, которое определяется субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризуется верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения. Путем обращения к суеверию происходит изменение структуры личности посредством искаженного восприятия ценностей, проявляющегося на всех уровнях развития личности (когнитивном, эмоционально-оценочном, поведенческом), что приводит к изменению целостной природы личности, к замене истинных ценностей всевозможным суррогатом (И.А. Ильин, А.А. Скородумов), неустойчивости эмоционально-чувственных состояний, неопределенности в социальной среде, повышенной внушаемости, ухода в «зависимость», что проявляется в тревожности и страхах (Н.А. Бердяев, С. Хассен); нарушение уровня единства, замены подлинного смысла на ложный, разрыв между внутренним миром человека и внешней жизнью, расхождение между «быть» или «казаться» с позиции конгруэнтности и неконгруэнтности, что является причиной возникновения внутриличностной конфликтности (А.А. Гулеев, Н.Н. Дробнина); отгороженность от мира при внешней соединенности с ним, положения «вещи среди вещей» является причиной негативного отношения к миру, к людям, к себе (М.М. Бахтин, С.Л. Франк).

Осмысление веры в суеверия происходит на основе оценки значимости ценностных ориентаций, обретения ценностей человеком, которые из знаемого значения смысловых образований переходят в принятое содержание, что способствует превращению этого содержания в содержание собственного сознания; устранения противоречия; отношения человека к безусловным духовным ценностям, к миру, к себе, к своему будущему; позитивных чувств; рефлексивных оценок; готовности действовать ради цели.

Аспектами веры в суеверия являются задействованные три сферы сознания личности: познавательная (когнитивная), эмоциональная, преобразующая (деятельностная). Поэтому на основе процесса познания, понимания, переживания, отношения увеличивается способность в большей степени управления своими психическими силами, что приводит к расширению сознания, готовности личности к преодолению суеверий. Вера в суеверия реализуется посредством системы взаимодействия с окружающим миром, которая обусловлена образованием зависимости от форм суеверий, отношением к суеверию с позиции неустойчивых ценностных ориентаций, повышенной тревожностью, внутриличностной конфликтностью, негативным отношением к миру, к людям, к себе.

Готовность – предрасположенность человека к восприятию будущих событий и действий, в которых осуществляется выбор в пользу отказа обращения к формам суеверий, т. е готовность личности к преодолению суеверий приводит в соответствие восприятие суеверий с действием в конкретной ситуации.

Готовность к преодолению суеверий – сложное, динамически развивающееся целостное образование, проявляющееся в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонента, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление преодоления суеверий. Содержание каждого компонента включает знания, умения, качества личности.

Психологическую зависимость от суеверий можно охарактеризовать как особое, духовное состояние человека, существенно меняющее его мироощущение, функционирование и восприятие реальности.

Проблему суеверий следует рассмотреть через отдельные фиксируемые компоненты. Основные компоненты когнитивного уровня: восприятие и переработка информации приводит к созданию более сложных в смысловом контексте представлений, убеждений; когнитивная зрелость – в обязанности, ответственности за принимаемые решения; способности справиться с противоречиями жизненного опыта; эмоционального уровня: антипатии и симпатии связаны с ценностными ориентациями, нравственным потенциалом; достижение близости, идентификации – с помощью приятия и познание мира, себя, других, отказ от деструктивных, приводящих к повышению тревоги эмоциональных контактов; поведенческого уровня: готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл; осознанный, неосознанный поступок, имеющий социальное значение; нормы поведения, система ценностных ориентаций, средства достижения.

В качестве критериев формирования готовности студентов к преодолению суеверий определены: когнитивный компонент –преодоление зависимости от форм суеверий (поверья, магия, астрология, псевдодуховные учения), что способствует осознанию зависимости от форм суеверий; эмоционально-оценочный компонент –принятие окружающего мира, самоприятие, принятие других, гибкое (не тревожное) эмоциональное реагирование, что способствует положительным изменениям в эмоционально-чувственной сфере; поведенческий компонент –ценностно-смысловые поведенческие отношения, гибкость в общении, креативное поведение, автономность, что способствует осознанию и реализации деятельностных отношений.

В контексте продвижения системы знаний, приобретенных умений и формирования отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций, снижения уровня тревожности, внутриличностной конфликтности, формирования позитивного отношения посредством рефлексии, диалогического общения и других методов личностью делался выбор в пользу отказа от форм суеверий.

Вера — самая таинственная стихия души, но и самая главная: человек живет верой, и вся его жизнь отражается в его вере как в зеркале.

Вера – глубокая общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающая аспекты: гносеологический (принятие истинного тезиса), психологический (осознание, переживание содержания тезиса в качестве ценности), религиозный (отнесение содержания к сфере сверхъестественного)

Гетерономная вера это результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира, она может выступать как средство обмана или заблуждения. Поэтому на основе процесса познания, понимания, переживания, отношения осуществляется осмысление суррогатной веры, увеличивается способность в большей степени управления своими психическими силами, что приводит к расширению сознания, личностному развитию, религиозной автономии.

«Оккультная болезнь», или «оккультное поражение» - это тяжелые последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков, колдунов; сюда же относятся те, кто попал в псевдодуховные группы, учения. Проявление этой болезни заключается в следующем: по прошествии нескольких месяцев (по наблюдениям А. Берестова) болезнь возвращается с новой силой, поражает другие органы, начинают развиваться тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству. Нередко заболевают другие члены семьи, появляется страх за близких, вызывает страх езда в транспорте и др., слышат «голоса», которые повелевают что-то делать, происходит снижение иммунитета, развиваются онкологические болезни. Все это опасно для жизни.

В неодухотворенной душе вера превращается в состояние душевной приверженности к чужим одержаниям, она держится на внушении со стороны, на слепой суггестии, исходящей от других людей. Проявление слабости – это отказ от автономии, согласие слепо верить чужим словам и с чужих слов, что называется «гетерономией». Такой человек живет не сам и не из себя, он паразитирует на чужом духе, или на чужих стимуляциях духовности. Это перерождает в нем чувство собственного духовного достоинства и расшатывает в нем уважение к самому себе и создает в нем незаметно самочувствие раба. Неодухотворенная душа будет предаваться «страху» или «успокоению», она будет «предчувствовать» и питать суеверия, будет во власти «мечтаний», «волнений», может выработать себе личные или коллективные «обряды».

Преодоление «суетной, ложной» веры происходит на основе оценки значимости ценностных ориентаций, обретения ценностей, которые из «знаемого» значения смысловых образований переходят в «принятое» содержание, что способствует превращению этого содержания в содержание собственного сознания.

«По вере вашей да будет вам», — сказал Христос. И хотим мы этого, или не хотим, именно на нашей вере и возводится здание всей нашей жизни. Но разве не страшно строить не на монолите веры в Бога, не на фундаменте Вечности, а на разнообразных приметах, талисманах и гороскопах? Суеверие рождается в глубинах человеческой души тогда, когда она опустошена.

Главный соблазн суеверия — в его необременительности. В отличие от религиозной веры, которая связывает всё происходящее в жизни с нравственным поведением человека, суеверие перекладывает вину на чей-то дурной взгляд, или недоброе слово, или заколдованный предмет. Здесь не требуется покаяния и каких-то перемен в неправильном образе жизни (ведь покаяние это и есть перемена, переосмысление — именно такой смысл изначально заложен в греческом слове «метанойя»): достаточно найти правильный ключик в виде талисмана или заговора — и всё станет на место.

Вера в суеверие и есть тот самый мостик, по которому в жизнь проникают демонические силы. Когда преподобному Серафиму Саровскому задали вопрос, как же не верить в суеверия, когда они сбываются, старец ответил: «А ты не верь — и они сбываться перестанут!»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: