Комплекс игр и упражнений
- «Приветствие»
Цель: развивать умение передавать мимикой и жестами определённую информацию; обменяться человеческим теплом.
Участники делятся на две группы и встают напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги. По сигналу ведущего дети приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями.
Задание:
o поприветствуйте друг друга только глазами;
o … только головой;
o … только руками;
o … только плечами,
o … только коленками,
o … только носами.
Усложнение. Обменявшись приветствиями, партнёры меняются – делают шаг вправо. Обмен приветствиями продолжается с новыми партнёрами.
- «Зеркало»
В эту игру нужно играть вдвоём (в парах). Один из детей смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» выступает другой ребёнок. Потом дети обязательно меняются ролями.
- «Передача чувств»
Цель: учить детей передавать разные эмоциональные состояния невербальным способом.
Детям по очереди даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
- «Перевоплощение»
Цель: развивать у детей умение перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью мимики и жестов.
Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
- «Подарок другу»
Цель: развивать умение невербально описывать предметы.
Один ребёнок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
- «Скульпторы»
Цель: учить детей взаимодействовать в группе сверстников.
|
Дети по очереди играют роль «скульптора» (решительного, инициативного) и «глины» (мягкой, гибкой, послушной). При обсуждении выясняется, какая роль больше понравилась ребёнку.
Вариант. Группа детей разбивается на пары. В каждой паре – один «натурщик» и один «скульптор». Они стоят спиной друг к другу. «Натурщики» принимают определённую позу и мимику, а «скульпторы» в течение примерно пяти секунд смотрят на них и отворачиваются. «Натурщики» меняют позу. По команде «скульпторы» «лепят» исходные позы и мимику.
- «Солнечный зайчик»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.
Взрослый с помощью зеркала «ловит» солнечного зайчика и передаёт по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть своим теплом. Когда зайчик возвращается, психолог говорит, что зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях, поэтому зайчика выпускают. Но каждый ловит частички его тепла своим сердцем.
- «Встать по пальцам»
Дети сидят. Психолог, отвернувшись или закрыв глаза, поднимает над головой несколько пальцев, – столько человек должно встать, – и считает до трёх, потом произносит: «Замри». Дети должны молча сориентироваться, глядя друг на друга, чтобы или сесть, если стоит больше человек, чем показанное число, или встать, если детей стоит меньше, чем показал психолог на пальцах.
- «Разведчики»
Каждый ребёнок молча «связывается» глазами с кем-то в группе, выбирая себе пару. При этом нельзя пользоваться жестами, словами, нужно только ловить взгляд, чтобы «связаться» глаза в глаза. Тогда возникают пары, которым можно дать любое задание, например, поменяться местами друг с другом.
|
- «Слепой и поводырь»
Цель: учить детей доверять своим сверстникам.
Детям сначала предлагается закрыть глаза и походить по залу в разные стороны в течение 1-2 минут. Потом открывают глаза и разбиваются на пары (любым способом). Теперь один из детей закрывает глаза, а другой водит его по залу и помогает руками избежать столкновений с другими парами. Спустя некоторое время дети меняются ролями.
- «Сиамские близнецы»
Группа детей делится на пары. Широкими лентами двоим детям связывают ноги (одному – правую, другому – левую). Им предлагается молча передвигаться по залу: походить, присесть, повернуться в стороны, потанцевать, пытаясь согласовывать свои движения друг с другом. Побеждает самая гармоничная пара.
- «Руки»
Участники образуют пары и в течение нескольких минут изучают руки друг друга (рассматривают, ощупывают с открытыми, закрытыми глазами): размер, форму, другие особенности, пытаясь запомнить. Потом собираются по три пары в общий круг. Один становится ведущим, закрывает глаза и пытается найти на ощупь руки «своего» партнёра. И так каждый. В конце дети делятся своими впечатлениями.
- «Рисование одним фломастером»
Дети сидят за столами по два человека. Вдвоём они берутся за один фломастер или цветной карандаш и, не договариваясь, стараются изобразить общий рисунок. Потом дети их рассматривают и решают, у кого получился интересный сюжет, а кто не справился с заданием.
- «Рукопожатие»
Дети берутся крепко за руки и, ласково пожимая руки по кругу, молча, с улыбкой смотрят в глаза, мысленно передавая друг другу своё тепло и доброту.
- Игра «Клубок»
Все по очереди перебрасывают клубок из ниток одному из участников, – таким образом клубок должен побывать у всех по одному разу и вернуться к ведущему.