Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет», Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПБ. Издатель­ство «СОЮЗ», 2003.

 

Разработчик учитель-логопед

Сивакова В.А.

 

Ст.Тацинская

2020 уч.год

Пояснительная записка

 

Настоящая программа логопедической коррекции речи носит коррекционно-развивающий характер.

Количество часов, на которое рассчитана программа:

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в ДОУ 2 часа в неделю.

Основной базой рабочей программы являются:

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.

Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная адаптированная программа ДОУ детский сад «Солнышко» для ребенка с ОВЗ разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

· Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

· Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

· Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

· Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

 

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний аутизм (РАС) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.Прежде всего аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок, как будто не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. Ребенок часами может совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований. Ребенок с синдромом аутизма активно стремится к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда его оставляют одного. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором ребенок не реагирует на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки. Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РАС становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта. Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов. Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самог себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

Цель реализации программы:

Исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего про­движения ребенка посредством совершенствования приобрета­емых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Целипрограммы: -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения; -произнесение простых звуков.

Задачи программы: -ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Принципы и подходы к формированию программы:

- онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с РАС, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;

- развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с РАС возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;

- коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений дошкольника, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно - образовательного процесса;

- учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

- системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

- психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

- целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;

- непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- гибкого распределения компонентов режима в течение дня.

Такой подход обеспечивает: ­ «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; ­ поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; ­­ многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; ­ возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); ­ выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

 

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап установление контакта с аутичным ребенком. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Логопед должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего логокоррекционного процесса. Перед логопедом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от логопеда умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. На третьем этапе логокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных логопедических навыков.

Эффективность программы: Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Планируемые результаты освоения воспитанником индивидуальной адаптированной программы:

ü Сформировать способность зрительного контакта во время общения;

ü Способность к подражанию движений и звуков;

ü Подражать разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, имитирует забавные звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп);

ü Повторять действия взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр;

ü Понимать свое имя и соотносить с самим собой;

ü Выражать свои действия и жела­ния одним словом: «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам;

ü Соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту);

ü Отвечать на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

№ п/п Наименование темы занятий Задачи, содержание Дата проведения
  Логопедическое обследование   1. Диагностика понимания обращённой речи; 2. Диагностика звукоподражаний; 3. Диагностика моторных функций 4. Диагностика логического мышления 14.01.2020 16.01.2020
  Домашние животные 1. Развивать активную подражательную речевую деятельность (подражать голосам животных); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки (фигуры животных); 4. Развивать фонематический слух (уметьузнавать голоса животных). 21.01.2020 23.01.2020 28.01.2020
  Дикие животные 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. Развивать активную подражательную речевую деятельность (подражание голосам животных); 4. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки (фигуры животных); 5. Развивать фонематический слух (умение узнавать голоса животных). 30.01.2020 04.02.2020 06.02.2020
  Домашние птицы 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. Обучать интонационному подражанию голосам домашних птиц; 4. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки (фигуры домашних птиц); 5. Развивать фонематический слух (умение узнавать голоса домашних птиц). 11.02.2020 13.02.2020 18.02.2020
  Перелётные птицы 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки (фигуры птиц); 4. Учить ребенка на слух выде­лять звуковые комплексы. 20.02.2020 25.02.2020 27.02.2020
  Транспорт 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. Развивать активную подражательную речевую деятельность; 4. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки (транспорт); 5. Развивать фонематический слух (умение узнавать и различатьсигналы транспорта). 03.03.2020 05.03.2020 10.03.2020
  Игрушки 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки; 4. Развивать фонематический слух (на материале игрушек). 12.03.2020 17.03.2020 19.03.2020
  Мебель 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать игрушки (мебель); 4. Учить ребенка на слух выде­лять звуковые комплексы. 24.03.2020 26.03.2020 31.03.2020  
  Моя семья 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать на картинке членов семьи; 4. Понимать свое имя и соотносить с самим собой; 02.04.2020 07.04.2020 09.04.2020
  Фрукты 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать фрукты; 4. Развивать словарный запас (свойства фруктов, вкусовые качества). 14.04.2020 16.04.2020 21.04.2020
  Овощи 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать овощи; 4. Развивать словарный запас (свойства овощей, вкусовые качества). 23.04.2020 28.04.2020 30.04.2020
  Ягоды 1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох); 2. Развивать артикуляционную моторику; 3. По инструкции узнавать и правильно показывать овощи; 4. Развивать словарный запас (свойства ягод, вкусовые качества). 07.05.2020 12.05.2020 14.05.2020
  Итоговое логопедическое обследование 1. Диагностика понимания обращённой речи; 2. Диагностика звукоподражаний; 3. Диагностика моторных функций 4. Диагностика логического мышления 19.05.2020 21.05.2020 26.05.2020

Список литературы:

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.

2. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5.

3. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефек­тология. 1997. N° 2, 3.

4. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод. пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с.

5. Кириллова, Л. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения / Юганова И. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. – С. 32-36. Материалы с сайта https://www.yspu.yar.ru

6. Овечая А. А. «Игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста с РДА». г. Краснодар «Детский сад «Сказка» от 27.11.2013 г.

7. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.

8. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75

9. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.- 164 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: