В-ль: Молодцы - ребята.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме: об опасности экстремизма, о толерантном отношении друг к другу, а также побеседовать о терпимости, благородстве, порядочности, гуманности и взаимном уважении, о недопустимости экстремизма и терроризма в межнациональных отношениях.
слайд№2 - Наша Родина - ДНР - одна из многонациональных территорий. Каждый народ вносит свою лепту в яркую палитру культур Республики. Только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что и происходило на нашей земле на протяжении многих веков.
Все мы граждане великой многонациональной страны.
Как прекрасен этот мир: голубое небо и яркое солнце, цветущие деревья и зеленая трава, поющие птицы и порхающие бабочки! Радость, любовь, улыбка, беззаботный смех.
Как хрупок этот мир! В считанные минуты счастье может обернуться бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо – скрыться за облаком серой пыли, если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести подменяются идеями насилия и экстремизма.
-Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный, религиозный.
слайд Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
слайд Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
слайд Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
-это нарастание социальной напряженности.
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности нашей Родины. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
Идеология терроризма и экстремизма – это подмена принятых в нормальном обществе ценностей, понятий о справедливости и чести.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Чтобы обезопасить себя от столь ужасного явления, как терроризм
- не стоит знакомиться с подозрительными людьми (странное поведение, одежда, речь);
- не надо приближаться к бесхозным предметам (чужим сумкам, пакетам, вещам и т.д.);
- следует уделять больше внимания собственной национальной культуре (традициям, религии, памятникам).
Помните: Уголовная ответственность за экстремизм и терроризм возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Слайд «Толерантность – путь к миру!». Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает
Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995)
Правильно сказано, что «Именно мир и любовь друг к другу делает нас нацией», единым народом. Проблеме гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.
1-й ведущий: (Объявляет конкурс «Ключевое слово»)
Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.
· Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь_____ к другим людям и уважать человечность вообще.
Секрет успеха в обществе прост, нужна известная сердечность, нужно_____к другим.
Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить _______
Ни один ____ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими.
Лучшее, что есть в жизни человека, - это его ______с другими людьми.
.Великий народ должен помогать малому, сохранять себя, свой ______, свою культуру.
Пропущенные слова: Дружба Народ Уважение Человеколюбие Расположение Язык
Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.
Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.
Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других. следующий конкурс: «Сходства и различия».
Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д.
Вывод:
В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности.- этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.
Марк Лисянский написал стихотворение «Добрые слова».
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела нужны?
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.
Рефлексия: «Дерево толерантности» (творческое задание).
Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
· Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
· Не ссориться, стараться понять друг друга
· Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
· Больше общаться, узнавать друг друга
· Уважать друг друга, стараться самому стать лучше