Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка шести-семи лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, логико-смысловая организация. Потому, как ребёнок строит своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
У ребенка старшего дошкольного возраста к началу обучения в школе должно быть:
· Звукопроизношение полностью соответствовать норме;
· Различение как далеких, так и близких пар фонем;
· Ребенок владеет нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
· Практически не осталось ошибок в словообразовании – так называемых неологизмов, то есть слов, в которых нарушена морфемная сочетаемость;
· Словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
· Ребенок владеет определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
|
· Ребенок осуществляет элементарные логические обобщения в пределах родо -видовых отношений;
· У ребенка сформировано отношение к речи как к объективной действительности: он умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукового анализа;
· Проявляется готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию.
Уважаемые коллеги! Вам предлагаются игры, которые помогут детям подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь ребёнка богаче и разнообразнее.
Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, все возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА».
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)
«ПОДБЕРИ СЛОВО».
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый)
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
|
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов — действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
«АВТОБИОГРАФИЯ».
Вначале воспитатель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
«СЛОВА МЯЧИКИ».
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ».
Играющие должны подбирать к словам рифмы.
Свечка — … печка; трубы — … губы; ракетка — … пипетка; сапоги — пироги и т.д.
» ЕСЛИ ВДРУГ …».
Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.
Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
|
* живая вода; * цветик – семи цветик; * ковёр — самолёт и т.д.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(употребление сложноподчинённых предложений)
· Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)
· Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетчицу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)
«КОМУ УГОЩЕНИЕ?»
(употребление трудных форм существительных)
Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«НАЗОВИ ТРИ СЛОВА»
(активизация словаря)
Каждому участнику по очереди ведущий задаёт вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
«КТО КЕМ ХОЧЕТ СТАТЬ?»
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение, со словом хотим или хочу.
«ЗООПАРК»
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая, их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
· Внешний вид;
· Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
«КТО КЕМ БЫЛ ИЛИ ЧТО ЧЕМ БЫЛО»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
«НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«ПОДБЕРИ РИФМУ»
(развивает фонематический слух).
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат н похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве … (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
«НАЗОВИ ЧАСТИ ПРЕДМЕТА»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).
Показываем картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: по очереди называем части предметов.
II вариант: каждый игрок получает рисунок и сам называет все части
«ДАВАЙ-КА ПОСЧИТАЕМ 1 -2- 5»
(развитие навыка согласования а) существительных и числительных; б) существительных, прилагательных и числительных)
А) Один банан – два банана – пять бананов…
Одна юбка – две юбки – пять юбок…..
Одно кольцо – два кольца – пять колец….
Б) Один маленький утенок – два маленьких утенка – пять маленьких утят…
Одна синяя кофта – две синие кофты – пять синих кофт….
Одно вкусное печенье – два вкусных печенья – пять вкусных печенье…
«СНЕЖНЫЙ КОМ»
(развитие связной речи и грамматического строя речи).
Детям предлагается фраза из 2 слов. Например: Падает снег.
Задача каждого последующего игрока увеличить ее на одно слово, например:
Падает пушистый снег.
Падает белый пушистый снег.
С утра падает белый пушистый снег.
С утра на дорожки падает белый пушистый снег.
С утра на садовые дорожки падает белый пушистый снег.
(детям предлагать посчитать, сколько слов получилось в новой фразе.)
Воспитатель Иванникова С.А.