Расширение участия общества в образовании и в его управлении.




 

Современное российское образование находится в стадии модернизации структуры и содержания образования. Сфера образования является самой массовой формой организации гражданского общества. Ее существование и функционирование отвечает двум основным социальным запросам: необходимость реализации права граждан на образование, реализация права граждан на участие в управлении, то есть потребность создания такой модели управления муниципальной образовательной системой на основе развития демократических государственно-общественных отношений, которая способна удовлетворять как право народа на образование, так и интересы общегосударственного развития. Совершенно понятно, что для реализации этих современных социальных требований к системе образования необходима не только модернизация самой системы образования, но, главным образом, изменение отношения общества к образованию. Оставаясь ведомственной государственной структурой, система образования будет не в состоянии выдержать тот груз новых задач, которые перед ней стоят. И это касается не только необходимого уровня финансирования образования, который невозможно обеспечить только за счет бюджетных средств. Система образования, замкнувшись на своих проблемах, не может в полной мере оценить изменяющуюся социально-экономическую ситуацию, гибко реагировать на социальный заказ, качественно, в соответствии с высоким уровнем требований реализовывать его. Не случайно в своем еще ежегодном послании Федеральному собранию в 2001 году Президент Российской Федерации подчеркнул, что система образования должна стать объектом внимания и поддержки всех общественных сил, заинтересованных в качественном образовании молодого поколения. Усиление роли общественности в решении проблем образования является одной из главных тенденций развития государственной образовательной политики. В числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Стратегия модернизации образования предусматривает активное участие общественности в реализации всех основных направлений обновления образовательной сферы. Так, предполагается создание государственно-общественной системы обеспечения реальной обязательности основного общего образования. Планируется осуществление эффективной государственно-общественной экспертизы и контроля качества учебной литературы. Однако в качестве одной из главных сфер приложения усилий общественности является совместное с государственными структурами управление развитием образования. И это, в силу современных социальных требований к системе образования, безусловно, необходимо. Образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп, общественных структур. Они проявляют объективную потребность во влиянии на нее. Сегодня есть немало организаций, фондов, родителей, готовых вкладывать определенные средства в развитие конкретных образовательных учреждений. При этом им небезразлично, на что пойдут эти средства, какие дополнительные образовательные услуги смогут получить учащиеся. Изучение конкретных потребностей, умение гибко реагировать на них – важнейшее условие не только получения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов, но и обеспечения современного статуса образовательного учреждения. Однако существующие правовые нормы не позволяют должным образом регулировать государственно-общественные отношения в образовании. Исходя из этого, концепция модернизации образования предусматривает создание нормативно-правовой базы для широкого развития договорных отношений в сфере образования. Правовая неразбериха здесь чревата серьезными негативными последствиями, способными поставить под угрозу нарождающиеся государственно-общественные отношения. Трудность заключается в том, что сейчас нет механизмов влияния общественности на деятельность системы образования, в частности отсутствуют механизм получения школой или другим образовательным учреждением «заказа» на образование, механизм оценки родителями деятельности школы, что крайне важно в связи с происходящими инновационными процессами, ведущими к разнообразию школ и образовательных услуг. Все это определяет потребность в том, что бы общественность вовлекалась в прогнозирование, проектирование, организацию деятельности в образовании и контроль за состоянием муниципальной образовательной среды, поскольку это будет способствовать ее устойчивости и эффективному развитию.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: