ТЕАТР КУКОЛ. Из истории кукольного театра




Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут раз­ные боги, дьяволы и священные животные. Что­бы молиться этим богам, люди делали их изо­бражения: больших и маленьких кукол из кам­ня, глины, кости или дерева.

Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и за­ставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, откры­вать глаза, кивать головами, скалить зубы.

По­степенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представ­ления. На протяжении тысяч лет во всех стра­нах мира с помощью кукол разыгрывались ле­генды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад,

сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие челове­ческие пороки: глупость, жадность, трусость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульва­рах, в городских дворах давали маленькие пред­ставления бродячие фокусники, акробаты и ку­кольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шар­манкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смеш­ной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки до­ставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отли­чалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку мед­ные копейки.

В других странах тоже были куклы, похо­жие на нашего Петрушку. Такие же длинноно­сые и крикливые забияки. Называли этих ку­кол по-разному: в Англии — Панч, во Фран­ции — Полишинель, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Касперле и Ганс Вурст, в Чехо­словакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.

Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах. В современных кукольных театрах употре бляются три разные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в дви­жение нитками.

Актер-кукловод стоит на воз­вышении сзади сцены и держит в руках «ва­гу» — специальное устройство. Оно состоит из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступ­ням ног. Обычно у куклы бывает десять, два­дцать, а иногда даже до сорока ниток. Если рас­качивать палочку, от которой нитки идут к ко­ленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, прикрепленную к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все осталь­ные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках. Кукол этой си­стемы часто называют марионетками, но это не совсем правильно, потому что во мно­гих странах так называют любую театральную куклу. Лучше этих кукол называть просто куклы на нитках.

Другая система кукол — это куклы, наде­вающиеся на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный па­лец, одна ручка — на средний, а другая — на большой. Таких кукол многие называют у нас Петрушками, но это тоже не совсем правильно. Ведь куклы этой системы есть во многих стра­нах. Правильно называть их перчаточ­ными или куклами на пальцах. Третья система — это куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи кук­лы, а к плечам — руки. Актер управляет ру­ками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.

Куклы на нитках и куклы на пальцах уже сотни и тысячи лет существуют почти во всех странах мира, а вот куклы на тростях до начала нашего века были только на Востоке, главным образом в Китае и Индокитае. В Европе такие куклы появились впервые у советских куколь­ников-художников Ефимовых.

Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. Их сейчас в Советском Союзе около ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол.

Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные писателями. Большинство театров кукол играет для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любя­щих кукольный театр не меньше, чем дети. По­является все больше кукольных самодеятель­ных коллективов при школах, домах пионеров.

Много государственных кукольных театров возникло в Чехословакии, Румынии, Польше, Венгрии, Демократической Германии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: