17 в. открывает новый этап в развитии фил., именуемый фил. Нов. времени. Ист. особенностью было упрочение и становлен. новых обществ. отнош., что порождает изменен. не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Чел. становится более свободным от влияния религ. мировоззрения, а с другой – менее духовным. Господств. фактором сознания становится наука. На перв. план в фил. вых. гносеологич. проблематика. В ее рамках формируются 2 направл.: эмпиризм (опора на опыт, чувства) и рационализм (опора на разум, абстрактное мышление). Период можно обознач. как эпоху познан. окр. мира и эпоху борьбы методов. Рационализм: Рене Декарт (1596 – 1650) –фр. фил. и ученый-математик. Обосновал ведущую роль разума в познании ("Я мыслю, след., я существую"); выдвинул учен. о субстанции, ее атрибутах и модусах (Все сотворенные субстанции делит на 2 рода: материальн.(вещи); духовные (идеи); автор теор. дуализма – (двойственности) человека, чем попытался примирить материалист. и идеалистич. направл. в философ.; выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях". При изучении проблемы познания особый акцент делает на научном методе. Выдвигает учение о врожд. идеях. Суть этой теории: большинство знаний достиг. благодаря познанию и дедукции. Эмпиризм (опытное) направл. в фил. – Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – англ. фил. и полит. деятель (в 20 –21 гг. – лорд-канцлер Великобр.). осн. фил. идея закл. в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретич., так и практич.) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию, которое не может быть самоцелью. Гл. задачи знания и опыта – помочь чел. добиваться практич. результатов в его деятельности. Им был выдвинут афоризм: "Знание – сила". Гл. методом познания должна стать индукция (обобщение множества частных явл. и получение на основе обобщения общих выводов (н-р, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Б. противопост. методу дедукции, предложенному Декартом. Выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познават. деят-ть. Это: "путь паука" – получ. знания из "чистого разума", т.е. рационалист. путем; "путь муравья" –когда во внимание принимается исключит. опыт; "путь пчелы" – идеальный способ познания. Б. принадлежит одна из попыток классифиц. имеющиеся науки. Было положено начало эмпирическому (опытному) напр. в фил.; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли фил. до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из 2 главных разделов любой филос. системы; определена новая цель фил. – помогать чел. добиваться практич. результ. в его деятельности (тем самым Б. косвенно заложил основы будущей фил. америк. прогматизма); дан импульс антисхоластической, буржуазной фил. как Англ. так и Евр. в целом.
Философия Джона Локка.
Мировую культуру Джон Локк обогатил рядов важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок. Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. Он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании"). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: "Очерки о человеческом разуме". Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l'entendement humain» Лейбница. Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локк вслед за его предшественников Френсисом Беконом называют эмпириком. Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания. Локк признавал существования только единичных вещей и таким образом стоял на позициях номинализма. Следует сказать, что взгляды Локка на религию формировались под значительным влиянием социнианства. Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился под влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния можно отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику антропоморфных представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию деизма, будучи одним из видных представителей последнего.